Проект по ранней профориентации дошкольников "Мир профессий".
проект (средняя группа)

Заверюха Марина Владимировна

Ранняя профориентация дошкольников - актуальное и перспективное направление в работе ДОУ. В материале представлена проектная деятельность в средней группе по данной теме, и предложен вариант анкеты для родителей по ранней профориентации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_professiy.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска».

Проект по ранней профориентации дошкольников

«Мир профессий».

Подготовила и провела:

Заверюха Марина Владимировна.

Лесосибирск 2022

Вид проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, педагоги.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки проведения: сентябрь 2022 г.- декабрь 2022 г.

Актуальность проекта.

 Ранняя профориентация дошкольников – актуальное и перспективное направление работы в дошкольном образовательном учреждении. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в современном мире перед педагогами стоит задача воспитать человека, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, который бы легко социализировался в обществе, успешно реализовался в профессиональной сфере. Это невозможно, если ребенок еще на этапе дошкольного детства не освоил первоначальные представления социального характера, в том числе и ознакомление с профессиями. Расширяя и обогащая представления детей о профессиях, ребенок знакомится с различными видами труда, что в дальнейшем может помочь сделать ему самостоятельный выбор в пользу той или иной профессии. Ведь именно в детском саду дети начинают знакомится с самыми разными профессиями. Ранняя детская профориентация в детском саду ставит цель -  расширить знания детей о мире профессий, сформировать интерес к трудовой деятельности взрослых, и осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Это приводит к повышению интереса детей к миру профессий, закреплению представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Для того чтобы во взрослой жизни ребенок смог осознанно сделать свой выбор, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, и начинать нужно с ближнего окружения, а именно с профессией родителей и людей, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В связи с этим, и рамках реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» решила разработать и реализовать данный проект.

Цель: формирование представлений о разных профессиях, о важности роли труда взрослого в жизни общества.

Задачи проекта:

  1. Способствовать формированию у детей представлений о различных профессиях;
  2. Способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда;
  3. Развивать детскую инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности;
  4. Расширять кругозор и познавательную активность детей;
  5. Создавать условия для закрепления представлений у детей о результатах труда и трудовых действиях, совершаемых взрослыми;
  6. Развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарный запас детей.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • У детей имеются определенные знания и представления о профессии своих родителей (место работы, кем работает, какие трудовые действия выполняет);
  • Ребенок знает понятие «профессия», относится с уважением к результату труда взрослого;
  • Наблюдается обогащение словаря воспитанника;
  • Ребенок может имитировать трудовые действия разных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр;

План реализации проекта:

1 - Этап подготовительный. Определение проблемы.

В ходе бесед с детьми выяснилось, что мало кто из детей знает, кем конкретно работает папа или мама. Также было проведено анкетирование среди родителей по теме профориентации дошкольников. Анализ анкет показал, что родители готовы к сотрудничеству с дошкольным учреждением по поводу ранней профориентации, и считают, что необходимо проводить работу в этом направлении. Но в вопросах о том, с какими профессиями необходимо знакомить ребенка, и в какой профессии в дальнейшем видят своего ребенка, затруднились ответить.

Проанализировав полученные данные, и существующий комплекс педагогических условий дошкольного учреждения, который дает возможность формировать у ребенка представления о мире профессий, начиная с дошкольного детства, определили:

-тему проекта и профессии родителей, с которыми познакомим детей;

-были сформированы цели и задачи проекта;

-была изучена методическая литература по данной теме;

- был составлен план деятельности по реализации проекта;

- был создан уголок в группе по ранней профориентации;

-был подобран дидактический материал, а также мультимедийные презентации и видеофрагменты;

-с помощью родителей была пополнена предметно-пространственная развивающая среда в группе атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

2 этап-основной. Реализация проекта.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

Беседы о людях разных профессий; загадывание загадок о профессиях;

Чтение пословиц и поговорок;

Рассматривание предметных картинок и иллюстраций («Врач», «Продавец», «Повар», «Водитель», «Парикмахер», «Полицейский»).

Экскурсии по детскому саду (кабинет медсестры, прачечная);

Дидактические игры «Кому что нужно», «Я начну, а ты закончи», «Что сначала, что потом».

Познавательное развитие

Наблюдение за работой сотрудников детского сада (помощник воспитателя, дворник);

Знакомство с профессиями родителей;

Видеопрезетация «Профессии».

Речевое развитие

Беседы с детьми на темы: «Кем работают мои мама и папа», «Кем бы я хотел стать, когда вырасту», «Что будет, если исчезнут все дворники? (полицейские, парикмахеры и т.д)»,

Чтение художественной литературы (В.Маяковский «Кем быть?», К.Чуковский «Доктор Айболит», Д.Родари «Чем пахнут ремесла?», С.Михалков «Дядя Степа милиционер», «А что у вас?», С.Маршак «Почта», Б.Заходер «Строители», «Шофер».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Кем я буду, когда вырасту»;

Лепка «Овощи для повара»,

Аппликация «Строим дом, новый дом».

Раскраски по теме «Профессии».

Физическое развитие

Физминутки «Мы в профессии играем», «Много профессий на свете у нас»; «Мир профессий», «Пилоты», «Повар».

Развлечения и тематические эстафеты.

Игровая деятельность.

В ходе сюжетно-ролевых игр дети закрепляют полученные ранее знания о профессиях и трудовых действиях («Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Гараж», «Больница»). Дидактические и настольные игры позволяют обобщить и закрепить знания детей о профессиях и орудиях труда («Кому что нужно», «Кем быть», «Профессии», «Угадай, кто я?»).

Работа с семьями воспитанников.

-Консультация для родителей «Знакомим детей с профессиями»;

- Изготовление игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

 -Конкурс «Книжка о профессии своими руками».

-Буклет для родителей «О ранней детской профориентации».

.

Профессия

Форма проведения

Доктор

Цель: -обогащать знания и представления детей о профессии врача и медсестры,

-Познакомить с их трудовыми обязанностями,

-Дать представления о важности данной профессии для общества.

Беседа о пользе витаминов

Рассматривание картин врачей разных специализаций

Чтение К. Чуковский «Айболит», В. Берестов «Больная кукла»; П. Образцов «Лечу куклу».

Составление рассказов детей из личного опыта «На приеме у врача»

Игровая деятельность: сюжетно – ролевая игра «Лечим кукле горло», «Аптека», «Игрушки у врача».

Настольная игра «Собери картинку из кубиков»

Раскрашивание раскрасок.

Экскурсия в медицинский кабинет

Строитель

Цель: расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

Беседа о профессии строителя

Речевое развитие: составление рассказов по картинке на тему «Кто так может дом построить?»

Аппликация «Строим дом, новый дом

Конструирование с кубиками: «Дома на нашей улице».

Дидактические игры «Лото - профессии»

Сюжетно - ролевая игра «Стройка»

Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Строители», «Три поросенка» А.Милн, «Мастер- ломастер» С.Маршак

Повар

Цель:

-обогащать представления детей о работе повара,

-уточнять и закреплять трудовые действия и орудия труда повара.

Экскурсия на кухню

С-р игра: «В кафе», «Поварята».

Лепка «Овощи для повара»

Рисование «Укрась торт».

Раскрашивание раскрасок «Профессии», «Овощи – фрукты»

Чтение художественной литературы: О.Емельянова «Повар», С.Беляева «Спасибо поварам», В. Мирясова «Стихотворение про повара».

Водитель

Цель: расширение и уточнение знаний о профессии водителя.

Загадывание загадок

Чтение стихотворения «Мой грузовик»

Чтение книг Б. Житкова « Что я видел»

Д/ игра «Светофор»

Беседа с детьми о транспорте, о правилах дорожного движения

С-р игра: «Веселое путешествие»; «На станции технического обслуживания автомобилей»

Пение песни «Голубой вагон»

Аппликация «Дорожные знаки»

Лепка «Светофор»

Парикмахер

Цель:

-знакомить с профессией парикмахер,

Дать представления о трудовых действиях и орудиях труда парикмахера.

Беседа с детьми о профессии «парикмахер».

Рассматривание альбомов и иллюстраций с прическами.

Чтение стихотворения «Салон красоты», «Парикмахер»

Д/игра: «Профессии»; «Подбери прическу».

Просмотр мультфильмов «Стрижка льва»

С-р игра: «Парикмахерская»

Продавец

Цель: обогащать представления детей о работе продавца.

Беседа с детьми «Кто работает в магазине»

Чтение стихотворения «Продавец»

Д/игра: «Моя первая покупка»

Д/игра: «Разложи по полочкам»

Отгадывание загадок

С-р игра: «Магазин»

3 этап - Заключительный этап

-Подведение итогов проекта;

-Выставка «Книжка о профессии своими руками»;

-Создание лэпбука «Профессии» совместно с родителями.

 Результаты проекта:

-Собран и систематизирован материал по теме проекта;

-Расширились представления детей о труде взрослых (большинство детей   называют профессии родителей, чем занимаются на работе и какую пользу приносят обществу);

 -Дошкольники узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.

- Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.

-У родителей увеличился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, повысились компетенции в знаниях о ранней профориентации дошкольников.

Продукты реализации проекта:

• Книги о профессиях, сделанные родителями совместно с детьми,

• Фотоальбом «Профессии прошлого»,

• Лэпбук «Профессии», как совместная деятельность родителей и педагогов

Список литературы:

1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера,

2005. – 64с.

2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового

воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С.

Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.

3. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью

взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – №7.

4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и

методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю.

Павлова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.

5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-

методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.

6. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы

с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л.

В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.

7. Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М.

Приложение

Анкета для родителей

по ранней профориентации дошкольников

Уважаемые родители!

Профориентация дошкольников – новое направление в воспитательно-образовательной работе ДОУ. В зависимости от способностей, психологических особенностях характера и темперамента, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношения к определенным видам деятельности. Просим Вас ответить на вопросы анкеты, которые помогут нам в дальнейшей работе с вашими детьми.

Вопросы анкеты

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1.Считаете ли вы необходимым проводить работу по ранней профориентации дошкольников?

2.Беседуете те ли вы со своим ребенком о разных профессиях?

3.Рассказываете ли вы своему ребенку о своей профессии? О профессии ваших родителей?

4.В какой профессии вы бы хотели видеть своего ребенка?

5.С какими профессиями, по вашему мнению необходимо знакомить дошкольников?

6.Готовы ли вы к взаимодействию с детским садом в процессе ранней профориентации дошкольников (проведению совместных праздников, экскурсий, вечеров-встреч)?

7.Хотелось бы вам больше узнать о проблеме ранней профориентации дошкольников? В каких формах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»

   Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...

Проект по ранней профориентации на тему "«Все профессии нужны, все профессии важны».Проект одобрен и выдвинут на конкурс "Наше Подмосковье"

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к  различным профессиям.    ...

Проект по формированию ранней профориентации «Все профессии важны, все профессии нужны!». для детей старшей группы

Проектпо формированию ранней профориентации«Все профессии важны, все профессии нужны!»....

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...

Внедрение проектного метода в образовательный процесс ДОУ. Реализация проекта по ранней профориентации "Мир профессий" на примере работы средней группы "Любознайки" МАДОУ "Каменский детский сад Росток" "Ресторан и его профессии"

На примере проекта "Мир профессий" в средней возрастной группе детского сада с презентацией. Рассматривая вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовате...

Проект по ранней профориентации дошкольников "Профессии прошлого - профессии будущего"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонно...