Проект по ранней профориентации дошкольников "Профессии прошлого - профессии будущего"
проект (подготовительная группа)

Ахмадеева Ляйсан Талгатовна

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

 Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raduga_professiy.docx67.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Ак каен» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Муниципальный конкурс

проектов по профориентации

«Радуга профессий» для педагогов

дошкольных образовательных учреждений

Тема проекта: «Профессии прошлого – профессии будущего»

Авторский коллектив: Ахмадеева Л. Т.

Шамсетдинова Г. С.

п. Березовка

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………………3
  1. Введение…………………………………………………………..3
  2. Актуальность……………………………………………………..4
  3. Цель и задачи проекта……………………………………………6
  4. Планируемые результаты………………………………………..6
  1. Основная часть……………………………………………………….7
  1. Этапы реализации проекта………………………………………7
  2. Принципы…………………………………………………………8
  3. Направления………………………………………………………8
  4. Педагогические технологии……………………………………..9
  5. Формы и методы работы………………………………………...11
  6. Диагностика………………………………………………………12
  7. Подведение итогов……………………………………………….13
  1. Заключение……………………………………………………………13
  2. Список использованной литературы………………………………..15

«Жизнь человека – череда

многочисленных выборов, и выбор

профессии можно отнести

 к самым сложным»

Резапкина Г.

1. Пояснительная записка

1.1. Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Основная образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий для развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

 Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. 

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе различных экскурсий дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Взрослый по мере возможности вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Для усиления эмоционального воздействия на детей используется детская художественная литература, энциклопедии. Ознакомление с профессиями детей старшего дошкольного возраста подводит к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

В выступлениях руководителей нашего государства неоднократно подчеркивалась необходимость в популяризации рабочих профессий, необходимости повышать престиж профессионального труда, престиж работы у станка, престиж работы вообще любого профессионального труда.

1.2. Актуальность.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике мало разработана. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, потому что перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности. Представления дошкольников о профессиях ограничиваются, с основном, профессиями родителей, воспитателя, продавца, врача, полицейского. Но и об этих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.

В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации.

Началом работы по формированию первоначальных представлений о мире профессий и труде взрослых стал анализ уровня сформированности воспитанников в данном направлении.

Так, диагностическое обследование по определению уровня знаний и представлений о труде взрослых на основе диагностики методики Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых», показало следующие результаты: 40% воспитанников проявляют незначительный интерес к игре, знания сформированы частично; 60% воспитанников бегло рассматривают орудия и изображения профессий. Частично используют образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения; имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают кем работают, и каким делом заняты их родители.

Опрос родителей показал, что 80% из них напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии. 35% обсуждали с детьми их будущую профессию.

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают некоторыми знаниями о мире профессий, но для более полного изучения данной темы их недостаточно. Опрос детей в группе показал, что ребята проявляют интерес к профессиям взрослых, но при этом многие из них не знают, кем и где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители редко или совсем не рассказывают детям об их работе. В силу возраста, некоторым детям недостаточно простого объяснения, необходимо нечто большее.

Таким образом, появилась идея разработки Проекта по ранней профориентации для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессии прошлого – профессии будущего».

Чтобы ребенку было легче усвоить данный материал, решено было подключить к этой проблеме родителей и других членов семьи.

Актуальность программы заключается в поиске наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей.

Педагогическая целесообразность направлена на раннюю профориентацию старших дошкольников, формированию у них первичного представления о мире профессий через взаимодействие с семьёй и социумом.

Новизна проекта заключается:

-        в создании игровых центров со сменой оборудования в соответствии с тематикой;

-        в создании условий для свободного выбора детьми игрового центра, в процессе ознакомления с рабочими профессиями.

1.3. Цель и задачи проекта

 Целью данного проекта является формирование у воспитанников первоначальных представлений   о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях: название, инструменты труда, трудовые действия, польза данной профессии.

- углубить представления детей о разнообразии сельскохозяйственных и рабочих профессий как особенности профессионального мира нашего региона;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности: участвовать в посильной трудовой деятельности, моделировать трудовые отношения в игре.

   - воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами.

1.4. Планируемые результаты освоения Проекта

Для детей:

- называет профессии разных сфер в соответствии с возрастом; различает профессии по существенным признакам; называет важные качества представителей разных профессий;

-  овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Для педагогов:

-        повышение компетентности в работе по осуществлению ранней профориентации дошкольников;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы; создание тематических уголков; выставок рисунков, работ, оформление рассказов детей;

Для родителей:

-        расширение представлений о деятельности дошкольного учреждения, повышение интереса к сотрудничеству;

-        оказание помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.

       

  1. Основная часть
  1. Этапы реализации проекта:

I этап – сентябрь 2022 г. – подготовительный.

   В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

  1. диагностика знаний и представлений о разнообразии профессий взрослых (Приложение №1);
  2. определение целей и задач проекта, прогнозирование результата;
  3.  разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями (Приложение № 2), консультация с родителями (Приложение №3), организация предметно – развивающей среды, подбор художественной литературы, подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок, изготовление и пополнение атрибутов для различных сюжетно-ролевых игр (Приложение № 4, 5), подбор дидактических, словесных, настольных игр (Приложение № 6)

II этап – сентябрь — ноябрь 2022 г. – практический.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Возраст детей: 6–7 лет.

Продолжительность занятий: 25–30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей согласно СанПиН 2.4.1.3049–13.

III этап – ноябрь 2022 г. - заключительный.

  1. Завершение проекта и обобщение полученных детьми знаний.
  2. Создание выставки рисунков «Когда я вырасту, я стану…»
  3. Проведение диагностики знаний и представлений о разнообразии профессий взрослых с целью выявления теоретических знаний и практических умений воспитанников.

  1. Принципы.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:

1.Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры)

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

  1. Направления

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям:

1. Работа с воспитанниками. Реализация проекта.

2. Сотрудничество с семьями воспитанников. Реализуемая форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» - я считаю эффективна, актуальна, значима для установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечения семьи и ДОУ в единое информационное пространство для сотрудничества.

3. Взаимодействие с социумом. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

  1. Педагогические технологии

Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

 Чтобы сформировать интерес к труду взрослых, необходимо внедрение современных педагогических  технологий, максимально направленных на формирование ранней профориентации у воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.

1.Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т.С. Лагода, М. Б. Зуйкова).

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

 Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. 

2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова). 

Технология познавательно – исследовательской деятельности – это совокупность последовательных действий педагога; направленных на получение детьми знаний, путём тесного соприкосновения с чем – либо в специально созданных условиях, для определения чего – либо, опытным путем. Она способствует открытию знаний самим ребёнком.

Значимость технологии исследовательской деятельности в том, что она помогает развить в детях любознательность и наблюдательность, находить и раскрывать неизвестное, которое они не могут выполнить в силу только своих знаний, что приводит к поиску нужной информации через проведение экспериментов и опытов, на основе анализа результатов которых выявляется ответ на возникшую проблему. В связи с этим развивается творческая активность детей, мышление, умение классифицировать, анализировать, прогнозировать результат, сопоставлять факты и делать соответствующие выводы, формируются навыки проведения опытов и экспериментов, развиваются и формируются коммуникативные качества детей.

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр

Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.

Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Так как педагогу отводится немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создания интереса к игре. И только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, дети вовлекаются в сплочённые группы, с желанием участвуют в игровых действиях и могут полностью реализовать себя в игре. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств для создания своего образа. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

2.5. Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых.

Для ознакомления детей с трудом взрослых использую традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

Вышеперечисленные формы работы с детьми благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книг-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

-подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

-подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

-выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;

-оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

-оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

-материалы для сюжетно-ролевых игр.

  1. Диагностика

Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий).

Высокий уровень.

Воспитанник интересуется и любит играть знает и называет профессии продолжительно остаётся в игре отвечает на вопросы четко и полным ответом эмоционально реагирует на поставленные ситуации наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе использует в речи слова обозначающие орудия труда, действия, называет профессии. использует образные сравнения при рассматривании предметов; выражает собственного мнения и проявляет отношение к профессиям и орудиям труда.

Средний уровень.

Воспитанник проявляет незначительный интерес к игре знания сформированы частично; бегло рассматривает орудия и изображения профессий ; частично отвечает на вопросы отвлекается недостаточно эмоционально реагирует на вопросы наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе игры частично использует в речи слова –обозначающие орудия труда, действия , называет профессии. частично использует образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения.

Низкий уровень.

Ребёнок не интересуется и не любит заниматься играми не знает и не называет профессии и орудия труда не проявляет интереса при рассматривании картинок о профессиях; не отвечает на вопросы не слушает; не наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе игровой деятельности; не использует в речи слова –обозначающие орудия труда, действия ,называет профессии. не использует образные сравнения при рассматривании предметов; не выражает собственного мнения по отношению к профессиям.

В результате проведенной работы были сделаны выводы о том, что воспитанники имели фрагментарное представление о труде взрослых. Не могли определять значимость труда людей. Представления о структуре трудового процесса не точные, поскольку часто ошибались в установлении взаимосвязи: (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Не всегда испытывали чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Не проявляли особого стремления получать знания о труде взрослых.

Сравнительный анализ уровня сформированности представлений у воспитанников о многообразном мире профессий

(сентябрь 2022, ноябрь 2022)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Сентябрь

71%

16%

13%

Ноябрь

5%

46%

49%

  1. Подведение итогов.

По результатам диагностического обследования можно сделать вывод о том, что после реализации проекта, воспитанники имеют четкие представления о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Понимают значимость труда людей. Имеют представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.

  1. Заключение

Полноценное развитие ребенка-дошкольника должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности, что было учтено при организации и проведении данного проекта. Данная проектная деятельность максимально способствовала раскрытию творческого потенциала ребенка. Воспитательно-образовательный процесс выстраивался на основе создания психологического комфорта у детей, что позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки воспитанников; развитию коммуникативных навыков, удовлетворения потребности в двигательной активности дошкольника. Все части проекта были тесно взаимосвязаны друг с другом, что способствовало поддержанию интереса у детей на протяжении всего проекта. Каждому ребёнку дана возможность участвовать в проекте, добивалась, чтобы у каждого ребенка получился результат. Длительность НОД была выражена в соответствии с санитарными нормами и правилами, а также с возрастными особенностями детей. Программный материал был подобран в соответствии с ФГОС ДО. Созданы игровые центры со сменой оборудования по профессиям.

Педагогическое наблюдение результативности реализации данного Проекта заключалось в выявлении качественных изменений уровня сформированности представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о многообразном мире профессий.

Для детей:

-у детей повысился интерес к разным видам профессиональной деятельности взрослых;

-сформировалось целостное представление о труде родителей;

-дети научились осознанно играть в сюжетно-ролевые игры, что способствует их социализации и ранней профориентации.

Для педагогов:

-        повысилась компетентность в работе по осуществлению ранней профориентации дошкольников;

-        обогатился методический кейс по данному направлению.

Для родителей:

-        расширились представления о деятельности дошкольного учреждения, повысился интерес к сотрудничеству;

-        оказание помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.

       Вывод: в результате проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к профессиям. Данный проект получился ярким, практическим, познавательным. Все дети активно участвовали в проекте, были прочитаны стихи, рассмотрены фотоиллюстрации, закреплены навыки рисования. Создана выставка рисунков «Когда я вырасту, я стану…» Дети пополнили словарный запас новыми словами. Я считаю, что проект достиг поставленной цели.

Список использованных источников

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. Изд: Мозаика- синтез, 2014г.
  2. Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
  3. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы)
  4. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Изд: Центр педагогического образования, 2013г.
  5. Maam.ru [Электрон ный ресурс]URL:http://www.maam.ru./detskijsad/proekt-moja-semja- 117371.html
  6. Дидактические игры. https://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-andrevna-gromova/podborka-didakticheskih-igr-dlja-zakreplenija-u-doshkolnikov-5-7-let-znanii-po-teme-profesi.html 
  7. Сочеванова Е. А. «Подвижные игры», 2008.
  8. Конспекты непосредственной образовательной деятельности.
  9. Виноградова Н. А. «Сюжетно-ролевые игры»,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ранней профориентации "Я и профессия"

Цель работы по профориентации: подытожить понимание  о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «углубление» в настоящие  практически...

Проект по ранней профориентации дошкольников "Академия профессий"

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Мы понимаем, что профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело в...

Проект по ранней профориентации дошкольника "Мир профессий"

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Проект &qu...

Проект по ранней профориентации дошкольников "Хлеборобы - профессия, которой надо гордиться!"

Обогащать знания детей о профессии хлебороба, сформировать представления о выраещивании хлеба....

Проект по ранней профориентации дошкольников "Мир профессий".

Ранняя профориентация дошкольников - актуальное и перспективное направление в работе ДОУ. В материале представлена проектная деятельность в средней группе по данной теме, и предложен вариант анкеты дл...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...

Педагогический проект по ранней профориентации «Вперед, к профессиям будущего» (для детей всех возрастных групп)

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязате...