Проект по ранней профориентации "Я и профессия"
проект (средняя группа)

Ладонова Людмила Николаевна

Цель работы по профориентации: подытожить понимание  о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «углубление» в настоящие  практические ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_i_professiya.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

629382   Тюменская область  Красноселькупский район  с.Толька, улица Набережная19 а   тел/факс (8-34932)  3-13-77  E-mailberezka@education-ruo.ru

«Я и профессия»

(ранняя профориентации дошкольников)

Автор составитель:

Ладонова Людмила Николаевна,

Булатова Сауле Зейнеловна –

воспитатели МДОУ Д/С «Березка»

Толька, 2020 год

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………3

1. Методы, формы  и средства    внедрение   профориентационной работы    в МДОУ Д/С «Березка» ……………………………...…………………………………4                                                                                                                                                                                      

  • Один из методов ознакомления дошкольников с миром профессиями взрослых, является метод проектной деятельности;
  • Формы и методы работы с дошкольниками при ознакомлении с миром профессий;
  • Последовательность ознакомления с профессией;
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • Сотрудничество с социальными партнерами

2.Тематический план мероприятий  по ранней профориентации дошкольнико в МДОУ Д/С «Березка» ……………………………………………………………… ..6                                            

Список литературы              

                                                                                                         

Введение

Актуальной задачей современной системы образование является единый системный процесс социального и индивидуального развития ребенка. Одним из результативным решений данной задачи, является внедрение в ДОУ  профориентационной работы с дошкольниками. В процессе привлечения детей к миру взрослых, профориентация способствует собранию в едино  социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
На текущем  этапе формирования  общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более продуктивных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, применяемые в практики и, конечно, они необходимы  быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Дать ребенку  сделать верное решение – трудная  задача для воспитателей и родителей. Но многогранное развитие ребенка раннего возраста даст ему вероятность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовлетворение и радость.

Цель работы по профориентации: подытожить понимание  о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «углубление» в настоящие  практические ситуации.

Задачи по формированию простейших представлений у детей дошкольного  возраста о профессиях взрослых:

  • Развитие эмоционально-положительного позиций к человеку труда;
  • Формирование представлений о потребности трудовой деятельности в жизни людей;
  • Формировании познавательной активности, заинтересованности  к профессиям взрослых;
  • Формирование обобщенных представлений о целостности  трудового процесса,
  • Понимание взаимосвязи между составляющими трудовой деятельности;
  • Воспитание заботливого  отношения к труду взрослых и результатам их труда;
  • Формирование у детей стремления  научиться сделать  трудовые действия

представителей различных профессий.

1.  Методы, формы  и средства    внедрение   профориентационной работы    в МДОУ Д/С «Березка»                                                                            

Одним из методов ознакомления дошкольников с миром профессиями взрослых, в МДОУ Д/С «Березка», является метод проектной деятельности так как:

  • Основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию;
  • Позволяет понять  сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс  интересным, познавательным.

А основная цель любой  деятельности педагога – развитие творческой личности! В рамках национального проекта «Образования»  был разработан  проект по ранней профориентации  «    Я и профессия».                  «Активными участниками проекта  должны стать ребенок дошкольного возраста, родитель и педагог.  Игровые технологии играют главенствующую роль всего дошкольного образования. ФГОС  выдвигает индивидуальность  ребенка на первый план, и все пребывание ребенка дошкольника в детском саду посвящено игре.

Педагогами обширно используется «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология основывается на принципе динамичности ребенка, характеризуется высоким компонентом мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана комбинировать элементы игры и учения. Разница  от игр вообще, педагогическая игра обладает конкретными  признаком. Каким?  Конкретная  цель обучения.  Соответствующим цели педагогическим итогом гносеологической направленности.

Самый важный принцип, правило для взрослых: ребенку мало понимать, разбираться  в профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают показывать, передавать, выражать сущность деятельности работы  различных  организаций представителей самых разных профессий. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его  ум, сила, упорство, решимость, фантазия,  коммуникабельность и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к поиску себя, к самопознанию, к самосовершенствованию, к самовыражению, к самоутверждению

Основным  затруднением, проблемой  в работе по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть занятия, труда взрослых недоступна для простого  изучения, наблюдения анализа за ней. Виртуальные экскурсии помогают моделировать  различные профессиональные  ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует новая модель обучения на современном этапе образования.

         Формы и методы работы с дошкольниками:

  • Экскурсии, наблюдения в длительных целенаправленных прогулках;
  • Рассказы воспитателей и родителей;
  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Игры, праздники и развлечения;
  • Самостоятельная художественно – творческая деятельность;
  • Виртуальные экскурсии.

Последовательность ознакомления с профессией:

  • Название профессии;
  • Место работы;
  • Материал для труда;
  • Форменная одежда;
  • Орудия труда;
  •  Трудовые действия;
  • Личностные качества;
  • Результат труда;
  • Польза труда для общества.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды: 

  • Оснащение  художественной литературой;
  • Разработка  картотек;
  •  Использование наглядного материала;
  •  Составление и создание дидактических игр;
  •  Употребление видеоматериалов;
  •  Создание презентаций;
  • Изготовление и покупка аксессуаров для сюжетно-ролевых игр.

Сотрудничество с социальными партнерами: 

  • Экскурсии в учреждения;
  •  Встречи с интересными людьми разных профессий.

2. Тематический план мероприятий по ранней профориентации дошкольников в МДОУ Д/С «Березка»  на 2020-2022 уч.г.

Дата

Содержание

Цели

Сентябрь.  Знакомство с профессией «Учитель»

1 неделя

  • Беседа о профессии учителя, какие бывают учителя, какими качествами характера должен обладать учитель
  • Знакомить детей с профессией учителя
  • Мотивировать детей к школьному обучению
  • Пополнить  словарный запас (звонок, урок, перемена)
  • Дать детям представление о профессиях людей, работающих в школе
  • Способствовать расширению социальных представлений о школе

2 неделя

  • Экскурсия на праздничную линейку, посвященную 1 сентября (МОШИ ТОШИСпОО)
  • С/р игра «Школа»

3 неделя

  • Чтение и заучивание наизусть стихотворения В. Малков «Мы забыли про звонок», В. Тушнова «Учителям»

4 неделя

  • Творческое задание нарисовать портрет учителя

Октябрь.  Знакомство с профессией «Пожарник»

1 неделя

  • Беседа – диалог профессия пожарного. Пожарная безопасность дома и на природе
  • С/р игра «Пожарная часть»
  • Пополнять представления детей о профессии «Пожарный»
  • Обобщать знания о труде пожарного
  • Расширять элементарные правила поведения при пожаре
  • Прививать уважение к труду разных профессий
  •  Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи

2 неделя

  • Экскурсия в пожарную часть

3 неделя

  • Чтение художественной литературы.  Т. Потапова «Пожарный»
  •  Презентация «Работа пожарных»

4 неделя

  • Творческая деятельность аппликация «Я б в пожарники пошел пусть меня научат»

Ноябрь.  Знакомство с профессией «Врача»

1 неделя

  • Беседы: «Детки заболели. Кто нас лечит?»
  • С/р игра «Больница»
  • Расширить знания детей о профессию врача
  • Приобщать дошкольников примерять на себя роль врача и пациента
  • Помочь детям побороть страхи перед врачами
  • Образовывать диалоговую речь активизировать словарный запас.

2 неделя

  • Экскурсия в медицинский кабинет

3 неделя

  • Дидактические игры: «Что делают этим предметом»
  •   Пазлы «Медицинские инструменты»

4 неделя

  • Творческая деятельность лепка «Атрибуты для Айболита»

Декабрь. Знакомство с профессией «Лесник»

1 неделя

  • Беседа по сюжетной картине «Лес»
  • С/р игра «Егерь»
  • Ознакомить детей с профессией лесника
  • Научить трепетно, бережно  относится ко всему что растет и живет в лесу
  • Прививать культуру поведения в лесу
  • Получить знания о труде лесника и его экологическом значений и представления о роли леса в жизни человека

2 неделя

  • Документальный фильм «Заповедники России»
  • Чтение художественной литературы Н. Сладков «Недолго думая, или дела и заботы Жалейкина»

3 неделя

  • Дидактическая игра «С какого дерева листочки»

4 неделя

  • Творческое задание поделки из природного материала

Январь.  Знакомство с профессией «Археолог»

1 неделя

  • Показ иллюстраций «Чем занимается археолог?»
  • Чтение рассказов и стихов ….
  • Познакомить детей с редкой профессией – археолог, ее значимость для современного мира
  • Обратить внимание на  трудности этой профессий
  • Знакомство с новыми словами «артефакты», «раскопки»

2 неделя

  • Виртуальная экскурсия «Что может найти археолог при раскопках?»

3 неделя

  • Творческое задание аппликация «Древние узоры»

4 неделя

  • Конструирование постройка «Египетских пирамид»

Февраль. Знакомство с профессией «Космонавт»

1 неделя

  • Беседа профессия «Космонавт»
  • С/р игра «Космос»
  • Закрепить  знания о   космосе, планете, глобусе
  • Расширить,  углубить знания детей о профессии космонавта
  • Воспитывать  чувстыо гордости, патриотизма за родную страну
  •  Развивать творческое мышление и фантазию детей

2 неделя

  • Настольная игра «Что необходимо на космической станции»

3 неделя

  • Презентация «Наша вселенная»
  • Пазлы «Глобус», «Ракета», «Звезда»

4 неделя

  • Конкурс поделок «Космические ракеты – станции»

Март. Знакомство с профессией «Актер»

1 неделя

  • Рассказ о  выдающихся  актерах современности
  • Раскрывать способности детей средствами театрального искусства совершенствовать артистические навыки
  • Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика)

2 неделя

  • Театрализованные игры: пальчиковые, теневой, кукольный

3 неделя

  • Дидактическая игра: «Угадай героев сказки»
  • Викторина «Любители народных сказок»

4 неделя

  • Постановка сказки «Репка»

Апрель.  Знакомство с профессией «Парикмахер»

1 неделя

  • Мультимедийная презентация «Профессия – парикмахер»;
  • Закрепить знания о профессии – «Парикмахер»,
  • Прививать аккуратность к внешнему виду (одежда, прическа)
  • Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании

2 неделя

  • Чтение художественной литературы: стихотворение Берестова «В парикмахерской»
  • Речевая игра «Один-много»

3 неделя

  • С/р игры «Салон красоты»
  • Встреча с мамой воспитанника профессия парикмахер

4 неделя

  • Физкультурное развлечение «Самый ловкий парикмахер»

Май.  Знакомство с профессией «Продавец»

1 неделя

  • Беседа профессия моих родителей
  •  С/р игра «Магазин»
  • Дополнить знание дошкольника с профессией продавца, его трудовыми процессами
  •  Вызвать у детей интерес к окружающему миру и формировать реалистическое представление о данной профессий
  • Обогатить словарный запас и использовать их в обиходе

2 неделя

  • Сюжетно-развивающая игра «Готовим вкусный обед»
  • Показ видео ролика «Что мы знаем о продавце?»

3 неделя

  • Заучивание стихотворение "Продавец" Н. Кнушевицкая
  • Загадки и пословицы   о профессий продавца

4 неделя

  • Экскурсия с детьми  в магазин «Ямал»

Дата

Содержание

Цели

Сентябрь.  Знакомство с профессией «Почтальон»

1 неделя

  • Беседа с детьми «Кто работает на почте?»
  • Формировать у детей представление о труде работников почты, о важности их труда
  • Воспитывать уважение и интерес к данной профессии
  • Обогащать словарный запас словами: марка, письмо, открытка, посылка, почтовый ящик и др...

2 неделя

  • Экскурсия «Один день на почте».

3 неделя

  • Чтение художественной литературы С. Маршак «Почта»

4 неделя

  • Совместная работа детей и родителей по изготовления поделки «Почтовый ящик»

Октябрь.  Знакомство с профессией «Библиотекарь»

1 неделя

  • Беседа – диалог профессия «Библиотекарь».
  • Выставка «Книжный кинозал»
  • Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
  • Воспитание бережного отношения к книгам
  • Расширять кругозор детей
  • Создать условия для познавательной деятельности детей дошкольного возраста

2 неделя

  • Экскурсия в библиотеку

3 неделя

  • Чтение художественной литературы

4 неделя

  • Творческая деятельность аппликация «Обложка для моей сказки»

Ноябрь.  Знакомство с профессией «Архитектор»

1 неделя

  • Беседа «Архитектор как волшебник»
  • С/р игра «Мы архитекторы»
  • Познакомить детей с одним из видов искусства - архитектурой
  • Вызвать интерес к истории архитектуры
  • Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, формы и цвета

2 неделя

  • Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка»

3 неделя

  • Дидактический «телевизор», (мультимедиа) картинки разнообразных построек 

4 неделя

  • Создание и оформление выставки «Дома будущего»

Декабрь. Знакомство с профессией «Модельер»

1 неделя

  • Беседа «Наша разная одежда – кто ее придумывает»
  • Лэпбук «Ателье новых слов»
  • Познакомить детей с новой профессией взрослых – модельером
  • Дать представление об их профессиональных и личностных качествах
  • Развивать фантазию, творческие способности детей
  • Обогатить словарный запас детей новыми словами

2 неделя

  • Отгадывание загадок, чтение стихов про одежду и профессии.
  • Чтение художественной литературы: В.Маяковского «Кем быть?»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

3 неделя

  • Просмотр видеофильма  «Профессия модельера – дизайнера          одежды», «Модные показы»

4 неделя

  • Показ мужской одежды сделаны своими руками «Шик»

Январь.  Знакомство с профессией «Программист»

1 неделя

  • Беседа с детьми о профессий «Программист»
  • Загадки; картинки с профессиями «Знакомимся с профессиями»
  • Расширить знания детей о профессии программист
  • Познакомить с профессиями связанные с  ИКТ
  • Способствовать закреплению полученных знаний
  • Развивать память, мышление

2 неделя

  •  Игры на интерактивном  столе «Умникум-2», как  новый вид развивающего обучения

3 неделя

  •  Видео презентация «Программисты»

4 неделя

  • Экскурсия в кабинет информатике (школа)

Февраль. Знакомство с профессией «Полицейский»

1 неделя

  • Беседа- диалог «Полицейские - кто они
  • Проблемная ситуация.
  • Подвижная игра: «Шеренга».
  • Закрепить знания о профессии полицейских, ее социальной значимости, о личностных качествах необходимых для этой профессии 
  • Формировать понятие, что каждый человек несут ответственность за свои поступки
  • Воспитывать уважение к работе полицейских

2 неделя

  • Уголок безопасности: «Правила дорожного движения», игра по ПДД.

3 неделя

  • Сюжетно-ролевая игра «Полиция спешит на помощь».
  • Уголок мужской доблести: фотографии подвигов полицейских, фотографии работников пожарной службы, МЧС.

4 неделя

  • Пригласить на беседу с детьми  инспектора ГИБДД с. Толька

Март. Знакомство с профессией «Ветврач»

1 неделя

  • Встреча с интересным человеком своей профессии ветврача К.Р. Булатовой
  • Познакомить с новой профессий-ветеринар
  • Развивать игровые умения детей: вести игровой диалог, сочинять сюжет
  • Подбирать необходимые атрибуты для сюжетно –ролевой игры.
  • Воспитывать ответственность за домашний животные и дикие животные

2 неделя

  • Дидактическая игра «Подбери глагол» «Найди следствие»

3 неделя

  • Чтение художественной литературы К.Чуковский «Айболит» А.Куприн «Чудесный доктор»
  • Стихи «Мой щенок заболел», «Хочу стать Айболитом»

4 неделя

  • Сюжетно-ролевая игра «Ветеринар в зоопарке»

Апрель.  Знакомство с профессией «Астроном»

1 неделя

  • Знакомить с биографией первого космонавта Земли  Ю.Гагарина,
  • Картинки-раскраски Астроном
  • Расширить знания о профессии астронома
  • Воспитание гордости за родную страну первой отправившей человека в космос
  • Обогащать словарный запас (подзорная труба, обсерватория, созвездия, планитарий)

2 неделя

  • Виртуальная экскурсия по планетарию

3 неделя

  • Просмотр видеофильма  «Вселенная»

4 неделя

  • Рисование по замыслу «Путешествия на космическом корабле»

Май.  Знакомство с профессией «Водитель»

1 неделя

  • Беседа  с детьми профессия моего папы
  • Показ видео ролика «Я сижу и баранку кручу»
  • Дополнить знание дошкольника с профессией водителя, его трудовыми процессами,
  • Вызвать у детей интерес к окружающему миру
  • Воспитание уважения к любой работе

2 неделя

  • Разрезанные картинка «Инструменты водителя»

3 неделя

  • Заучивание стихотворение "Шафер" Б. Заходер.
  • Загадки и пословицы   о профессий водителя

4 неделя

  • С/р игра «Водитель»

Список литературы

1.        Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром / Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.        

2.        Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.          

3.        Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.          

4.        Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.          

5.         Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.

6.        Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»

   Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...

Проект по ранней профориентации на тему "«Все профессии нужны, все профессии важны».Проект одобрен и выдвинут на конкурс "Наше Подмосковье"

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к  различным профессиям.    ...

Проект по формированию ранней профориентации «Все профессии важны, все профессии нужны!». для детей старшей группы

Проектпо формированию ранней профориентации«Все профессии важны, все профессии нужны!»....

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...

Внедрение проектного метода в образовательный процесс ДОУ. Реализация проекта по ранней профориентации "Мир профессий" на примере работы средней группы "Любознайки" МАДОУ "Каменский детский сад Росток" "Ресторан и его профессии"

На примере проекта "Мир профессий" в средней возрастной группе детского сада с презентацией. Рассматривая вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовате...

Проект по ранней профориентации дошкольников "Профессии прошлого - профессии будущего"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонно...