«Игровая деятельность на занятиях по аппликации с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»
статья

Байрам Людмила Георгиевна

Самое главное — игровые действия, через которые осуществляется любая игра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровая деятельность на занятии по аппликации  с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Воспитатель: Байрам Людмила Георгиевна

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения — одна из важнейших задач сегодняшнего дня.  Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре представляют возможность использования игровых приемов в руководстве рисованием (лепкой, аппликацией). Самое главное — игровые действия, через которые осуществляется любая игра. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация), сажают в них зайчиков, они плывут по реке, выбираются на берег. Лодки с кривым парусом могут перевернуться, в них зайцы не хотят садиться. Игровые приемы могут строиться с использованием содержания знакомых для детей игр. Наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх. Дети с интересом воспринимают знакомых персонажей в новых, неожиданных ситуациях, предложенных взрослым. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу. Созданная мной ситуация дает детям возможность понять требования к качеству изображения. С большим интересом, не отвлекаясь, дети клеят грибы  на полянке. Белочка, узнавая белый гриб, подберезовик, будет прятать грибы в дупло, нанизывать на ветки, угощать других белок, сожалеть, что гриб вырос на слишком тонкой ножке и вот-вот сломается. Но при этом, испытывая благодарность к детям, она пробует и прячет на ветке эту вкусную сыроежку. В такой форме даю образец анализа детских работ. Для привлечения к анализу детей придумываю другие игровые действия: они подсказывают белочке, где растет здоровый гриб на крепкой ножке, с круглой шляпкой, срывают и помогают прятать хорошие грибы, подсказывают, каким грибам надо подрасти, объясняют, почему получился гриб, похожий на мухомор, и т. д. Характер игровых приемов, используемых при руководстве изобразительной деятельностью, зависит и от специфики, своеобразия самой изобразительной деятельности. Один из приёмов — обыгрывание предметов, игрушек (объемных или плоскостных), картин-панорам и др. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.). Ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься с горки», «прыгать, как зайчик», «ходить, как медведь» и т. п.). В процессе использования этого приема ставлю перед детьми игровые задачи, побуждаю к самостоятельной постановке задач (Кого зайчик боится? Как ему помочь?). Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог); пожалеть, погладить (жест) и т. д. Этот прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой. При выполнении сюжетной аппликации игровой прием направлен на «оживление» создаваемого образа, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения. Так, дети, выполняя аппликацию  на тему «Парк», сажают деревья, цветы, прокладывают дорожки; в парке растет трава, сюда прилетают птицы и т. п. Таким образом, игровые приемы обучения, создавая игровые мотивы, близкие по содержанию к общественно направленным, обеспечивают принятие детьми цели (выполнить изображение), активность в ее достижении и осознание при этом предлагаемого для освоения учебного содержания. Полученные знания дети закрепляют и осуществляют через создание игровых образовательных ситуаций. Большой потенциал для развития художественно — творческих способностей дошкольников заложен в совместной самостоятельной деятельности детей и взрослых. Мои воспитанники очень любят организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами. Экскурсии проводят для детей других групп, родителей. Выставки проходят по тематике тематической недели. Например, по теме «Космос» — дети клеили на обоях небо с космическими кораблями. Для создания этого образа использовали методы нетрадиционных  техник аппликации , корабли делали из ватных дисков звёзды из фантиков от конфет. Они с удовольствием работают в центре изобразительной деятельности. Здесь для них созданы все условия и подобран разнообразный материал для выполнения работы нетрадиционными способами аппликации (тычки из поролона, смятая бумага, нити, трафареты, ватные палочки, трубочки для раздувания и другое). Любимое занятие детей — это экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Они сминали салфетки, проводили опыты с нитками и др. Данные техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у детей, но и вызывают желание творить дальше. Детям предлагала солёное тесто для аппликации, причём сочетала его с разными по фактуре материалами (ватой, бумагой, бумажными салфетками, природным материалом). С родителями была проведена определённая работа. Мастер — класс по использованию нетрадиционных технологий родителям очень понравился. В течение недели они совместно с детьми выполнили много работ. В результате получилась интересная выставка, а дети годились своими успехами. Но самое главное, что они интересовались  друг у друга, как и чем сделали свои работы.  В результате, в работах детей появилась продуманность композиции, тематика работ стала шире, дети научились обдумывать замысел, не бояться экспериментировать, использовать в работе разные материалы. Родители стали содействовать развитию творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приёмов и материалов на занятиях изобразительной деятельности с детьми, имеющими проблемы в развитии

Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является изобразительная деятельность.      Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сл...

Перспективный план по самообразованию Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов. (младшая группа, средняя группа)

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в о...

Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Отчет по темксамообразования "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использоваием нетр. приёмов и материлов.( все возрастные группы)...

«Развитие творческих способностей у детей через аппликацию с использованием  нетрадиционных приёмов и материалов».

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли ...

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.

Цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребёнке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.Задачи:1. Повысить свой уровень самообраз...