Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»
материал

Довгань Татьяна Владимировна

Отчет по темксамообразования "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использоваием нетр. приёмов и материлов.( все возрастные группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тема самообразования 2019г.30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Отчёт по теме самообразования

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Довгань Т.В.

воспитатель

г. Советский 2019

Тема

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Автор

воспитатель Довгань Т.В.

Направленность

художественно-эстетическое

Участники

воспитанники гр. «Звоночки» МАДОУ д\с

«Ромашка», родители, воспитатели группы

Место реализации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Сроки реализации

2016-2020 г.г

Актуальность

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Новизна

Использование нетрадиционных средств рисования развивает у детей восприятие и воображение, ручную умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Это позволяет обучающимся быстро достичь желаемого результата. Применение нетрадиционных методик вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с обучающимися.

Цель

Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи

1.Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способов изображения с использованием различных материалов (младший возраст) в старшем возрасте совершенствовать полученные навыки.

2.Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение, эстетический вкус.

3.Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

4. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

Ожидаемый результат

1.У детей сформируются умения и навыки в работе с разными изобразительными материалами в нетрадиционных способах.

2. Развито стремление ребенка к творчеству,   любознательности, самостоятельности, инициативе.  

3. Повысится интерес к рисованию различными нетрадиционными способами,  раскрывая талант и творчество ребенка.                                                              4.Повышение  педагогической компетентности родителей  в области художественно-эстетического развития детей.

Как весело рисуют дети                                                                                                           Доверчивые чудеса-                                                                                                                                Не Истину и Добродетель,                                                                                                                    А человечка или пса...                                                                                                                        И пёс неистов и оранжев,                                                                                                                       В зубах зелёное : " Гав-гав!"                                                                                                          И, радуги  разбудоражив,                                                                                                                Конь скачет о шести ногах.                                                                                                              А над конём летит сорока,                                                                                                      Летит дорога под коня,                                                                                                               Хохочет солнце кособоко,                                                                                                                        И улыбается луна...

И человечек - огуречик ,                                                                                                                            С овальным розовым  брюшком                                                                                                       Так беззаботен, так  доверчив,                                                                                                               На том коне сидит бочком.                                                                                                        Он твёрдо знает, что доскачет,                                                                                                   Застенчивый до немоты,                                                                                                                    И в руки маленьких циркачек                                                                                                 Положит красные цветы...                                                                                                                  Дитя! От мыслей безрассудных                                                                                                 Меня чертою отдели.                                                                                                                        Пусти, пусти меня в рисунок                                                                                                                      И в добром мире посели! (Давид Самойлов)

 

В этом стихотворении Давид Самойлов очень точно охарактеризовал особенности детского изобразительного творчество. Ведь ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближается  к игре. Ребенок от природы - творец, все дети видят окружающий мир по-своему.   Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная деятельность. Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью дошкольника. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались педагоги: А.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С.Камарова и другие. Главная задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности, осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Использование нетрадиционных техник по изобразительной деятельности способствует решению этой задачи.

Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

           

                   Работая с детьми 3-4 лет выявила ряд проблем:

1. Дети не проявляли интереса к различным видам изобразительной деятельности. Изображения были непонятными.

2.Большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводили  начатое дело до конца.

3. Боялись прикасаться к различным материалам, чем демонстрировали неуверенность в себе.

         Все дети любят рисовать, когда у них хорошо получается. И огорчаются, если что-то не получается. Я поняла, необходимы какие-то другие способы  изобразительной деятельности, чтобы в каракулях и цветных пятнах можно было увидеть момент рождения таланта ребенка. В течение довольно долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным, - искренности в своих рисунках. Поэтому, я выбрала эту тему, которая помогает развивать у ребенка творческие способности, преодолеть чувства страха перед неудачей.

        Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Татьяна Николаевна Доронова, Тамара  Семёновна Комарова, Евгений Иванович Игнатьев и других.

Остановила свое внимание на нетрадиционной технике. Все самые интересные техники и методики собрала и систематизировала Г.Н. Давыдова в книгах «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», «Пластилинография для малышей», а книга Анжелики Витальевны Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» может быть хорошим пособием для воспитателей; в работе Рузановой Юлии Владимировны «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» предложены: техники выполнения работ по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов, сгруппированные по лексическим темам, техники раскрашивания бумаги разными способами.  Нетрадиционное рисование доставляет ребенку удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире. Выбор этот не случаен.  Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.  

   

Актуальность.  

     Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждый из нетрадиционных методов - это маленькая игра. Поэтому эта тема актуальна в данное время.

         Цель:                                                                                         

      Создание условий для развития и совершенствования творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.                                

Задачи:

1.Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способов изображения с использованием различных материалов (младший возраст) в старшем возрасте совершенствовать полученные навыки.

2.Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение, эстетический вкус.

3.Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

4. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

Предполагаемый результат:

1.У детей сформируются умения и навыки в работе с разными изобразительными материалами в нетрадиционных способах.

2. Развито стремление ребенка к творчеству,   любознательности, самостоятельности, инициативе.  

3. Повысится интерес к рисованию различными нетрадиционными способами,  раскрывая талант и творчество ребенка.                                     4.Повышение  педагогической компетентности родителей  в области художественно-эстетического развития детей.

        Этапы реализации.                                                                                                                       - на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

В своей работе используем различные методы и приемы:

- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);                                                                                                                         - игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество;                                                                                                                                       - метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);                                                                                                                                         - метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой);                                                                                                                                       - информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого);                                                                                                                                         - исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества;

        Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду, я в своей группе ее изменила, создала  условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала: наборы цветного и белого мела, мольберт односторонний и двусторонний,  магнитная доска  для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала, сувениры народного, декоративно-прикладного искусства, репродукции  произведений живописи, книжной графики, изготовила нетрадиционные инструменты для рисования: тычки,  штампы разной фактуры и т.д. Оформила   пальчиковые игры, подборку игр и упражнений на развитие творческих способностей детей, составила каталог нетрадиционных техник рисования. Был составлен перспективный план на каждую возрастную группу. Учебный материал подбирала с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, постепенно происходит усложнение. Начинала работу с детьми с рисования пальчиком, ладошкой, кулачком, рисование пальцем ноги, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, печатки) рисование на песке палочкой, выкладывание рисунка из камушков, льдинок.  Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции, например ягоды, овощи, фрукты и т.д. В старше группе забавным стало для детей  рисование свечой. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается не закрашенным. Научились мы  приему «монотипия» - ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует предмет (предметы выбираются симметричные). Лист складывается пополам для получения отпечатка, затем изображение можно украсить.  А сейчас у детей появился ещё один интерес это: раскраски - мозайки по цифрам.          

       Я, считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Изобразительная деятельность, как часть арт-терапии несет в себе мощный коррекционный эффект в работе с детьми. Потому что, творческий процесс стимулирует работу нервной системы, гармонизирует психическое состояние ребенка, способствует снятию страхов; помогает выразить чувства и эмоции, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах.

     Следующим из  условий развития творческой деятельности ребенка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества. Как правило, дети не равнодушны к своим работам, они берегут их. Особое значение для ребенка имеет, если его работа вывешивается в группе, выбирается в подарок малышам, для выставки в зале. Выбор детской работы укрепляет веру ребенка в свои силы, повышает желание рисовать. В процессе деятельности с детьми учитывала особенности их развития, в большей степени она носила индивидуальный характер – подгруппами по 3-4 человека.  

      Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями.  Они вместе с детьми готовили материал для нетрадиционного рисования детей в группе.  Взаимодействие с родителями осуществлялось в трех направлениях:                                                                      1. Показ родителям способов выполнения техник нетрадиционного рисования;                                                                                                                                                            2. Совместно с детьми закрепление дома техники нетрадиционного рисования;                                                                                                                                                            3. Анкетирование родителей с целью выявления эффективности детской деятельности.                                                                                                                                          

            Для родителей подготовила несколько консультаций:                        1."Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей";                                                                                                                         2. «Как организовать домашнее занятие по рисованию»;                                              3. «Играем и рисуем с ребёнком!» и т.д.

   Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

- «Моя любимая сказка»;

- «Ветвистые деревья»;

- «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»;

- «Морозные узоры», «Цветные сны».

             Для педагогов  проводила:                                                                                                -анкетирование «Анкета для воспитателей ДОУ»;                                                                      -консультации «Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ», «Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ», «Рисуем пластилином», «Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования», советы, выставки детских работ.

         Благодаря совместной работе с родителями , руководителем по изо деятельности появились первые результаты детей:

                Участие детей в конкурсах, выставках ДОУ:

-Выставка, посвящённая экологическому празднику дню журавля «Берегите журавлей»- 2 диплом участника (Лугинина Кристина Веденеев Савелий);                                                                                                                          -Выставка «Край любимый и родной – нет тебя красивей!»- 3 благодарности (Усенок Ярослава Гусев Миша Федулова Катя)

Участие в городских, региональных конкурсах:

- 5 Районный фестиваль искусств детского музыкально-художественного творчества «Весеннее настроение»- Лауреат 1 степени   Федулова Екатерина, Дипломант 1 степени- Галиулина Анджелина, Лауреат 2 степени- Гусев Михаил;

-Региональный конкурс «Моя Югра» номинация  «Я художник!»- 2 место «Весна» Гусев Миша, 1 место «Кот Матроскин» Королёв Михаил,                               -2 Окружной конкурс творческих работ «Про усы и хвосты» 3 сертификата участника-Усенок Ярослава, Усмонов Руслан, Гусев Миша.                                    -МИОП Лидер номинация: Блиц –олимпиада «Карандашик» Лугинина Кристина-3 место                                                                                                                    

 

          Для определения результативности своей деятельности использую адаптированную диагностическую методику Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).  За период с сентября 2018г. по март 2019г. прослеживается позитивная динамика развития творческих способностей в процессе нетрадиционного рисования.                                                                                                                        

                 Перспектива:                                                                                                                 1.Разщирять развивающую среду в группе, для развития художественного – творчества детей;                                                                                                                           2. Разработать перспективный план на подготовительную группу;                                        3. Организовать выставку детских работ в ДОУ.                                                                     4. Принять участие в федеральных, конкурса и фестивалях.

      В работе по данной теме испытывала трудности с самого  начала работы по моей теме. Она заключалась в том, что дети очень пассивно относились к любым видам изобразительно деятельности. Это выражалось в не умение держать карандаш, кисть, боялись прикасаться к различным материалам, неуверенные, зажатые. Постоянно повторяли «не могу», «не умею».  Родители не проявляли интереса к совместной работе. Очень редко хвалили детей за их рисунки и оставляли их на шкафчиках в приёмной.Таким образом, работа в данном направлении представляется актуальной и важной в свете введения новых образовательных стандартов и обновления образовательной системы. Исходя из полученных мной результатов, я считаю, работа в изобразительной деятельности нетрадиционными способами актуальна, полезна, эффективна, интересна, меняет кардинально качество детских рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием природного материала.

Общение с природным материалом, кладовой для развития детского творчества, обогащает ребенка. Работая по программе «Радуга» и рассмотрев содержание области «Художественное творчество» мы о...

Перспективный план по самообразованию Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов. (младшая группа, средняя группа)

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

ПРОЕКТ по самообразованию "Развитие художественно-творческих способностей детей 2 младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования"

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании....

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.

Цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребёнке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.Задачи:1. Повысить свой уровень самообраз...

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Мастер-класс "Развитие творческих способностей дошкольников  в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий" предназначен для родителей с целью формирования...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Мастер-класс для родителей на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий....