Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
методическая разработка (старшая группа)

Евгения Ивановна Сапожникова

Мастер-класс для родителей на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для родителей.22.47 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников

в изобразительной деятельности

с использованием нетрадиционных технологий»

Разработала и провела

воспитатель Е.И. Сапожникова

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи:

  • формировать у родителей умение организовывать совместную творческую    деятельность с детьми старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования;
  • развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия;
  • апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

Оборудование:

- рабочее место для каждого ребенка с родителем;

- альбомные листы;

- гуашь 12 цветов;

- влажные и бумажные салфетки на каждого ребенка и родителя;

- листья сухие;

- кисточки;

- баночки для кистей;

- коктейльные трубочки;

- листы китайской капусты;

- зубные щетки;

- ватные палочки;

- пена для бритья;

- баночки с водой.

Ход мастер-класса

I часть. Вступление

Вы не задумывались, почему все дети любят рисовать? Как правило, они начинают это делать раньше, чем говорить. Причем для них важен сам процесс; рука движется, оставляет след, остановился, ничего не происходит. Все, что попадает в руки ребенка, подвергается всестороннему испытанию. О чем это говорит? О том, что дети-исследователи, мыслители и открыватели. И мы, взрослые, можем помочь им делать новые открытия. Кто знает, может быть, мы тогда откроем что-нибудь новое и для себя?

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям открыть для себя новые  незабываемые положительные эмоции. Основная идея по работе с нетрадиционными техниками способствует развитию детской художественной одаренности, личностному интеллектуальному развитию детей, развивает память, психику, творчество, подготавливает ребенка к школе.

 Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Из своей практики работы с детьми могу сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет ему почувствовать краски, их характер и настроение.

А сколько дома ненужных вещей - щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе…. На листочке дерева, на газете…. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракулей и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект. А вообще рисовать можно везде и чем угодно.

Уважаемые родители, какие способы нетрадиционного рисования вам знакомы?

Действительно, их  очень много - около 200 способов.

Это: «Кляксография», «Граттаж», «Рисование штрихами», «Рисование восковыми мелками или свечой», «Набрызг», «Шишкой, маком, колосочком», «Рисование пеной для бритья», «Рисование зубной щеткой с расчёской», «Помадой», «Рисование по ткани палочкой», «Рисование перышком» и мн.др.

Я предлагаю вам сейчас поупражняться в использовании смешанных нетрадиционных техник рисования.

II часть. Практическая.

1. Первая техника – техника рисования – «отпечатки».

Необходимые материалы: листы китайской капусты или сухие листья, краски, кисточки, альбомные листы.

Описание осваиваемого приёма: нанести краску на засушенный лист (опустить его в тарелочку с краской или аккуратно с помощью кисти нанести краску на одну из его сторон), наметить на бумаге место для отпечатка, приложить намазанную поверхность засушенного листа, слегка прижать. Такое же действие можно сделать при помощи листа китайской капусты. Нанести краску с помощи кисти на лист китайской капусты, приложить намазанную поверхность китайской капусты, слегка прижать.

Ну а теперь на свое усмотрение можете дорисовать не достающие детали вашего пейзажа или кисточкой, или любым понравившимся нетрадиционным способом рисования.

2. Переходим к следующей технике – техника «рисования пеной для бритья».

Пена для бритья создает неповторимую базу для познавательной активности. Этот способ рисования позволяет развивать фантазию, творчество и воображение.

Необходимые материалы:

Гуашь, пена для бритья, альбомные листы, гуашь, линейка.

Описание осваиваемого приема: нанести немного пены на поднос или тарелку, разровнять ее поверхность с помощью линейки или полоски картона. Капнуть на пену краски разных цветов. Тонкой кисточкой, зубочисткой или спичкой водить по поверхности пены в хаотичном порядке (этот способ подходит для малышей) или создавая определенный узор (этот способ подходит для детей постарше, уже наигравшихся с хаотичными линиями). Когда изображение будет готово, приложить к нему лист бумаги и прижать, чтобы изображение отпечаталось на листе. Аккуратно, чтобы не испортить рисунок, снять бумагу и положить ее рисунком вверх на несколько минут, чтобы впиталась краска. Снять с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой или картоном. Оставить рисунок сохнуть. Оставшуюся пену можно перемешать и рисовать на ней снова.

  3. Далее – техника «набрызг».

Достаточно простой в применении является техника “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).

Этапы работы в технике “набрызг”:

1) Смочить щетку водой.

2) Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.

3) Набрать немного краски на зубную щетку.

4) Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.

5) Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу-вверх). Брызги полетят на бумагу.

При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.

4. Следующий этап – «кляксография с трубочкой».

С помощью этой техники мы выполним стволы деревьев, для нашего пейзажа.

Кляксография — это способ рисования с помощью различных клякс.

В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Кистью влезть.

Можно в трубочку подуть

И увидеть, что произойдет!

Технология выполнения:

1) Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).

2) Коктейльной трубочкой выдуваем кляксу снизу-вверх в разные направления так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.

3) Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдуваем их по отдельности в нужном направлении.

 4) Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз.

5. Ну и последняя на сегодня  «монотипия пейзажная».

Монотипия (от моно, греч. — отпечаток) — вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.

Необходимые материалы: бумага, кисти, гуашь.

Этап работы: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

III часть. Заключительная.

Предлагаю ваши работы расположить на выставочном стенде и все вместе полюбоваться ими.

Есть ли у вас ко мне, вопросы, предложения?

Наш мастер-класс подошел к концу. Смею надеяться, что наша встреча прошла недаром и теперь в общении с детьми вы сможете проявить свою немалую не только теоретическую, но и практическую осведомленность о занятиях рисованием! Спасибо всем за внимание и за ваше творчество!

Литература:

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов. (младшая группа, средняя группа)

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в о...

Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Отчет по темксамообразования "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использоваием нетр. приёмов и материлов.( все возрастные группы)...

"Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования"

Проблема развития творческих способностей в работах ведущих педагогов и психологов.Понятие творческих способностей. Условия , необходимые для развития творческих способностей у детей дошкольного возра...

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.

Цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребёнке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.Задачи:1. Повысить свой уровень самообраз...

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через использование мультимейдийных технологий»

Работа с мультимедия в процессе развития творческих способностей дошкольников.Со временем в ДОУ на помощь педагогу пришли мультимейдийные технологии, которые облегчили подготовку к процессу образовате...

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Мастер-класс "Развитие творческих способностей дошкольников  в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий" предназначен для родителей с целью формирования...

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием ИКТ»

Для нынешних детей самым интересным и увлекательным занятием становятся компьютерные игры.  В настоящее время невозможно искусственно оградить детей от компьютеров, так как современный мир характ...