Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием природного материала.
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

 

 


Общение с природным материалом, кладовой для развития детского творчества, обогащает ребенка. Работая по программе «Радуга» и рассмотрев содержание области «Художественное творчество» мы определили ,что области « Художественный труд», уделено недостаточное внимание, что сужает рамки творчества детей. Для решения этого противоречия организован кружок

«Флорина». Цель работы: создать условия для развития самостоятельного художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, средствами природного материала, в области художественный труд.

         В соответствии с целью определены основные задачи:

-     Обогащать художественный опыт детей на основе использования природного материала.

-     Учить самостоятельно создавать простые сюжетные композиции в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности, используя базовые техники изодеятельности.

-     Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус через художественное творчество.

-     Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

         Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по данному направлению, создание условий, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, проведение опытно-экспериментальной детской деятельности, организация кружковой работы. Предполагаемый результат:

-     Участие детей в преобразовании пространственной среды ДОУ, группы.

-     Укрепление детей в позиции созидателя и творца.

-     Развитие уверенности в себе и своих возможностях, активности, самостоятельности, через участие в конкурсах разного уровня.

Разработано блочное планирование, рассчитанное на три года. В основу занятий были положены как ранее разработанные методики по художественному труду, так и собственные авторские наработки, касающиеся нетрадиционных приемов художественного труда из природного материала.

В группе создана предметно-развивающая среда, выполняющая образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Определен и сформулирован алгоритм создания картин из природного материала. Работы участников кружка используются в интерьере группы и ДОУ, а также становились неоднократными победителями конкурсов различного уровня.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_-_kopiya.odt33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием природного материала

Что такое творчество? Творчеством называют деятельность, порождающую нечто качественно новое, созданное замыслом человека и воплощенное в конкретном продукте (стихи, музыка, предметы прикладного искусства и т.д.).

Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Игры и занятия с природным материалом: камешки, листочки, веточки, перышки – не просто забава и приятное развлечение. Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка. Самодельная игрушка не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым благодатным, «отзывчивым» материалом. Это и развитие нестандартного мышления и воображения. Общение с природным материалом обогащает ребенка. Наполняет его реальным чувством и представлениями благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелостью ягод, таинственному блеску соломки, космической форме камешков, смоляному запаху шишек.

Деликатно и ненавязчиво учу ребенка всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитываю восприятие и наблюдательность – то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих маленьких зрителей подлинно художественный вкус. В современных исследованиях раскрываются широкие возможности такого искусства в воспитании детей (И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина, Л.В. Куцакова и др.). Кроме того, работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность, и, что очень важно, точную согласованность в работе глаз и руки (сенсомоторику). Настоящие инструменты: ножницы, игла, шило, напильник, плоскогубцы, выжигатель – становятся незаменимыми помощниками.

Самое важное в работе с природным материалом – умение увидеть в форме какой-нибудь образ. Природный материал хорош еще и тем, что его можно брать в руки и рассматривать со всех сторон – прямо, сверху, снизу, сбоку.

Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форма и цвет, но и фактура: колючий или мягкий материал, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциаций и развития ассоциативного мышления – прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование сами по себе очень увлекательны и полезны. Но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу – развить задуманную тему и выполнить ее в конкретной поделке.

Если замысел интересе, оригинален и возникает легко, значит, ребенок способен видеть подготовительный для поделки природный материал и таким, каков он в своей природной форме, и таким, каким может стать в результате творчества. Если он замечает и чувствует, каким образом можно изменить природную форму (например: убрать лишнее, отломить, оторвать, отрезать, прилепить, прикрутить, приклеить), то легко сможет выбрать технику обработки материала и создать поделки самым подходящим способом. Это значит, что ребенка развивается художественный взгляд на вещи, взгляд, который помогает ему решать разные творческие задачи:

  • всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей его гармоничной красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура, запах, даже вес);
  • видеть интересный образ – на что похоже или на что может быть похоже при соответствующей обработке;
  • создавать задуманный образ – подбирать и добавлять к основной форме то, чего не достает для воплощения замысла;
  • рассматривать вблизи и на расстоянии, любоваться или, напротив, отмечать недостатки, по возможности исправлять их;
  • рассказывать о поделке или сочинять о ней историю, делать зарисовку с натуры.

Работу с детьми строю в соответсвии с основной программой «Радуга» поблочно-тематическому планированию:

- сентябрь «Волшебный сад»;

- октябрь «Мои друзья животные»;

- ноябрь «Я человек»;

- декабрь «Сказочный город»;

- январь «Я люблю свою планету»;

- февраль «Кем ты хочешь быть»;

- март «Радуга народного творчества»;

- апрель «Мы едем,едем,едем»;

- май «Мир в котором я живу»;

- июнь «Здравствуй, лето»;

- июль «Игралочка-развлекалочка»;

- август «Волшебная поляна».

Техника обучения созданию поделок из природного материала включает:

  1. «Розы» создание поделок из снятой в виде спирали цедры апельсина (свеклы) выложить цветок напоми нающий розу. После чего выложенную форму высушить,а затем присоединить к стеблю с листьями.
  2.  «Дерево» поделки с помощью карандашной стружки выложить изображение дерева, затем наклеить маленькие листья от разных деревьев (берёза, клён, шелковица, липа и т. д.), сделать рамки.
  3. «Бусы» создание поделки приемом нанизывания и чередования ягод и зерен (рябина, горох, кукуруза).
  4. «Вьюнок» окрашивание зёрен риса и пшена, просушивание. На нарисованный рисунок, частями наносим клей ПВА и выкладываем контуры, а затем заполняем середину по рисунку и цвету.

Приложение 1

Сентябрь «Волшебный сад»

              Тема

     Способы работы

             «Розы»

            «Дерево»

             

             «Бусы»

Из снятой в виде спирали цедры апель-сина (свеклы) выложить цветок нвпоминающий розу.После чего выло-женну форму высушить,а затем при-соединить к стеблю с листьями.

Из карандашной стружки выложить изображение дерева,затем наклеить маленькие листья от разных деревьев (берёза,клён,шелковица,липа и т. д. ), сделать рамки.

Заготовленные ягоды и зёрна (рябины,гороха,кукурузы) нанизываем на нитку.Нанизывать можно разным способом :

-только ягоды рябины

-только зёрна гороха

-только зёрна кукурузы

-чередуя ягоды и зёрна

Окрашивание зёрен риса и пшена,просушивание.На нарисованный рисунок,частями наносим клей ПВА и выкладываем контуры,а затем заполняем середину по рисунку и по цвету.

 

Таким образом, обобщая вышесказанное данная система занятий даёт возможность использования её в группах, реализующих комплексную програм-

му «Радуга». В данной системе нет чёткой регла- ментации временных рамок,что позволит педаго- гам более творчески подойти к их реазации найти

дифференцированное содержание для каждого ребёнка в зависимости от его возможностей и уровня развития, с учётом освоения ребёнком изо-

бразительного языка,как одной из важнейших знаковых человеческих систем; и позвляет целеноправленное погружение дошкольника в мир

вкуса,помогая « заложить в человека основы эстетической культуры и вкуса».Педагогам, реализующим планы, необходимо научиться радо-

ваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решения,ценить не только результат,но и процесс творчества.

Список литературы:

  1. Бедина М.В. Поделки и картины из природных материалов.
  2. Белякова О.В. Большая книга поделок/ О.В. Белякова.-М.:АСТ:
  1. Асрель: Полиграфиздат2011.-222,[ 2] с.

3. Голубева Н.Н. «Аппликация из прирдных материалов.-М.:ОООТД

Издательство Мир книги»,2011.-112с.:цв. Ил.

4. Гульянц Э.К,Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала:

Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1984.-125с.,ил.

5. Дубровская Н.В.Аппликация из семян и косточек/Н.В. Дубровская.

Издательство Мир книги»,2011.-112с.:цв. Ил.

6. Жакова О.В.,Данкевич Е.В. Игрушки своими руками,:Книга самоделок.-

М.:АСТ-ПРЕСС,1996,-24с.

7. Кабаченко С. Поделки из фисташек/Сергей Кабаченко,- М.:

ЭКСМО,2008.-72с.:ил.-(Азбука рукоделия).

8. Кабаченко С.  Поделки из спичек/ Сергей Кабаченко.-М.:Эксмо,2008.-64.: ил.- (Азбука рукоделия.Вмести с детьми).

9. Колесникова Е.Фантазии из природных материалов/Елена Колесникова.-М.:Эксмо,2007.-64с,:ил.

10. Кузьмина М.А,Максимова М.В. Подарки легко и быстро/Марина Кузьмина,Маргарита Максимова.-М.:Эксмо,2008.-88 с.ил.-(Азбука рукоделия).

11. И.А. Лыкова. Художественный труд в детском саду.Экоплас-тика:аранжировки и скульптуры из природного материала.-М.:Издательский дом «Каприз», 2009.-160с., 8л. Вкл.

12. И.А. Лыкова. Художественный труд в детскм саду.Старшая группа.-М.: Издательский дом «Каприз»,2009

13. И.А. Лыкова. Художественный труд в детском саду.Подгото-вительная группа.М.:Издательский дом «Каприз»,2009

14. И.А. Лыкова. Изобразительное творчество в детском саду.Путешествия в тапочках,валенках,ластах, босиком,на ковре-самолёте и в машине времени.Конспекты занятий ИЗОстудии.-М.:Издательский дом

  «Каприз»,2009.-192с.,илл.

15. Перевертень Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука.-М,:ООО

«Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер»,2004.14[2] с-(Поделки своими

  1.  руками).

16. Патрик Захарюк. Картины из цветов и листьев. Перевод и издание на русском языке. «Издательская группа «Контэнт  Д» ,2008.

17. Панкеев И.А. Поделки из природных материалов.- М.:ОЛМА-

ПРЕСС,2001.-64с.

17. Ябнонская А. Большая книга поделок / Пер.с пол.-М.; Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2007.-96 с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов. (младшая группа, средняя группа)

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Отчет по темксамообразования "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использоваием нетр. приёмов и материлов.( все возрастные группы)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ. Тема «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности (выполнение композиции зимний лес)»

quot;Развитие твореских способностей детей в изобразительной деятельности". Выполнение композиции зимний лес (работа с губкой)....

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.

Цель: создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребёнке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.Задачи:1. Повысить свой уровень самообраз...

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через использование мультимейдийных технологий»

Работа с мультимедия в процессе развития творческих способностей дошкольников.Со временем в ДОУ на помощь педагогу пришли мультимейдийные технологии, которые облегчили подготовку к процессу образовате...

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Мастер-класс "Развитие творческих способностей дошкольников  в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий" предназначен для родителей с целью формирования...