Годовой проект "Моя Родина"
методическая разработка (старшая группа)

Гусарова Виктория Сергеевна

Годовой проект "Моя Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_rodina.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ- для детей старшего дошкольного возраста.

ТИП ПРОЕКТА: информационно-социальный.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023)

Актуальность: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с Родиной: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Цель: совершенствование нравственно-патриотических чувств у детей, на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с Родиной.

Задачи:

-развитие познавательного интереса к истории и культуре родного города;
 -Формирование любви к родному городу, на основе ознакомления с природой родного края, её традициями и достопримечательностями. 
- Воспитывать любовь и чувство патриотизма к родному городу.


Методы: 

1.Чтение художественной литературы—о защитниках родной земли, Отечества, родного города.
2.Использование аудио  для слушания музыкальных произведений о Родине.
3.Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего города Москва.
4.Участие в мероприятиях «День матери», «День победы», «День защитника Отечества».
5.Подготовка тематических выставок, посвящённые памятным датам, изготовление сувениров, коллажей, альбомов, буклетов.

Формы:

 - непосредственно образовательная деятельность;

- тематические беседы;

- презентации;

- развлечения, досуги, праздники;

- пополнение развивающей среды,

- выставки детских работ

- Просмотр фотографий, видеоматериалов о родном городе Москва.
- Знакомство с разными профессиями жителей нашего села
- Разучивание стихов и песен о Родине, знакомство с пословицами и поговорками о Родине. 
- Составление творческих рассказов.
- Чтение стихов поэтов нашей родины
- Составление описательных рассказов о достопримечательностях родного города

Ожидаемый результат:

 - освоение детьми доступных знаний об истории родного города.

- умение выражать собственное мнение, анализировать.

- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о культуре родного города;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков

-совершенствование нравственно-патриотических чувств у детей.

Этапы реализации проекта:

-подготовительный

-основной

-заключительный


1этап:

1. Познавательные занятия по ознакомлению с родным городом,

особенностями, достопримечательностями, традициями.

2.  Беседы с детьми:

- «Где я живу»

- «Москва» - столица России

- «Мой родной город - Москва»

3. Чтение художественных произведений российских авторов.

4.  Рисование на темы: «Какого цвета мой родной город», «Дом, в котором я живу», «Животные нашего леса» и т.д.

5. Сюжетно - ролевые игры «Железная дорога», «Дом», «Музей» и т. д.

6.  Разучивание народных игр: «Колечко», «Гуси- лебеди», «У медведя во бору», «Змейка», «Салки».

7.  Музыкальная деятельность: слушание и разучивание русских народных песен, музыкальные развлечения.

8.   Изучение истории, культуры России.

8.   Изготовление альбомов «Моя Родина», «Москва», «Животный мир России».

10. Пополнение патриотического центра в группе.

11. Составление конспектов занятий по ознакомлению с родным городом: «Что такое Родина?», «Москва - столица России», «Знакомство с творчеством русского народа», «Что означают наши имена», «Путешествие в природный мир России»

12. Дидактических игр по закреплению знаний детей: «Наша страна», «Расскажи о своей семье», «Птицы нашего города»

2этап.

План работы:

СЕНТЯБРЬ

1 неделя.

 Рассматривание картинок о Москве -«Моя малая Родина». Заучивание пословиц о Родине, дружбе.

 Художественное творчество тема: «Моя улица».

 Игры «Колечко», «Салки».

 Рассматривание иллюстраций об осени, чтение стихов.

2 неделя.

 Беседа на тему: «Москва родной город», «Что такое Родина».

Конструирование: изготовление макета улицы, на которой расположен детский сад.

 Игры «Гори - гори ясно», «Гуси - лебеди».

 Чтение русских народных сказок.

Рассматривание национального костюма.

3 неделя.

 Рассматривание картин русских художников о природе, загадывание загадок о природных явлениях.

 Дидактическая игра «От какой ветки детка».

Беседа на тему: «О том, как трудятся наши мамы и папы».

Игры «Ручеек», «У медведя во бору».

 Беседа на тему «Моя Москва»

4 неделя.

 Рассматривание куклы в национальном русском наряде, русский сарафан, иллюстраций с изображением старинной русской глиняной посуды. Чтение русских народных сказок.

 Беседа: «К нам пришла кукла Маша» (в русском национальном костюме).

 Рассматривание березы на улице, беседа о ней.

 Разучивание хороводной песни «Во поле береза стояла». Рассматривание «бабушкиной» посуды. Дидактическая игра «Отгадай загадку» (о посуде). Вырезание из цветной бумаги силуэтов посуды.

ОКТЯБРЬ

1 неделя.

 Рассматривание русских народных головных уборов. Заучивание потешек. Дидактическая игра «Что лишнее?».

Беседа на тему: «Мой город».

Конструирование «Мой родной дом»

 Игры «Городки»

 Дидактическая игра «Наша страна». Просмотр мультфильма «Золотая рыбка».

2 неделя.

 Рассказ воспитателя о праздниках, народных приметах и об

обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок.

 Художественное творчество тема: «Обучение рисованию простого завитка» по мотивам русской народной росписи.

 Русские народные игры «Горелки», «Ручеек»

 Рассматривание русской избы (иллюстрация или макет); чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

3 неделя.

 Рассматривание русского народного костюма и беседа о нем. Раскрашивание русских головных уборов (из бумаги). Слушание русских народных песен.

 Игры «Прятки», «Колечко».

 Слушание русских народных песен. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги). Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.

4 неделя.

 Рассматривание посуды, изготовленной русскими мастерами, нагрудных расшитых украшений с орнаментом.

Беседа на тему: «К нам в гости пришла кукла Маша».

Русские народные игры «Во поле береза стояла», «Гуси — лебеди». Рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства русских мастеров. Дидактическая игра «Чей головной убор?». Беседа об узорах русского народного костюма.

НОЯБРЬ

1 неделя.

 Раскрашивание орнамента (из бумаги), используемого для украшения русских сарафанов. Дидактическая игра «Гончарное мастерство». Заучивание русских народных потешек, закличек

Беседа на тему: «Беседа о России».

Игры «Гуси- лебеди», «У медведя во бору».

 Просмотр видео выступлений русских народных ансамблей, беседа о них. Чтение стихов. Заучивание пословиц об одежде.

2 неделя.

 Рассматривание русской избы (иллюстрация или макет). Раскрашивание полотенец (из бумаги) с использованием русских узоров. Заучивание пословиц и поговорок об одежде. Отгадывание загадок.

Слушание легенды «Легенда о Матрешке».

 Игры «Жучок и паучок», «Ручеек».

 Рассматривание русской национальной обуви. Дидактические игры «Народные промыслы», «Что нужно сапожнику?».

3 неделя.

 Рассматривание посуды, изготовленной русскими мастерами. Разучивание пословиц о труде.

Беседа на тему «Народы России».

Художественное творчество» тема: лепка посуды в народном стиле.

Прогулка. Игры «Ладушки», «Жмурки».

 Беседа о блюдах русской кухни. Заучивание пословиц о труде.

4 неделя.

 Рассказ воспитателя о русском народном празднике Кузьма -Демьян, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником.

Беседа на тему: «О том, кто работает в сельском хозяйстве».

Рисование по клеточной бумаге «Дорожки счастья».

Прогулка. Игры «Горелки», «Кузнецы».

ДЕКАБРЬ

1 неделя.

 Сравнение русской избы и современного дома. Загадки о посуде.

 Игры «Во поле береза стояла», «А я по лугу».

 Заучивание русских народных потешек, прибауток.

 «Назови правильно» (предметы быта из дерева)

2 неделя.

 Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, иллюстраций с изображением деревянной посуды. Заучивание загадок о предметах быта. Рассматривание узоров на русской одежде.

 Беседа на тему: Ознакомление с декоративно-прикладным искусством России.

Обучение рисования двойного завитка «Бараний рог».

 Игры «Баба Яга», «У медведя во бору».

  Повторение стихов русских поэтов. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.

3 неделя.

 Беседа о русской национальной кухне. Чтение стихотворений русских поэтов о зиме. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги).

 Художественное творчество тема: лепка «Кукла в русском народном костюме».

Беседа на тему: «Мой родной город Москва».

Игры «Горелки», «Жучок — паучок», «Ручеек», «Гуси — лебеди».

 Драматизация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Слушание песен русских поэтов.

4 неделя.

 Рассматривание иллюстраций «Праздничная одежда русских красавиц». Чтение стихотворений русских поэтов.

Художественное творчество тема: лепка «Русские барышни».

Беседа на тему: «Природа моей Родины».

Рассматривание и описание березы. Игры «Расходитесь», «Цепи»

 Чтение русской народной сказки «Бычок — смоляной бочок». Заучивание потешек, прибауток. Рассматривание русских узоров на ткани.

ЯНВАРЬ

2 неделя.

 Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год). Разучивание колядок. Загадывание загадок. Беседа на тему: «Москва — столица России».

Лепка «Русская народная посуда».

 Игры «Бабка Ежка», «Башмачок».

 Слушание русских частушек. Драматизация сказки «Морозко». Вырезание из бумаги силуэтов русской одежды.

3 неделя.

Рассказ воспитателя о новогодних песнях. Загадывание загадок.

Художественное творчество тема: «Роспись рождественского сапожка».

Игры «Гуси — лебеди», «Ручеек».

. Рассматривание русских головных уборов: картуз, кичка, сорока, кокошник, коруна, венец. Роспись бумажных силуэтов (головные уборы, рубашки, платья, полотенца).

4 неделя.

Утро. Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Отгадывание загадок про старинные предметы быта. Рассказ о русских гончарах. Дидактическая игра «Старинные предметы быта».

 Познание тема: «Символика родного города».

Рисование «Герб России».

 Игры «Расходитесь», «А я по лугу»

 Лепка из глины посуды русского народа. Рассматривание русских рубашек, их орнамента. Слушание русской народной плясовой музыки.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя.

 Рассматривание куклы в русском народном костюме. Заучивание пословиц о труде. Слушание русской народной музыки. Беседа «Все о масленице».

Беседа о птицах, как символах в русском народном творчестве. Игры «Во поле береза стояла», «Краски».

Рисование русских орнаментов. Чтение сказки «Морозко».

2 неделя.

 Чтение сказки «Зимовье зверей». Нанесение орнамента на бумажные

силуэты животных — персонажей русской народной сказки.

Беседа на тему: «Дружная семья», (об игрушке-матрешке).

Рисование «Русская старинная посуда».

Игры «Золотые ворота», «Колдун»

 Рассказ воспитателя о традициях и обычаях народов России, культуре и быте.

Слушание русской народной плясовой музыки. Вырезание из бумаги силуэтов русских платков, шалей, нанесение узоров.

3 неделя.        

 Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных русскими художниками. Отгадывание загадок о предметах быта.

Беседа на тему: Празднование день защитника отечества.

Рисование «Вечный огонь».

Игры «Салки», «Гуси- лебеди».

 Рассматривание матрешек. Дидактическая игра «Одень куклу».

4 неделя.

 Рассматривание головных уборов русских женщин и девушек. Вырезание силуэтов головных уборов.

 Игры «Ручеек», «Прятки».

 Беседа о традициях и обычаях русского народа.

МАРТ

1 неделя.

Чтение легенды о Садко. Дидактическая игра «Покажи правильно». Повторение потешек и прибауток.

Беседа на тему: «О Москве».

Рисование «Родная природа».

Игры «Краски», «У медведя во бору», «Ворон».

Слушание русской народной музыки, беседа о ней.

2 неделя.

 Беседа о Масленице, традициях празднования в родном городе. Заучивание русских народных закличек. Слушание масленичных песен.

Беседа на тему: «Моя родина».

Лепка «Русские свистульки».

Игры «Летят — не летят», «Рыбак и рыбки».

Рассматривание фотографий празднования «Масленицы».

3 неделя.

Рассматривание праздничного русского народного костюма. Раскрашивание силуэтов одежды (из бумаги). Беседа «Головные уборы и обувь русских в старину».

Игра-занятие «Музей».

Аппликация «Украшение одежды»

Игры «Жмурки», «Прятки».

Вечер. Чтение русских народных сказок, беседа по содержанию. Заучивание пословиц о дружбе.

4 неделя.

Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе. Беседа «Богата и разнообразна наша природа».

Беседа на тему: «О профессиях в моем городе».

Рисование «Моя Родина»

Игры «Летят — не летят», «Городки».

Беседа о природе и животном мире родного города.

АПРЕЛЬ

1 неделя.

Рассматривание фотографий воинов ветеранов. Беседа.

Игра - занятие «Путешествие по родному городу».

Игры «Городки»

 Рассматривание фотографий достопримечательностей и памятников.

2 неделя.

Рассматривание фотографий «Красной площади», беседа о ней.

Слушание русской народной сказки «Пряничный домик».

Беседа на тему: «Все мы дружно живем на русской земле».

Аппликация «Государственный флаг»

Беседа «Береза — символ России». Игра «Во поле береза стояла». Рассматривание старинной русской обуви из лыка — лаптей. Чтение стихов поэтов о весне.

3 неделя.

Беседа о праздновании Вербного Воскресения и о вербе. Слушание песни «Солнышко».

Художественное творчество тема: «Рисование ветки вербы».

Игры «Верба - вербочка», «Заря - зарница».

 Драматизация сказки

4 неделя.

Беседа о празднике Светлой Пасхи, об обычае обмениваться яйцам, о значении этого действия, о праздновании последнего дня недели – Красной Горки. Повторение русских народных закличек, поговорок. Слушание

праздничного Пасхального колокольного звона.

Художественное творчество тема: «Роспись пасхальных яиц».

 Игры с яйцами, «Прялица», «Солнышко-ведрышко».

Знакомство с пасхальными песнями. Рассматривание старинных русских украшений.

МАЙ

1 неделя.

Рассматривание иллюстраций о природе, картин русских художников о весне. Повторение стихов русских поэтов.

Беседа на тему: «Беседа о защитниках Родины – о детях-героях войны»

Рисование «Животные нашего леса».

Игры «Пятнашки», «Краски».

Беседа о тех, кто защищал родину в годы войны. 

2 неделя.

Рассматривание фотографий памятников.

Рассказ о памятниках погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о празднике Великой Победы.

Художественное творчество аппликация «Праздничный салют».

Игры «Кот и мыши», «У медведя во бору».

Рассматривание фотографий «Военная техника России», ветеранов ВОВ.

 

3 неделя.

Отгадывание загадок. Составление узоров из бумаги по мотивам русской вышивки. Повторение русских потешек и закличек.

Беседа на тему: «Охранять природу - значит охранять Родину».

Игры «Ручеек», «Гуси-лебеди»

Беседа о символике герба и флага России.

4 неделя.

 Выставка предметов быта.

Итоговая беседа «Что мы знаем о России? О родном городе?».

Художественное творчество тема: рисование по замыслу с использованием русских узоров.

Художественное творчество на тему: «Знаю. Помню. Горжусь»

                                   

                         Рекомендации для родителей. 

«Как воспитать маленького патриота»
        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего города.

- Расширяйте собственный кругозор.

- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

- Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

План работы над реализацией проекта: «Россия – Родина моя» в рамках годовой задачи.

В материале представлен план по реализации проекта  по патриатическому воспитанию в подготовительной группе.Материал будет интересен для воспитателей....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Презентация к годовому проекту " Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста или "С чего начинается Родина"".

Создание системы работы по формированию нравственно - патриотического воспитания детей дошколного возраста....

Годовой проект на тему "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста или " С чего начинается Родина"".

Создание системы работы по формированию нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Реализация образовательной программы и годового плана (показатели по годовому отчету об итогах работы за 3 года в табл.) в группе «Солнышко»

Образовательная работа с воспитанниками проводилась по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &l...