семинар-практикум
материал

Бричкина Наталия Константиновна

 « Формирование экологического воспитания у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

                       Семинар-практикум на тему:

 « Формирование экологического воспитания у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»

 С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

В условиях перехода на новую модель образования, внедрения ФГОС -  дошкольные учреждения должны стать эталоном экологической культуры общества, где необходимо уделять внимание экологическому развитию всех субъектов образовательного процесса. 

Наукой доказано, у дошкольников формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем   в   других   областях   дошкольного   образования.   Это   связано,   в   частности,   с   тем,   что   большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в   природных   условиях.

Сегодня возрастает социальная значимость проектно - исследовательских работ дошкольников в области экологии  и  это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».

  В   любом   городе,   поселке   можно   найти   интересные   для    

 наблюдений природные   объекты:   деревья,   травы,   насекомых,   птиц.   Изучать   их    можно   в   процессе   проектно-исследовательской деятельности. Опыт показал, что  дошкольники, воспитатели и родители с удовольствием, и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

Несмотря на то, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать дошколят, подтолкнуть их к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда -  ежедневно, ведь задача педагога, говоря словами другими  словами:

 «..разгребать груды камней - а вдруг под ними окажется человек»!

Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей. Если в группе будет создана система проектно – исследовательской работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая культура, а природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Дошкольники, получающие определенные экологические знания, методом проекта, бережнее относятся к природе и в будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране

В процессе работы над темой данного опыта, я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов:

  • наблюдение
  • игровые задания
  • тестирование

Для выбора методов и методик я изучила множество литературы по экологическому воспитанию детей.

В своей работе я использовала методы и приемы:

1.Исследовательский метод: (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии. Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную скорее на приобретение новых знаний, чем на интеграцию уже имеющихся.

2.Метод проектов: с помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально.

Среди таких качеств  - умение:

  •  работать в коллективе
  • брать ответственность за решение
  • разделять ответственность
  •  анализировать результаты своей деятельности

3. Словесные: (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание и прослушивание аудиодисков, дидактические и словесные игры, придумывание рассказов и  сказок познавательного характера к своему художественному творчеству).

4. Наглядные: (рассматривание объектов живой природы, иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов; просмотр видео и презентаций, наблюдения в природе).

5. Практические: (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и исследований, анализ, творческие задания, сюжетно – ролевые  игры, творческая деятельность детей).

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • элементарный анализ (причинные связи)
  • сравнение
  • экспериментирование
  • применение информационно-коммуникативных технологий

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

  • игровые
  • воображаемые ситуации
  • игры драматизации
  • сюрпризные моменты
  • элементы новизны

Методы, способствующие установлению связи между видами:

  • обучение способу установления связи между разными видами

     деятельности

  • перспективное планирование
  • развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую

Методы обучения и развития творчества:

  • эмоциональная насыщенность окружения
  • мотивирование детской деятельности
  • исследование предметов и явлений живой неживой

     природы (обследование)

  • игровые приемы
  • прогнозирование
  • проблемные ситуации и задачи

Для удобства работы, я разбила используемые методы и приемы на три группы:

 1.Группа методов используемых в работе с детьми

  • метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
  • метод демонстрации
  • метод объяснения нового материала
  • рассказ воспитателя
  • рассказ ребенка
  • чтение литературы
  • метод детского исследования
  • метод проектов
  • метод моделирования проблемных ситуаций
  • метод рассуждения
  • метод решения проблемных задач, ситуаций
  • метод игры

2.Группа методов используемых в работе со   специалистами:

  • педагогические советы
  • методические объединения
  • распространение педагогического опыта работы
  • интернет ресурсы
  • диспуты
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций и

    мероприятий для педагогов и специалистов

  • проектная деятельность
  • педагогические выставки
  • педагогические конкурсы
  • открытые занятия
  • семинар – практикум

  3.Группа  методов  используемых в   работе с родителями: 

  • анкетирование
  • беседы
  •  консультации при помощи информационных коммуникативных технологий
  • диспуты – постановка перед родителями проблемных вопросов
  •  собрания с применением информационных коммуникативных технологий
  • памятки
  •  рекомендации
  • проекты
  • исследования
  • круглые столы
  • субботники, десанты
  • акции
  • семинары
  • информационные стенды
  • дни открытых дверей
  • привлечение к совместному творческому труду
  • досуги, праздники

При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка на долгосрочное взаимодействие.

Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Проектно-исследовательская деятельность является важным элементом программ экологического образования, поскольку она способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений и навыков детей, способствует практическому применению данных знаний в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Проектно-исследовательская деятельность реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, дает возможность объединять коллективную и индивидуальную деятельность в рамках единого педагогического процесса. В конечном счете, данная технология обеспечивает рост личности ребенка. 

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1.На основе изученных проблем детей поставить цель проекта

2.Разработка плана движения к цели

3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта

4.Составление плана – схемы проекта

5.Сбор, накопление материала

6.Включение в план – схему проекта занятий по всем видам детской деятельности

7.Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения

8.Презентация проекта, открытое занятие

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителей и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
  • в каких источниках можно найти информацию
  • какие предметы использовать для достижения цели

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников
  • по целевой установке
  • по тематике
  • по срокам реализации

В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:

1.Исследовательско–творческие:

  • дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.Ролево–игровые:

  • с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по–своему поставленные проблемы

3.Информационно–практико–ориентированные:

  • дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы

4.Творческие:

  • оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна 5.Смешанные типы:
  •  предметно – содержательные области являются меж предметными
  • творческие – моно проектами

Учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

По продолжительности они бывают:

  • краткосрочными
  • средней продолжительности
  • долгосрочные  до года

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
  • развитие познавательных способностей
  • развитие творческого мышления
  • развитие коммуникативных навыков

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию - ведущая роль педагога
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации -  вместе с педагогом
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

При использовании проектного метода происходит изменение роли дошкольников, поскольку они становятся не пассивными, а активными участниками педагогического процесса. При этом происходит формирование собственного аналитического взгляда детей на проблему, имеющуюся информацию, перестает действовать заданная сверху оценочная схема: "это - верно, а это - неверно". Появляется свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Кроме того, проектно-исследовательская деятельность  объединяет дошкольников, педагогов различной направленности (воспитатели, физ.инструкторы, муз.руководители и др.), а также родителей, при этом задачи распределяются в соответствии с возможностями каждого из них.

Исследовательская деятельность должна иметь результат. Однако ее ценность как метода образовательного процесса состоит не в самом результате, а в процессе исследования. Практическая значимость при этом является желательным, но совсем не обязательным эффектом. 

Принципы использования форм и методов для проектно-исследовательской  деятельности

Для эффективной организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, в  своём опыте работы, я использовала следующие принципы:

  • принцип регионализации экологического воспитания: применение регионального подхода позволяет основательно усвоить детям основные цели экологического воспитания, вовлечь их в посильную практическую деятельность
  • принцип доступности: крайне важен для ребенка определенного возраста
  • принцип системности и последовательности: важна последовательность усвоения знаний. Имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом
  • принцип непрерывности (оптимизации) - постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией
  • принцип гуманизации: ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе
  •  принцип дифференциации: создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта,  особенностей, эмоциональной и  познавательной сферы
  • принцип интеграции: реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, в сочетании с разными видами деятельности
  • принцип наглядности: соблюдение требований к подбору наглядно-демонстрационного материала к культуре показа и оформления наглядности                                                                                                                                                                                                                                        
  • принцип развивающего обучения: воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации
  • принцип целостного подхода к образованию и воспитанию
  • принцип целенаправленности
  • принцип комфорта: страх, дискомфорт резко снижают мотивацию социального взаимодействия
  •  принцип деятельности: усваивается то, что многократно повторяется, развивается то, что тренируется
  • принцип ассоциаций:  способствует планомерному освоению знаний нового пространства, не содержащего «белых пятен»
  • принцип общения: позволяет чувствовать себя частью группы
  • принцип достижения результата: как превращения знаний, навыков, достижения качественно новой оценки себя и коллектива
  • принцип природосообразности
  • принцип культуросообразности
  • принцип воспитания в коллективе
  • принцип здоровьесберегающий
  • принцип безопасности

Рекомендации:

  • применяя в проектно - исследовательской деятельности структуру педагогического процесса, необходимо всегда помнить о главном -  нельзя делать за дошкольника то, что он может сделать самостоятельно
  • не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ -  лучше меньше, да  качественнее
  • не следует стремиться к выполнению работ требующих слишком больших затрат времени

Наше взаимодействие дало отличные результаты и сформировало у  детей:

  • базу их оптимальных отношений с природой
  • качественные показатели экологической культуры личности
  • самосознание по мере их взросления
  • накапливание познавательного  баланса
  • начало гуманного отношения к природе, её экологической среде
  • чувства сострадания и сопереживания
  • познавательную активность в исследовательской и проектной деятельности
  • уровень экологической воспитанности
  • экологическое мышление
  • навыки, умения и знания
  • желание создавать необходимые для жизни условия
  • бережное отношение к  природе родного края

Это те, экологические основы культуры, на которых в дальнейшем будет формироваться практически вся  жизнедеятельность будущего гражданина нашей России. 

Своей работой я подвела детей и родителей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в ответе за нашу землю,  за её будущую сохранность и приумножение!

                              Подготовила воспитатель Бричкина Наталия Константиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...