Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников Выступление на педсовете
консультация
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей основам экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников. Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы должны выбрать наиболее приемлемые и результативные.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников Выступление на педсовете | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКА - КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Выступление на педсовете
Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников; учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей основам экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников. Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы должны выбрать наиболее приемлемые и результативные.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Сказка - литературный жанр с огромными дидактическими возможностями.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.
Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), накопившие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Игра «Угадай сказку»
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его братьям? (Три поросенка).
2. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
3. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
4. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).
5. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
6. Назовите сказку «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась и мачехина дочка, но вернулась с одними убытками» (Морозко)
7. Назовите сказку, в которой героиня поменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой).
8. Герой этой сказки при помощи простой рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? (Кот в сапогах).
9. Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег? (Приключения Буратино)
10. В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? (Колобок)
11. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка)
12. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото).
Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются: использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности; организация комплексной работы со сказкой; создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.
Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
сказки, отражающие труд людей;
сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;
сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.
Знакомя детей со сказкой нужно стараться вызвать интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Направить детей на «экономическое» содержание сказки, овладеть средствами взаимодействия со сказочными героями, умением высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Определите, какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках
1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (потребности для жизни)
2. «Федорино горе» (Труд)
3. «Телефон» (Потребности)
4. «Муха-цокотуха» (Деньги)
5. «Терем-теремок» (распределение труда)
6. «Иван царевич и Серый волк» (потребности, обмен, бартер)
7. «Кот в сапогах» (реклама)
8. «Огниво» (обмен, деньги)
Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Таким образом, сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.
Копилка в хозяйстве всегда пригодится,
В ней разная мелочь надёжно хранится,
А если ты что-то захочешь купить,
То будет не жалко копилку разбить.
На полке стоит пусть она украшеньем
И верно хранит все твои сбереженья,
Монеты и сдачу в копилку бросай,
Пока весь запас не пойдёт через край!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»
Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников
В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...
Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»
Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...
Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».
Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...
Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников.
Материал для родителей....
Сказка, как средство экономического воспитания дошкольников.
Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране. В изменяющихся условиях общественной жизни, учит...