ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (старшая группа)

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КОНФЛИКТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneshnie_i_vnutrennie_faktory_konfliktnogoyanvar.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КОНФЛИКТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

С рождения человек вступает во взаимодействие с окружающими, общается с ними, ведь без общения он не может жить, работать, удовлетворять свои потребности.

Родившись, ребенок развивается во взаимодействии и общении с

взрослыми и сверстниками. У детей складываются межличностные отношения, которые отражают взаимосвязь каждого из них в конкретной ситуации. Часто в развитии межличностных отношений можно наблюдать определенные отклонения, перерастающие в конфликты. Очень важно изучать данные отклонения, ведь в отношениях детей конфликт может являться большой угрозой для развития личности. В дошкольном возрасте у ребенка складываются определенные стереотипы поведения, психологические основы отношения личности к окружающему миру, к самому себе. Именно поэтому знания об особенностях развития личности ребенка в неблагоприятных условиях, о причинах развития конфликтных отношений и способах их коррекции приобретают первостепенное значение.

Слово «конфликт» во многих языках мира понимается и звучит

одинаково, от латинского «konfliktus» - столкновение сторон, мнений, сил. В

отечественной психологии большое количество ученых занимались изучением конфликтов. Например, А.А. Ершов определял конфликт как действие противоположно направленных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения. Н.В. Гришиной конфликт рассматривался как осознанное препятствие при достижении целей в совместной деятельности, как реакцию из-за несовместимых характеров, различия культурных основ и потребностей. Значительные индивидуальные различия в отношениях дошкольников со сверстниками во многом определяются его самочувствием, положением среди других, а также особенностями становления личности. Проблемными формами межличностных отношений детей дошкольного возраста являются агрессивное поведение, чрезмерная обидчивость, застенчивость, а также

демонстративность. На протяжении всего дошкольного возраста значительные изменения во взаимоотношениях между дошкольниками выражаются в содержании потребностей, мотивов и средств общения.

Факторы конфликтного поведения дошкольников можно разделить на внутренние (субъективные) и внешние (объективные).

К основным внутренним факторам конфликтного поведения

дошкольников можно отнести субъективную оценку поведения партнера как

недопустимую, низкую конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии и

т.д. В межличностном конфликте основой внутренних факторов являются

индивидуальные (социально-психические, характерологические,

физиологические, мировоззренческие и др.) особенности личности. Данные

факторы больше всего способны определить динамику развития и разрешения межличностных конфликтов и их последствий.

Одним из наиболее изученных внутренних факторов конфликтного

поведения человека, который позволяет специфически протекать самому

конфликту и переживаниям личности, является характер человека. Характер

представляет собой инструмент взаимодействия человека с миром, он

проявляется в достижении значимых для человека целей конфликтным путем.

Обычно люди, у которых разные акцентуации характера, по-разному вступают в конфликт, проявляют себя в конфликтных ситуациях.

При действии этого фактора обычно возникает формулировка «не сошлись характерами». Также к внутренним факторам конфликтного поведения дошкольников можно отнести их темперамент, самооценку и уровень притязаний, наличие у него психических заболеваний, которые предполагают неадекватную реакцию и многие другие личностные особенности. Но, следует отметить, что для возникновения конфликтных ситуаций, необходимо наличие определенной ситуации. Я. Л. Коломинский отмечал необходимость различия внешних причин и их восприятия индивидами. Внешние причины могут быть разделены на несколько групп:

- ограниченность ресурсов, которые подлежат распределению;

- различие целей, ценностей, методов поведения, уровня квалификации,

образования;

- плохая коммуникация;

- неправильное распределение ответственности.

Также внешние факторы только тогда являются факторами конфликтного

поведения, когда они не дают отдельной личности или всей группе

возможность реализации своих потребностей, задевают интересы личности или группы. К внешним факторам конфликтного поведения относятся естественные столкновения интересов людей в процессе их жизнедеятельности. Данные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. К внешним факторам также относятся общественные отношения между конфликтующими сторонами, которые уже сложились на момент начала конфликта.

Таким образом, основой конфликта является конфликтная ситуация,

которая представляет собой скрытые или открытые противоборства двух или

нескольких сторон. Обычно конфликтные ситуации возникают во

взаимоотношениях и решаются в практической деятельности. Возникают

конфликтные ситуации из-за длительного периода скрытых или односторонних неудовлетворенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит в заблуждение в мир иллюзий...

Танец как средство внешней и внутренней гармонизации личности ребенка

Основная цель данного  развлечения — активизировать  творческие проявления детей, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость....

Толерантность как фактор безопасности поведения дошкольников со сверстниками

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает спос...

Описание способов коммуникаций образовательной организации с внешней и внутренней средой организации.

Описание способов коммуникаций образовательной организации с внешней и внутренней средой организации....

Консультация для педагогов «Внешние и внутренние условия профессионального выгорания»

Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...

Внешние и внутренние риски образовательной организации

В статье рассмотрены проблемы определения возможных риско вДОО,а также пути их преодоления...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКО

Статья посвящена социально-педагогическим основам регулирования конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее распространенными методами преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников яв...