Практико-ориентированный проект «Шаг за шагом к познанию окружающего мира»
проект

Романова Светлана Владимировна

Практико-ориентированный проект

«Шаг за шагом к познанию окружающего мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shag_za_shagom_k_poznaniyu_okruzhayushchego_mira.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ

“СКОЛКОВСКИЙ”

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Практико-ориентированный проект

«Шаг за шагом к познанию окружающего мира»

Педагог-психолог Романова С.В

Москва,2022

Актуальность

Перед нами встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов для сенсорного развития и тактильного восприятия с детьми младшего дошкольного возраста. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта «Шаг за шагом к познанию окружающего мира». Проект направлен на создание условий для полноценного сенсорного развития и тактильного восприятия дошкольников путем повышения психологической компетенции педагогов.

«Шаг за шагом к познанию окружающего мира» - это различные направления в работе с ребенком, имеющим нарушения сенсорики, «шаг за шагом» ведет ребенка к полноценному развитию и познанию окружающего мира. Каждый такой шаг ребенок должен пройти осознанно, поняв и приняв, максимально усвоив знания и опыт данной деятельности. И одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в психологической практике, который представляется как способ организации познавательного процесса, основанный на взаимодействии педагога-психолога, ребенка, воспитателей.

Тип проекта: практико-ориентированный

По сроку реализации: долгосрочный

Участники проекта: дети (в начальной стадии сенсорного развития), педагог-психолог, воспитатели.

Цель: С помощью проектно-исследовательской деятельности расширить представления детей с ТМНР об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. Развивать их познавательный интерес, учить способам исследования окружающего мира.

Задачи проекта:

  1. Побудить в ребенке желание самому участвовать в познании окружающего мира через развитие сенсорных эталонов.
  2. Развивать творческие способности детей.
  3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
  4. Увеличить объем направляющего воздействия.
  5. Повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
  6. Побуждать детей к совместной деятельности.
  7. Объединять усилия педагогов в совместной деятельности по познанию ребенком окружающего мира.
  8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и педагогов.

Формы работы с детьми

Формы реализации проекта:

  1. Специально организованная деятельность.  Занятия по ознакомлению окружающего мира «Шаг за шагом»
  2. Совместная работа с детьми. Подражательно-исполнительская. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях", выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему
  3. Самостоятельная деятельность детей. Творческая деятельность. На этом этапе развивается и поддерживается творческая активность детей, создаются условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом.

Предполагаемый  результат:

  1. Использование метода проектов будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах сенсорного развития детей.
  3. Повышение заинтересованности педагогов не только в результатах, но и в самом процессе воспитательной работы.

Обеспечение проектной деятельности

Формы и методы работы с детьми:

  • Игровая форма занятий
  • Игры: дидактические, словесные, настольные
  • Самостоятельная деятельность ребенка
  • Сотрудничеством между ребенком и педагогом на занятии
  • Ознакомление с художественной литературой

Принципы проектно - исследовательской деятельности 

  • Системность.
  • Соответствие возрастным особенностям.
  • Интеграция.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
  • Учёта индивидуальных особенностей детей с ТМНР.

Ожидаемый результат:

  1. Использование метода проектов будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах сенсорного развития детей.
  3. Повышение заинтересованности педагогов не только в результатах, но и в самом процессе воспитательной работы.

Эффективность данных результатов:

Для детей:

- положительная динамика сенсорного развития;

- выработка устойчивой мотивации к сенсорной самореализации.

        Для педагогов:

- положительный психологический климат между педагого-психологом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.

        Для учреждения:

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.

        Практическая значимость проекта:

предложенная система применения проектного метода в обучающем процессе может использоваться для сенсорного развития детей, способствующего познанию окружающего мира.

        

Этапы и стратегия реализации проекта:

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):

        Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и возможностей детей.

Срок реализации: первая половина сентября.

Задачи:

  1. Изучения состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
  2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня сенсорного развития детей группы № 5 (обследование детей педагогом-психологом).
  3. Определение системы развивающих проектов, условий их реализации.

II. Основной этап реализации проекта (практический):

Этап

Задачи

Содержание работы

Ответственные

1. «Разнообразный мир звуков»

1. Приобретение детьми навыков локализации неречевых и речевых звуков.

2. Формирование умения дифференцировать неречевые и речевые звуки.

3. Повышение компетенции воспитателей в данной области.

4. Привлечение воспитателя к совместной работе по развитию слухового восприятия.

Работа с детьми:

1. Определение направления звуков разной степени громкости их дифференциация  на занятиях педагога-психолога  и в играх на занятиях воспитателей.

2. Консультация и практикум для воспитателей по развитию слухового восприятия у детей.

3. Памятка для воспитателей по развитию слухового восприятия.

4. Мастер-класс с воспитателями по развитию слухового восприятия у детей.

Романова С.В

2. «Чуткие ручки»

1. Формирование у ребенка тактильного восприятия через игры с разнообразными природными предметами и материалами отличающимися структурой поверхности.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей посредством игр и игрушек.

3. Повышение компетенции воспитателей в данной области.

4. Привлечение внимания воспитателей к совместной работе по развитию мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.

Работа с детьми:

1. Формирование у детей тактильного восприятия и мелкой моторики на занятиях педагога-психолога с использованием разных игрушек: пластмассовых, резиновых, деревянных, мягких, пушистых, сыпучего материала, материала с теплой и холодной поверхностью, твердого и жидкого.

2. Пальчиковые игры.

Работа с воспитателями:

1. Консультации и практикум для воспитателей по формированию тактильных ощущений и развитию мелкой моторики.

2. Мастер-класс для воспитателей по использованию пособий для развития тактильных ощущений и мелкой моторики у детей.

3. Оформление выставки «Чуткие ручки».

Романова С.В

3. «Воспринимаю и различаю»

1. Развитие наблюдательности ребенка.

2. Развитие у детей представления о цвете, форме, величине.

3. Развитие умения соотносить, различать предметы по цвету, форме, величине.

Работа с детьми:

1. Тематические экскурсии.

2. Наблюдение за изменениями в природе.

3. Специальные занятия, направленные на формирование у детей представления о цвете, форме, величине.

Работа с воспитателями:

1. Консультации и практикум направленные на применение различных видов работы по формированию представления о цвете, форме, величине у детей.

2. Изготовление пособий «Узнаю, сравниваю, различаю».

3. Совместное изготовление поделок.

Романова С.В

III. Заключительный этап реализации проекта:

        Задачи:

  1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения психологических проектов в обучающем процессе.
  2. Презентация результатов работы проекта «Шаг за шагом к познанию окружающего мира» для педагогов учреждения.

Конечный продукт:

  • Повышение грамотности воспитателя в вопросах обучения детей сенсорике, оказание им поддержки и помощи в обучающем процессе;
  • Сформированная устойчивая мотивация детей к практической самореализации;
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов учреждения в вопросе оказания поддержки детям в их сенсорном развитии.

Прогноз возможных негативных последствий

        Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

  1. Слабая мотивация участников проекта.

Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрений, применение новых более интересных форм работы.

  1. Возможная заболеваемость детей.

Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

  1. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм работы по сенсорному развитию детей во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Информационные источники

Акимова Ю. А. - Знакомство дошкольников с окружающим миром. ТЦ Сфера, 2007

Варакса Н. Е. Галимов О. Р. - Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников М.2013 Мозаика - Синтез

Дыбина О. В. - Неизведанное рядом - М. ТЦ Сфера, 2004

Зыкова О. А. - Экспериментирование с живой и неживой природой - М ЗАО "Элти - КУДИЦ" 2013

Интернет ресурсы по данной теме

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...

Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёно...

Проект: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».

         В  проекте  применяется новый  методический подход к организации  поисково – исследовательской деятельности,  используется творч...