Практико-ориентированный проект «Шаг за шагом к познанию окружающего мира»
проект
Практико-ориентированный проект
«Шаг за шагом к познанию окружающего мира»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
“СКОЛКОВСКИЙ”
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Практико-ориентированный проект
«Шаг за шагом к познанию окружающего мира»
Педагог-психолог Романова С.В
Москва,2022
Актуальность
Перед нами встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов для сенсорного развития и тактильного восприятия с детьми младшего дошкольного возраста. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта «Шаг за шагом к познанию окружающего мира». Проект направлен на создание условий для полноценного сенсорного развития и тактильного восприятия дошкольников путем повышения психологической компетенции педагогов.
«Шаг за шагом к познанию окружающего мира» - это различные направления в работе с ребенком, имеющим нарушения сенсорики, «шаг за шагом» ведет ребенка к полноценному развитию и познанию окружающего мира. Каждый такой шаг ребенок должен пройти осознанно, поняв и приняв, максимально усвоив знания и опыт данной деятельности. И одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в психологической практике, который представляется как способ организации познавательного процесса, основанный на взаимодействии педагога-психолога, ребенка, воспитателей.
Тип проекта: практико-ориентированный
По сроку реализации: долгосрочный
Участники проекта: дети (в начальной стадии сенсорного развития), педагог-психолог, воспитатели.
Цель: С помощью проектно-исследовательской деятельности расширить представления детей с ТМНР об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. Развивать их познавательный интерес, учить способам исследования окружающего мира.
Задачи проекта:
- Побудить в ребенке желание самому участвовать в познании окружающего мира через развитие сенсорных эталонов.
- Развивать творческие способности детей.
- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
- Увеличить объем направляющего воздействия.
- Повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
- Побуждать детей к совместной деятельности.
- Объединять усилия педагогов в совместной деятельности по познанию ребенком окружающего мира.
- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и педагогов.
Формы работы с детьми
Формы реализации проекта:
- Специально организованная деятельность. Занятия по ознакомлению окружающего мира «Шаг за шагом»
- Совместная работа с детьми. Подражательно-исполнительская. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях", выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему
- Самостоятельная деятельность детей. Творческая деятельность. На этом этапе развивается и поддерживается творческая активность детей, создаются условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом.
Предполагаемый результат:
- Использование метода проектов будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах сенсорного развития детей.
- Повышение заинтересованности педагогов не только в результатах, но и в самом процессе воспитательной работы.
Обеспечение проектной деятельности
Формы и методы работы с детьми:
- Игровая форма занятий
- Игры: дидактические, словесные, настольные
- Самостоятельная деятельность ребенка
- Сотрудничеством между ребенком и педагогом на занятии
- Ознакомление с художественной литературой
Принципы проектно - исследовательской деятельности
- Системность.
- Соответствие возрастным особенностям.
- Интеграция.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
- Учёта индивидуальных особенностей детей с ТМНР.
Ожидаемый результат:
- Использование метода проектов будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах сенсорного развития детей.
- Повышение заинтересованности педагогов не только в результатах, но и в самом процессе воспитательной работы.
Эффективность данных результатов:
Для детей:
- положительная динамика сенсорного развития;
- выработка устойчивой мотивации к сенсорной самореализации.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между педагого-психологом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.
Для учреждения:
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
Практическая значимость проекта:
предложенная система применения проектного метода в обучающем процессе может использоваться для сенсорного развития детей, способствующего познанию окружающего мира.
Этапы и стратегия реализации проекта:
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и возможностей детей.
Срок реализации: первая половина сентября.
Задачи:
- Изучения состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
- Выявление проблемы – диагностика актуального уровня сенсорного развития детей группы № 5 (обследование детей педагогом-психологом).
- Определение системы развивающих проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
Этап | Задачи | Содержание работы | Ответственные |
1. «Разнообразный мир звуков» | 1. Приобретение детьми навыков локализации неречевых и речевых звуков. 2. Формирование умения дифференцировать неречевые и речевые звуки. 3. Повышение компетенции воспитателей в данной области. 4. Привлечение воспитателя к совместной работе по развитию слухового восприятия. | Работа с детьми: 1. Определение направления звуков разной степени громкости их дифференциация на занятиях педагога-психолога и в играх на занятиях воспитателей. 2. Консультация и практикум для воспитателей по развитию слухового восприятия у детей. 3. Памятка для воспитателей по развитию слухового восприятия. 4. Мастер-класс с воспитателями по развитию слухового восприятия у детей. | Романова С.В |
2. «Чуткие ручки» | 1. Формирование у ребенка тактильного восприятия через игры с разнообразными природными предметами и материалами отличающимися структурой поверхности. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей посредством игр и игрушек. 3. Повышение компетенции воспитателей в данной области. 4. Привлечение внимания воспитателей к совместной работе по развитию мелкой моторики и тактильного восприятия у детей. | Работа с детьми: 1. Формирование у детей тактильного восприятия и мелкой моторики на занятиях педагога-психолога с использованием разных игрушек: пластмассовых, резиновых, деревянных, мягких, пушистых, сыпучего материала, материала с теплой и холодной поверхностью, твердого и жидкого. 2. Пальчиковые игры. Работа с воспитателями: 1. Консультации и практикум для воспитателей по формированию тактильных ощущений и развитию мелкой моторики. 2. Мастер-класс для воспитателей по использованию пособий для развития тактильных ощущений и мелкой моторики у детей. 3. Оформление выставки «Чуткие ручки». | Романова С.В |
3. «Воспринимаю и различаю» | 1. Развитие наблюдательности ребенка. 2. Развитие у детей представления о цвете, форме, величине. 3. Развитие умения соотносить, различать предметы по цвету, форме, величине. | Работа с детьми: 1. Тематические экскурсии. 2. Наблюдение за изменениями в природе. 3. Специальные занятия, направленные на формирование у детей представления о цвете, форме, величине. Работа с воспитателями: 1. Консультации и практикум направленные на применение различных видов работы по формированию представления о цвете, форме, величине у детей. 2. Изготовление пособий «Узнаю, сравниваю, различаю». 3. Совместное изготовление поделок. | Романова С.В |
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
- Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения психологических проектов в обучающем процессе.
- Презентация результатов работы проекта «Шаг за шагом к познанию окружающего мира» для педагогов учреждения.
Конечный продукт:
- Повышение грамотности воспитателя в вопросах обучения детей сенсорике, оказание им поддержки и помощи в обучающем процессе;
- Сформированная устойчивая мотивация детей к практической самореализации;
- Повышение профессиональной компетенции педагогов учреждения в вопросе оказания поддержки детям в их сенсорном развитии.
Прогноз возможных негативных последствий
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
- Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрений, применение новых более интересных форм работы.
- Возможная заболеваемость детей.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
- Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм работы по сенсорному развитию детей во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Информационные источники
Акимова Ю. А. - Знакомство дошкольников с окружающим миром. ТЦ Сфера, 2007
Варакса Н. Е. Галимов О. Р. - Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников М.2013 Мозаика - Синтез
Дыбина О. В. - Неизведанное рядом - М. ТЦ Сфера, 2004
Зыкова О. А. - Экспериментирование с живой и неживой природой - М ЗАО "Элти - КУДИЦ" 2013
Интернет ресурсы по данной теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/18/picture-405793-1589813052.jpg)
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-605544-1454955609.jpg)
Долгосрочный проект «сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира» (для детей третьего года жизни)
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьм...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/07/picture-779147-1460050903.jpg)
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-763159-1456771883.jpg)
Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"
Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-850844-1479207397.jpg)
Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517932-1415296370.jpg)
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-966880-1509467865.jpg)
Проект: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
В проекте применяется новый методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности, используется творч...