Сообщение из опыта работы на педагогическом совете
материал

Морозова Ирина Николаевна

«Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

«Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что важно научить ребенка не просто говорить, а правильно выражать свои мысли.

В любые времена, человек рождаясь и взрослея уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty_na_pedagogicheskom_sovete.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете

«Речевые игры в социально-личностном развитии дошкольников»

«Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Эти слова, прочитанные мной однажды, натолкнули меня на мысль о том, что важно научить ребенка не просто говорить, а правильно выражать свои мысли.

В любые времена, человек рождаясь и взрослея уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается.

Но, к сожалению, в наше время уровень владения русским языком среди молодежи снижается, так же снижается и интерес к литературе. Вследствие этого и дети, которые только учатся говорить, слышат неправильную речь. И неумение говорить правильно превращается в замкнутый круг. Поэтому определение направлений развития правильной речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Моя главная задача как воспитателя – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Особое внимание на моих занятиях я уделяю речевым играм. Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:

• воспитание звуковой культуры речи 

• формирование грамматического строя речи

• обогащение словарного запаса

• развитие связной речи

И помимо развития связной речи речевые игры учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы:

1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.

3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту.

6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

7.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

В ходе проведения игры необходимо находиться на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст по возможности произносить наизусть. Нужно активно использовать мимику, жесты. Всё должно быть хорошо продумано.

В процессе речевой игры мы учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность; учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В старшем дошкольном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении речевых игр необходимо уходить от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдать, направлять, большее внимание уделять индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Речевые игры для старших дошкольников можно условно разделить на 5 групп:

1.Игры, развивающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений («Магазин», «Угадай-ка», «Что это за игрушка?»)

2.Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», «Придумай небылицу», «Логический поезд»).

3.Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно», «Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»)

4.Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание («Испорченный телефон», «Краски», «Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», «Было – будет»).

5.Игры, направленные на развитие лексико-грамматических  категорий, развитие связной речи («Фразовый конструктор»,  «Мой город», «Моя семья»)

Вырабатывается выразительность речи, мимика, жест, движения, имитирующие персонажей.

Но для успешного развития речи ребенка Речевые игры в зависимости от цели воздействия, этапа работы делятся примерно на 5 основных разделов.

I. Подготовительные игры.

Подготовительные игры служат для развития слуха, органов речи и дыхания. Они готовят ребенка к восприятию звуков и правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха (речевого слуха). Подбор игр осуществляется в строгой последовательности: сначала игры для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки (шумы, звуковые игрушки, стуки, шуршание), затем определение направления звука.

Пример: «Где звенит?», «Где постучали?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто что услышал?», «Скажи, что ты слышишь?».

Затем идут игры для развития речевого слуха, т.е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Следующим этапом будут игры для развития фонематического слуха, т.е. умению слышать и различать речевые звуки. Для правильного произношения звуков требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. К подготовительным играм относятся также игры на развитие голоса и дыхания.

II. Игры на формирование правильного звукопроизношения.

Цель их по мере исправления звуков – закреплять правильное звукопроизношение. Это могут быть игры - звукоподрожания, предложения, небольшие стихи.

Эти игры часто сочетаются с развитием движений, т.е. во время произнесения слов совершаются определенные движения – по смыслу, сочетаются также с развитием слухового внимания, когда на определенные слова дети должны отреагировать каким-либо движением. И, конечно, правильно произносить закрепляемые звуки во время игры.

Эти игры часто многоцелевые.

III. Дидактические настольные игры.

Эти игры предназначены для закрепления звуков в словах, предложениях, в связном тексте, для совершенствования словаря, фразовой речи. Могут выступать и как основное занятие и как начало или конец занятия. Дидактические игры проводятся и в целях умственного воспитания.

IV. Потешки, считалки, загадки.

Потешки, считалки, загадки предназначены для закрепления правильного звукопроизношения. Они развивают слуховую память, выразительность речи.

V. Игры - диалоги.

Недостаточно просто играть. Очень важна компетентность педагога в данном вопросе. Чтобы создать условия для успешного развития речи ребенка педагогу необходимо:

- самому уметь правильно говорить;

- изучать методическую литературу по данной теме;

- опираться на опыт прошлых лет и применять современные технологии.

Таким образом, педагог, как и ребенок должен постоянно развиваться и самообразовываться. Ведь образованный педагог – это образованные дети, а следовательно, образованное общество в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на Педагогическом совете

Методы и приёмы по сохранению и укреплению здоровья детей, используемые при проведении дневной и целевой прогулок...

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.

Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы» от 19.02.2020г.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»

Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключени...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству....

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете ДОУ Тема "Роль и место LEGO-конструирования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В каждом ребёнке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит LEGO-конструирование, являющееся оптимальным средством позн...