Статья на тему: Воспитанники столичных учреждений соцзащиты развивают навыки общения с помощью настольных игр
статья

Романова Светлана Владимировна

Воспитанники столичных учреждений соцзащиты развивают навыки общения с помощью настольных игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитанники столичных учреждений соцзащиты развивают навыки общения с помощью настольных игр

В своей работе специалисты центров для детей-сирот и семейных центров используют самые разные методики. Одна из популярных и эффективных практик — терапия с использованием настольных игр. Подобранные с учетом возраста, способностей и индивидуальных особенностей детей, они помогают специалистам корректировать эмоциональное состояние, способствуют развитию их познавательного интереса.

По словам специалистов, настольная игра — отличное терапевтическое средство для застенчивых, тревожных детей с нарушением внимания и сниженным настроением. Кроме того, с помощью игр можно помочь ребенку добиться успехов в учебе, развить память и навыки общения.

«Подростки нуждаются в общении, но сейчас многие дети проводят свободное время с гаджетами в руках. Как следствие им становится сложнее общаться в реальной жизни. Наши ребята с удовольствием ходят на занятия настольными играми, где можно найти друзей, пообщаться друг с другом. В ходе любой коллективной игры дети учатся контактировать с другими участниками. К тому же многие настольные игры построены на умении договариваться, убеждать, искать союзников и действовать сообща. Таким образом, это одновременно и развлечение, и тренажер для развития важнейших социальных навыков», — поясняет психолог Центра содействия семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина Эдуард Гольников.

Одна из важных задач психолога в работе с детьми — это диагностика и подбор методов, которые помогли бы скорректировать психологические особенности ребенка. Здесь настольные игры — один из самых эффективных инструментов. Педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возрождение» Виктория Таланова объясняет, что в процессе игры дети лучше раскрываются. Специалисты могут более точно провести диагностику и увидеть особенности личности ребенка любого возраста. Настольные психологические игры выполняют три основные функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Чаще всего специалисты используют их, чтобы ребенок социализировался в детском коллективе, научился следовать общим правилам, работать в команде.

Также настольная игра учит принимать победы и поражения. «Настольные игры необходимо подбирать в зависимости от уровня развития ребенка. Условно их можно поделить на коллективные, командные, и те, в которых участники соревнуются друг с другом. Чтобы развить коммуникативные навыки, нужно выбирать игры на взаимодействие», — говорит психолог Центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда» Мария Бобровницкая.

Для детей с особенностями развития игра несет в себе еще и функцию реабилитации. Психологи Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский», например, активно используют настольные игры для работы со своими воспитанниками. Педагог-психолог центра Светлана Романова отмечает, что они помогают детям мягко корректировать поведение. В процессе занятий ребенок учится следить за игроками, контролировать эмоции, удерживать предметы и концентрировать внимание.

В столичных семейных центрах специалисты применяют настольные игры как терапию для всей семьи. Детям они помогают развивать логическое и стратегическое мышление, усидчивость, навыки общения, лидерские качества и эмоциональный интеллект. Родители, присоединяясь к игре, укрепляют семейные отношения, создают дружескую атмосферу и налаживают контакт с ребенком.

К специалистам центров часто обращаются мамы и папы, которых беспокоит гиперактивность, неусидчивость, невнимательность детей.

«В этом году 6-летний Иван пойдет в первый класс. Родителей беспокоит, что сын неусидчив, каждые 10 минут отвлекается и не может сосредоточиться на чем-то одном. Специалисты стали заниматься с ребенком настольными играми, с каждым разом увеличивая продолжительность. Больше всего Ивану понравилось распутывать детективные истории. Например, игра „Хитрый лис“, где лиса спрятала пирог, а команда детей собирала улики, искала пропажу и вычисляла преступника. Спустя две недели занятий ребенок уже мог без перерыва играть один час. В этом процессе он испытывал яркие позитивные эмоции и желание продолжать игру. Иван научился подолгу концентрироваться на занятии, стал более наблюдательным», — объясняет психолог семейного центра САО Софья Бельская.

Специалисты используют в играх шахматы, головоломки, «Монополию», «Hasbro», «Dream Makers», рассчитанные на детей в возрасте от 3 до 17 лет.

Для совсем маленьких подойдут игры на развитие памяти, внимания, навыков общения. Например, «Кескифе», где дети одновременно выполняют несложные задания, номер которых выпал на кубиках. Они могут показывать, как чистят зубы или едят мороженое, только одному участнику достается роль зеркала. Игрок с такой карточкой должен быстро понять, что изображают остальные, и повторить за ними, чтобы его не вычислили. Это командная игра, в ней могут принимать участия дети старше 4 лет.

Одна из самых любимых игр у детей в возрасте от 7 лет — «UNO», она развивает скорость и реакцию. Ребята вытягивают по одной карте из колоды. Их задача — быстрее остальных избавиться от карт одного цвета или номинала в каждом раунде и набрать очки за те, которые остались в руках у других игроков. Главное — не забыть, когда останется одна карта, крикнуть «Уно».

Для подростков можно использовать более сложные игры. «Имаджинариум», «Эволюция», где предлагается комбинировать различные качества животных и придумать свою популяцию. Выиграет тот, у кого будет больше представителей в экосистеме.

«Во время игры мы учимся договариваться, выстраивать стратегию и действовать тактически. Наставники объясняют, как предугадать действия других игроков, продумать план, чтобы победить. В конце занятий мы все вместе обсуждаем, делимся эмоциями и впечатлениями», — говорит воспитанник Центра содействия семейному воспитанию «Молодая гвардия» Михаил.

В настольных играх дети развивают в себе новые навыки, приобретают опыт, примеряют на себя различные роли, учатся решать задачи и справляться со сложностями. Отдельные виды настольных игр помогают улучшить скорость реакции.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, умение почувствовать его настроение позволяют воспитателю установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании кон...

Развиваем навыки общения и эмоциональный мир старших дошкольников (многофункциональное пособие для развивающих игр)

Именно у детей старшего возраста характерно положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, способность к созданию и воплощению собственных замыслов, ...

Проект "Развитие коммуникативных навыков общения с помощью театрализации".

Развитие коммуникативных навыков общения с помощью театрализации....

Как развивать навыки общения у ребёнка.

Как развивать навыки общения у ребёнка....