Консультация для педагогов дошкольно1 организации
консультация

Алина Федоровна Головнина
Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей, проблемы и решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей, проблемы и решения.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Совместная работа воспитателей и родителей по формированию личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Ведь речь идет о том, чтобы решить задачи всестороннего развития дошкольников объединенными усилиями педагогов и родителей воспитанников детского сада. В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем.
Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работах Бабаевой Т.И., Березиной Т.А. и других показал, что осуществление полноценного взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи возможно только
при следующих условиях:
- готовность педагогов к взаимодействию с родителями;
- настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;
- определение значимых для педагогов и родителей, целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие;
- разработки содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.
Как мы видим, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов взаимодействия – родителей и педагогов, их готовность сотрудничать.
В настоящее время семья испытывает целый ряд социально-экономических, психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания детей. В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания исследователи выделяют проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье. Поэтому деятельность педагога с семьей должна включать
три основных составляющих:
- помощь в образовании,
- психологическую помощь,
- посредническую.
Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи.
Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей по тем или иным вопросам в зависимости от категории семьи.
Из существующего множества типологий семьи задачам деятельности педагога отвечает следующая комплексная типология, которая выделяет
четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:
- благополучные семьи,
- семьи группы риска,
- неблагополучные семьи,
- асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от нормы, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками. В зависимости от этого педагог подбирает формы и методы педагогического просвещения.
Неблагополучные семьи, имея нужный социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Адаптация у таких семей низкая, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, малорезультативен. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагога.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа педагога с такими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами.

Из этого следует, что работа с родителями должна вестись регулярно, в зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение различных форм работы.
Таким образом, можно разделить родителей на две большие группы: 
Гармоничные семьи (талантливые, активные семьи, семьи благополучные в психико-педагогическом отношении)
Проблемные семьи (требующие длительной помощи, семьи групп риска)
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности, отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.
Вот почему главные усилия педагогов и всего коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:
- улучшение семейного микроклимата;
- формирование положительных взаимоотношений в семье;
- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовка его к школе.
Организуя работу с семьей, педагог должен понимать, каких результатов он хочет реально достичь в ходе взаимодействия с семьей. Результаты такого взаимодействия могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании, в создании родителями значимости своей воспитательной деятельности, появление родительской ответственности, в более оптимистичном взгляде родителей на возможности решения проблем воспитания ребенка.
Поэтому в ходе подготовке к взаимодействию педагогам важна, определить, для чего им может быть полезно сотрудничество с родителями в их педагогической деятельности. Оно может сделать результаты их труда более эффективными, потребует меньше энергетических и психологических затрат для развития, воспитания и обучения их воспитанников.
Педагогу целесообразно выбирать то содержание взаимодействия, которое значимо для него самого и которое он сможет сделать значимым для родителей.
Для эффективного решения задач необходимо, чтобы педагог знал особенности семей своих воспитанников, владел методами психолого-педагогической диагностики проблем семейного воспитания. Такая диагностика позволит увидеть своеобразие семейного воспитания каждого ребенка, его особенности, взаимоотношений с близкими и, что особенно важно, потребности в педагогической помощи самих родителей. Результаты проведенной диагностики дадут возможность педагогу увидеть, как эффективней построить сотрудничество с разными родителями.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы: 
Анкетирование родителей
Анкетирование воспитателей
Тестирование родителей
Индивидуальные беседы с родителями
Индивидуальные беседы с детьми
Посещение семьи ребенка
Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»
Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья»
Наблюдение воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей
Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Организуя непосредственное взаимодействие с родителями педагогу необходимо, прежде всего, заинтересовать их возможностями совместного воспитания своих детей. Для этого ему необходимо научиться использовать такие формы взаимодействия, в которых родители смогут занять активную позицию – дискуссии, круглые столы, родительские конференции, деловые игры. 
Вывод:
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких обще педагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать
следующие социально-педагогические методы:
- анкетирование;
- тестирование;
- индивидуальные беседы;
- наблюдения за детьми и родителями.
Проблема взаимодействия педагогов и родителей очень актуальна на сегодняшний момент, так как современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, экономических. Поэтому деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

Консультация для педагогов об организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Консультация дает материал о принципах оздоровительно- развивающей  работы с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах"

Особенности организации  предметно-пространственной  среды в младших группах...

Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в средних группах"

Особенности организации  предметно-пространственной  среды в средних группах...

Консультация для педагогов "Особенности организации взаимодействия педагогов с дошкольниками"

В консультации отмечено наиболее важные  моменты организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО....