Проектная работа: "Формирование основ экологической культуры воспитанников ДОО"
материал по окружающему миру

Зайцева Оксана Игоревна

формы и методы экологического воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx29.79 КБ
Файл prezentatsia_po_ekologii.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Формирование основ экологической культуры воспитанников ДОО

ВЫПОЛНИЛА:

Зайцева Оксана Игоревна

Воспитатель МБДОУ №7 г.

Полярные Зори

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.  Современные формы и методы экологического воспитания дошкольников ………………………………………...…………………………..5

2. Развивающая экологическая среда как средство формирования экологического сознания дошкольников………………………………………..9

3 Современные формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ экологической культуры дошкольников…..………11

3. Заключение…………………………………………………………………….14

4. Список литературы…………………………………………………….……...15

Введение

Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбирать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения.[8]

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными. 

Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста,  является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Цель итоговой проектной работы: определение условий для формирования экологической культуры воспитанников ДОО

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу.

2. Раскрыть современные формы и методы экологического воспитания дошкольников

3. Описать возможности создания развивающей экологической среды как средства формирования экологического сознания дошкольников

4. Обозначить современные формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ экологической культуры дошкольников

5. Способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования современных форм и методов 

1.  Современные формы и методы экологического воспитания дошкольников

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы, и методы.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, звукозаписи. Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. В своей деятельности с детьми я активно использую мультимедийные презентации. В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Современные сайты для воспитателей детского сада помогли мне собрать картотеку готовых презентаций на экологическую тематику, которые я использую при проведении занятий («Перелетные птицы», «Какую пользу приносят домашние животные», «Правила поведения в природе», «Сохраним планету чистой», «Земля – наш общий дом» и т. д.).

Также в своей деятельности я использую экологические игры. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развивает познавательные способности; способствует расширению представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры провожу с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение идет за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры провожу в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «На птичьем дворе», «Витаминный обед» и т.д.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу.

В нашем детском саду мы используем такую форму работы как игровое образовательное событие. Так, например, получив письмо-жалобу из леса, дети, естественно, спешат отправиться на помощь к лесным жителям. В течение дня они изготавливают необходимые атрибуты для путешествий, обдумывают план своих действий, распределяют игровые роли и, конечно же, играют. Игровые образовательные события пробуждают познавательный интерес к природе, дети в игровой форме расширяют свои  знания, формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Следующий метод, используемый мной в работе – метод моделированияМоделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.

При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах. природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Данный метод создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с макетами, при изготовлении которых используются разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

С детьми мы сделали модели «Времена года», «Лес», «Подводный мир», «Цветочная поляна» и др.

Познание дошкольниками явлений природы или свойств объектов природы может проходить ещё путём практического моделирования, т.е. экспериментирования.

Другой вид моделирования – графическое, которое помогает дошкольникам проследить закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года и другое. Например, фенологический календарь природы, который мы ведем в группе. Он в графическом виде дает наглядно представление о смене и признаках времен года, смене температуры, осадках в разные времена года и т.д. Также мы заполняем календарь наблюдения за птицами, календарь роста и развития лука.

Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Моделирование (предметное, графическое, практическое) формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.

Проектно - исследовательская деятельность также является частью моей работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить

информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

В моей практике были организованы и реализованы такие проекты как:

«Здравствуй, осень золотая!», «Волшебница соль», «Путешествие капельки», «Огород на подоконнике».

Большой интерес вызвал у детей и родителей  проект  «Деревья - наши друзья». Изучая роль деревьев в жизни животных и человека, дети узнали о том, что из деревьев производят бумагу.  Желая сохранить лесные ресурсы нашей планеты, мы в группе с ребятами организовали «фабрику» по переработке макулатуры и сами изготовили новую бумагу из вторичного сырья.  Затем сделали агитационный плакат на соответствующую тему и конкурс рисунков «Сдай макулатуру – спаси дерево!». Таким образом, наш проект перерос в экологическую акцию по сбору макулатуры.

Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

В результате применения таких форм и методов экологического воспитания могу отметить, что дети стали более внимательными. Он научились логически мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные с помощью новых инновационных форм, дети могут применить при проведении экспериментально - исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием играют в «экологов», «учёных», «лаборантов», понимают на практике о вреде мусора для экологии.

Дети активно стали участвовать в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей.

2. Развивающая экологическая среда как средство формирования экологического сознания дошкольников

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей среды. 

Экологическая предметно-пространственная развивающая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности дошкольника по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде.
 Главная задача - создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения.  Правильно организованная среда способствует познавательному развитию, эколого-эстетическому развитию, формированию нравственных качеств ребенка, формированию экологически грамотного поведения. [9]

Экологическая предметно-пространственная развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке педагога.

В группе оборудован уголок природы, в котором дети  проводят  интересные наблюдения за природными объектами, заботится о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям, чувство ответственности за них.

Содержание объектов и материалов уголка природы:

  • художественная литература о природе
  • дидактические игры природоведческого содержания
  •  календарь погоды и природы
  • комнатные растения
  • оборудование для организации труда в природе
  • альбомы, гербарии
  • различные природные материалы;
  • модели, отображающие предметы и явления природы.

 Для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе в группе оборудована мини-лаборатория. Она обеспечивает дошкольникам не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков. В процессе этой деятельности дети осознают свою позитивную роль в жизни природы, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности. 
В мини-лаборатории хранятся  материалы, предназначенные для проведения разных исследований: лупы, весы, песочные часы, магниты, пробки,  песок, сахар, соль, крупы, ракушки, шишки, орехи, камни, семена растений, мелки, различные палочки, трубочки, емкости и многое другое. 

В центре книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.

В театральном центре подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих эколого-эстетическому развитию детей и формированию их нравственных качеств.

Таким образом, грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

В перспективе я планирую и в дальнейшем обогащать эколого-развивающую среду нашей группы и активно вовлекать в этот процесс семьи воспитанников.

2.3 Современные формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ экологической культуры у дошкольников

Осуществление экологического образования дошкольников  более эффективно, если оно  осуществляется совместно с родителями, является частью семейного воспитания.

У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, поддерживать возникший у них интерес к природе, побуждать в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач.

Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе, быть примером, образцом поведения.

Я использую разнообразные формы работы с родителями по вопросам экологического воспитания: консультации, беседы, родительские собрания, провожу анкетирования, опросы с целью выявления их экологической компетентности,  оформляю папки-передвижки, плакаты.

 Традицией в нашем детском саду стали выставки поделок из овощей и фруктов,  из бросового материала. Родители, обычно, не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки. Участники таких выставок награждаются  благодарственными письмами.

Ежегодно совместно с родителями и детьми мы проводим экологические субботники  на территории детского сада. Во время проведения таких субботников у детей формируется умение работать в коллективе, бережное и ответственное отношения к окружающей нас природе.

Также я привлекаю  родителей к участию в  развлечениях, конкурсах. Так, например, большой отклик среди семей нашей группы вызвал областной конкурс «Зеленая планета глазами детей», в котором мы заняли 1 место в номинации « Современность и традиция» в 2021 г.

 Проведение экологических акций в практике стало еще одной из интереснейших форм работы. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую или худшую сторону свое окружение. В группе реализованы акции  «Покормите птиц зимой»,  «Елочка - зеленая иголочка», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!», «Чистый город», «Полезные крышечки».

Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Также совместно с детьми и родителями мы осуществляем сбор макулатуры, использованных батареек и пластиковых крышек. В группе есть специальные контейнеры для сдачи сырья на вторичную переработку. Благодаря данным акциям дети понимают важность экономного расходования материалов, возможности их вторичной переработки и оказывают посильную помощь в сохранении ресурсов планеты.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Заключение

В системе непрерывного экологического образования населения начальным звеном является дошкольное учреждение. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Важное место в данном направлении занимает процесс ознакомления дошкольников с природой посредством эколого-развивающей среды. Благодаря эколого-развивающей среде у детей формируется стойкий интерес к окружающему миру, познавательная активность, самостоятельность, воспитывается нравственно-ценностное отношение к природе.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных направлений моей работы. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Таким образом, реализуя комплексный подход по экологическому воспитанию у воспитанников расширился кругозор, появилась потребность в общении с природой,  дети самостоятельно наблюдают за объектами живой и неживой природы, анализируют, делают выводы, видят красоту природы, повысился уровень экологической грамотности.


Список литературы

1.Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

2.Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы [Текст]: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Мн.: УП «Технопринт», 2005. – 228 с.

3. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду. [Текст]/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2008. – 232 с.

4.Николаева. С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.  

5.Николаева   С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей. Дошкольное воспитание, 2000. 

6.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т .С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.

7.Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. – Минск: Нар.асвета, 2012. – 64 с.

8. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news12254.html

9. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog78047/-rebenok-i-yekologija.html   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основ экологической культуры воспитанников ДОО ВЫПОЛНИЛА: Зайцева Оксана Игоревна Воспитатель МБДОУ №7 г. Полярные Зори Мурманск 2021

Слайд 2

Цель проекта: формирование экологической культуры воспитанников ДОО Задачи: Изучить научно-методическую литературу Раскрыть современные формы и методы экологического воспитания дошкольников Описать возможности создания развивающей экологической среды как средства формирования экологического сознания дошкольников Обозначить современные формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ экологической культуры дошкольников Способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования современных форм и методов

Слайд 3

Современные формы и методы экологического воспитания дошкольников В своей практике работы, знакомя детей с природой, помимо традиционных методов и форм, я использую : дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, звукозаписи. мультимедийные презентации экологические игры содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Зоопарк», « На птичьем дворе», «Витаминный обед» и т.д. интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб в нашем детском саду мы используем такую форму работы как игровое образовательное событие

Слайд 4

Игровое образовательное событие (ИОС) Игровые образовательные события пробуждают познавательный интерес к природе, дети в игровой форме расширяют свои знания, формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. ИОС «Путешествие в Африку» ИОС «Неизведанный космос»

Слайд 5

Метод моделирования Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Проектно-исследовательская деятельность Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Слайд 6

Развивающая экологическая среда как средство формирования экологического сознания дошкольников Главная задача - создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Содержание объектов и материалов уголка природы : художественная литература о природе дидактические игры природоведческого содержания календарь погоды и природы комнатные растения оборудование для организации труда в природе альбомы, гербарии различные природные материалы; модели, отображающие предметы и явления природы.

Слайд 7

Для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе в группе оборудована мини-лаборатория В центре книги подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д. В театральном центре подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих эколого-эстетическому развитию детей и формированию их нравственных качеств

Слайд 8

Современные формы активного сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ экологической культуры у дошкольников консультации беседы родительские собрания анкетирования, опросы с целью выявления экологической компетентности родителей папки-передвижки, плакаты выставки поделок из овощей и фруктов, из бросового материала субботники на территории детского сада привлечение родителей к участию в развлечениях, конкурсах проведение экологических акций

Слайд 9

Проведение экологических акций Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека . В группе реализованы акции: «Покормите птиц зимой», «Елочка - зеленая иголочка», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!», «Чистый город», «Полезные крышечки».

Слайд 10

Вывод В системе непрерывного экологического образования населения начальным звеном является дошкольное учреждение. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Реализуя комплексный подход по экологическому воспитанию у воспитанников расширился кругозор, появилась потребность в общении с природой, дети самостоятельно наблюдают за объектами живой и неживой природы, анализируют, делают выводы, видят красоту природы, повысился уровень экологической грамотности.

Слайд 11

Список литературы 1.Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007. 2.Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы [Текст]: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк . образования / Л. К. Ладутько , С. В. Шкляр. – Мн.: УП « Технопринт », 2005. – 228 с. 3. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду. [Текст]/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2008. – 232 с. 4.Николаева. С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. 5.Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей. Дошкольное воспитание, 2000. 6.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т .С. Комаровой – 4-е изд., испр . и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006. 7.Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк . образования / Е. А. Стреха. – Минск: Нар.асвета , 2012. – 64 с. 8. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news12254.html 9. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog78047/-rebenok-i-yekologija.html

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Статья "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Важность данной темы состоит  в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой ест...