Выступление из опыта работы Формирование основ экологической культуры
материал на тему

Охлопкова Наталья Александровна

Формирование основ экологической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка»  п. Алябьевский.

«Формирование основ экологической культуры»

(Выступление из опыта работы)

Воспитатель: Н. А. Охлопкова

2016 год.

                                                                                 Мир, окружающий ребёнка, -

                                                                                    Это прежде всего мир природы

С безграничным богатством явлений,

                                                                            С неисчерпаемой красотой.

                                                                                          Здесь, в природе, вечный источник

                                                        детского разума.

В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживаний к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально-нравственного и действенного отношения к природе.

    Сегодня особенно важно говорить о формировании такого социально необходимого нравственного качества личности, как её экологическая культура, которая находит своё проявление в ответственном отношении человека к природе как к естественной среде его жизнедеятельности, в утверждении принципов рационального природопользования. Экологическая культура личности предполагает, что человек понимает важность решения любого рода задач таким образом, чтобы не нанести вреда окружающей среде и здоровью других людей.

Моя целевая установка заключается в создании условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.

     Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:

  1. Развитие познавательного интереса к миру природы.
  2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения, умений наблюдать за природными объектами, явлениями.
  3. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
  4. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
  5. Развитие познавательно-творческих способностей детей.
  6. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетентности у родителей в вопросах экологического воспитания.

     В качестве теоретического и методического основания для решения поставенных цели и задач экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования:

1.  Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.

2.  Программа «Наш дом - природа» под редакцией Н. А. Рыжовой.

3. Программа «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой.

Работа делится на 2 блока:

1 блок: Работа с детьми:

  1. Создание эколого - развивающей среды – создание реальных условий для общения и взаимодействия с живой и неживой природой. Для этого в группе создан уголок природы в нём сосредоточены: комнатные растения, требующие разных способов ухода. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями: поливают, убирают сухие листочки, рыхлят землю, моют растения. Собран различный природный материал, который дети используют для поделок.

Уголок экспериментирования в котором дети проводят и наблюдают элементарные опыты. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей: уточняют знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах воды, воздуха, снега, об их изменениях и т.д.)

В игровом уголке содержатся дидактические игры, в которые дети с удовольствием играют: « С какого дерева лист», «С какой ветки детки», «Домино», «Составь целое из частей», «Угадай время года», «Четвёртый лишний» и др.

Подобраны иллюстрации, книги, энциклопедии к разделу «Мир природы». Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей. Позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о живой и неживой природе.

  1. Провожу беседы: «Правила друзей природы», «Вернём природе чистоту», «Чем опасны грибы» и др. В ходе беседы дети получают возможность доказывать свои суждения используя накопленный опыт. Чтение художественной литературы, что способствует расширению знаний о природе, для их систематизации и обобщения, помогают формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
  2. Возможность чувственного познания, накопления сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы выдвигает наблюдения в разряд наиболее значимых методов. С помощью наблюдений ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др) но и связь со средой. На прогулках во время наблюдения стараюсь использовать как можно больше интересных объектов. В качестве визовых точек, прежде всего выбираю деревья, кустарники разных пород, разного возраста рассматриваем разные по форме и цвету листья, следим за их движением во время ветра и в покое, слушаем шум деревьев, лекарственные растения: ромашка, мать и мачеха, подорожник, при рассматривании объясняю их назначение и бережное отношение к растениям. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.)  Различные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Во время прогулки провожу игры «Найди по описанию», «Что где растёт», «Узнай и назови», «Мы по кругу идём и природу узнаём» и др.

Большое значение для формирования экологической культуры имеет труд в природе. Он расширяет кругозор, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Осенью – уборка сухих листьев, веточек. Зимой – очистка участка от снега, утепление корней деревьев. Летом – участие в посадке и прополке цветников.

  1. Каждый год в нашем детском саду проходит «Неделя здоровья», итоговым мероприятием которого проводится экскурсия в лес на берег реки Ейтья. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями и одновременно, с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных сведений о взаимосвязях в природе. Находясь в лесу, на берегу реки мы с детьми не только знакомимся и любуемся природой, но и собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе.

              Из всего выше сказанного можно сделать вывод: Правильно организованное       экологическое воспитание в детском саду развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что в конечном итоге формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Кроме того, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является основой для других направлений в воспитательном процессе, таких как нравственное воспитание, патриотическое, эстетическое, трудовое.

2 блок: работа с родителями.

  1. Просветительство (родительские собрания: «Воспитание у детей любви к природе» (проходило в виде игры- викторины), «Воспитание любознательности средствами природы». Консультации: «Мир природы удивителен и прекрасен», «Влияние природы на здоровье ребёнка», «Знакомим детей с природой во время прогулки» и др. Наглядно-текстовая информация: ширмы по временам года.
  2. Вовлечение в образовательный процесс (участие в выставках, конкурсах, помощи в оформлении огорода на окне).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

      Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необ...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Доклад из опыта работы.Формирование основ экологической безопасности у дошкольников

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.В современных условиях успешное решение задач экологической безопасности связано с ...

Проектная работа: "Формирование основ экологической культуры воспитанников ДОО"

формы и методы экологического воспитания дошкольников...

Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»

Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»...

Выступление из опыта работы: «Формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ-технологии»

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонн...