Семинар практикум на тему "БОС-здоровье"
материал

Ширяева Анастасия Евгеньевна

Семинар практикум на тему "БОС здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar_praktikum_.docx157.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей на тему:

« Правильное дыхание -  залог здоровья»

Назначение: Семинар будет полезен для работы молодым, начинающим воспитателям, материал предназначен для детей старшего возраста и родителей.

Цель:  Познакомить с инновационной здоровье- сберегающей  технологией «БОС-ЗДОРОВЬЕ», показать, как она  влияет на укрепление здоровья детей, повышает образовательную направленность, способствует улучшению самочувствия, повышает работоспособность детей.

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара « Правильное дыхание -  залог здоровья». Актуальность  темы здоровья в наши дни очевидна. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — первостепенные задачи для всех нас и неслучайно они  являются приоритетными в программе Российского образования.

Здоровье – это полное благополучие: физическое, психическое, социальное, а не только отсутствие болезней или увечий.

Слайд 2.

Что является 100% составляющим здоровья?

Экология -20%

Наследственность – 20%

Здравоохранение – 4 – 10%

Образ жизни – 50% и более.

Образ жизни – это система взаимодействия с самим собой и окружающим миром.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных возможностей играет дыхание.

Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твёрдой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут. Как бы странно и смешно это ни звучало, но подавляющее большинство людей использует свой дыхательный аппарат едва ли на четверть его реальной эффективности. Когда мы дышим грудью, то в процессе дыхания задействовано лишь 20% легких. Такое дыхание называется поверхностным, или неглубоким. В то же время при дыхании животом мы дышим более интенсивно и глубоко, и в кровь поступает намного больше кислорода. При дыхании животом также осуществляется массаж внутренних органов, улучшается работа сердца и дыхательной системы. Вот почему так полезно брюшное дыхание.

Брюшное дыхание, или, как его еще называют, диафрагмальное, является базовым дыханием в йоге и других восточных практиках.

1

Оно прекрасно воздействует на весь организм: укрепляет мышцы живота, успокаивает нервную систему и придает нашему телу энергию и жизненные силы.

Брюшное дыхание помогает восстановить нервную систему после перенесенного стресса или чувства тревоги. Если вы не можете заснуть, на помощь также придет медленное диафрагмальное дыхание. При легочном дыхании в кровь поступает меньше кислорода, чем требуется организму, и поэтому мозг, как и другие органы, также хуже работает.

Интересно, что маленькие дети дышат правильно; из этого можно сделать вывод о том, что привычка дышать неправильно и неэффективно является не врожденной, но приобретенной. Чаще всего это спровоцировано гиподинамией, или недостаточным количеством физических нагрузок. Когда человек мало двигается, большая часть его органов не нуждается в активном притоке крови, обогащенной кислородом; именно поэтому он привыкает дышать поверхностно. Неэффективное использование всего объема легких провоцирует ухудшение их функции и возникновение различных хронических заболеваний.

Слайд 3.

Итак, правильное дыхание влияет на:

- хорошую память, крепкий сон, здоровый организм, отличные оценки , правильную речь, красивый голос.

Прежде, чем научить детей правильному дыханию, надо научиться правильно дышать самим.

Слайд 4.

Как это сделать? Вначале нужно освоить правильный вдох. Для этого нужно задействовать в основном диафрагму, максимально расслабив мышцы плечевого пояса. При этом длительность вдоха должна быть приблизительно наполовину короче, чем выдоха. Я думаю, что все знают, что такое диафрагма. Это мышца, которая заставляет легкие работать. Детям я объясняю это так: «В нашем организме есть необычная мышца - диафрагма! Вы не можете ее увидеть или потрогать. Она делит туловище на 2 этажа. На верхнем этаже живут легкие и сердце. На нижнем этаже находится живот и все, что в нем. Как поршень двигается в насосе, так двигается в вашем теле и диафрагма. Вверх и вниз. На вдохе диафрагма сокращается и опускается вниз. А на выдохе диафрагма разжимается и поднимается вверх.»

А сейчас давайте попробуем правильно подышать, но сначала послушайте мою инструкцию. Для тренировки правильного дыхания выдохните, полностью освободив свои легкие от остаточного воздуха. Когда вы ощутите острое желание вдохнуть, начинайте медленный вдох носом – он длится приблизительно 8 секунд. При этом наполняйте легкие воздухом, начиная снизу – вначале немного надувается живот, потом – диафрагма, и, наконец, верхняя часть груди.
         Выдох, который длится вдвое дольше, чем вдох, производите в
 обратной последовательности – грудь, диафрагма, живот.

2

После выдоха выдержите небольшую паузу и только потом делайте очередной вдох. Эта пауза позволяет избежать головокружения от интенсивного насыщения организма кислородом. А сейчас давайте вместе подышим.  (практическая часть)
           Проводите такие тренировки ежедневно натощак или спустя несколько часов после приема пищи, и вскоре вы освоите полное дыхание.

В нашем современном  мире нет ни одной образовательной организации, которая бы не использовала в своей работе здоровье-сберегающие технологии. Наш детский сад не исключение.

Слайд 5.

Я хочу познакомить вас с оздоровительной дыхательной методикой (БОС- Здоровье).

Слайд 6.

Дыхательная методика БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Дыхательную методику еще называют - дыхание по Сметанкину  (диафрагмальное дыхание или проще дыхание животом). Дети  учатся правильно дышать и управлять своим  дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру. Важно и то, что сам прибор БОС не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.
          
Слайд 7.

Технологию «БОС - Здоровье» разработал Александр Афанасьевич  Сметанкин, ученый – физиолог, кандидат биологических наук. Родился 8 мая 1950 года. Президент Российской Ассоциации биологической обратной связи Более 40 лет исследовательской работы в области биологической обратной связи.  Автор более 220 научных работ и 30 патентов России.

А. А. Сметанкин стал человеком, который донес знания о биологической обратной связи и национальную идею оздоровления до общественного сознания.

Инновационная технология Александра Афанасьевича Сметанкина «БОС -здоровье», предназначена не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста. Эта технология включает в себя два одновременных процесса обучения и оздоровления, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе.

Слайд 8.

Задачи:

- оказать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребёнка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;

- использовать способности ребёнка к произвольной регуляции дыхания путём проведения оздоровительных дыхательных упражнений;

- регулировать гармоничность работы сердечно - сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;

3

- сформировать стойкий навык диафрагмально – релаксационного дыхания у ребёнка;

- воспитывать у ребёнка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма.

Слайд 9.

Методика «БОС – Здоровье» способствует развитию у ребёнка следующих функций:

- организация детской деятельности;

- общее интеллектуальное развитие;

- зрительно - пространственное восприятие;

- зрительно – моторная координация;

- внимание и память.

Слайд 10.

Технология «БОС – Здоровье» предполагает:

- проведение практических групповых и индивидуальных занятий;

- сотрудничество с воспитателями (введение в учебный процесс пятиминуток «Дыхание»;

- сотрудничество с родителями (постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях). Родителям предлагаются консультации по закреплению навыков правильного дыхания с помощью игрового материала на дыхание.

Для дошкольников игра это путь к познанию, это важнейшее средство образовательного и воспитательного процесса. И поэтому, главное условие реализации технологии БОС - это игра. Именно в игровой форме осуществляется проведение практических групповых и индивидуальных занятий. Занятия проводятся по подгруппам от 4 до 6 человек или индивидуально. Продолжительность игрового  занятия «БОС - здоровья» составляет от 7 до 12 минут.

В нашем детском саду нет прибора БОС или еще его называют «Побосик», который с помощью датчиков определяет частоту сердечных сокращений, поэтому я работаю по упрощенной методике.    Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая, из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 1 до 9 минут).

Слайд 11.

Вводная часть – теоретическая.

Задачи:  Знакомство детей со своим организмом. Влияние  окружающего  мира на наше здоровье.

Происходит знакомство с такими понятиями, как:

1. Что такое воздух  (Зачем мы дышим,  как дышит человек)

2. Что такое сердце (Сердце и легкие- друзья, дыхание животом)

*Кто сколько живет

*Полезное питание

*Двигательная активность

*Закаливание, режим дня                4

3. Да здравствует хорошее настроение.

*Коварный стресс

*Давайте жить дружно

Основная часть.

Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа.

Решение этой задачи происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе персонального компьютера.

Выбор сюжета определяется  в зависимости от тематики познавательных занятий.

Заключительная часть.

Задачи: развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование дыхательных упражнений для закрепления навыка правильного дыхания; совместное  обсуждение результата собственной деятельности.

Все занятия планируются с помощью методических

книг и учебных электронных пособий, предназначенных для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.

Слайд 12. Будь здоров, малыш.

Слайд 13. Учимся и оздоравливаемся (цвет)

Слайд 14. Учимся и оздоравливаемся (счет, сложение, вычитание, сравнение)

Слайд 15. Учимся и оздоравливаемся (числа и цифры)

Всю методическую литературу я подготовила для вашего просмотра, кто заинтересуется, можете ознакомиться.

(показываю книгу) Еще имеется книга «Учись здоровью». В ней представлен замечательный материал , который помогает знакомить детей с нашим организмом. Здесь имеются стихи, загадки, игры на дыхание и очень доступный для понятия ребенка иллюстрационный материал. (показать)

Слайд 16.

Практическую часть занятия на дыхание помогают  осуществить учебно-электронные пособия (диски), дающие возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания на фоне игровых сюжетов.

Самая первая и главная задача для дошколят, что бы они  поняли, как правильно дышать животом. Предлагается детям инструкция по проведению дыхательной гимнастики: на легком вдохе через нос ребенок надувает живот как шарик с последующим плавным переходом на равномерный и продолжительный выдох; на выдохе ребенок возвращает живот в исходное положение как будто «сдувает» его как шарик. Вдох делаем через нос коротким, а длительный выдох через слегка приоткрытый рот. Дыхание должно быть свободным и плавным. Контроль за дыханием дети осуществляют руками, которые находятся на груди и на животе.

Слайд 17.

Тренировочный игровой сюжет «Столбик» обеспечивает понятный каждому человеку алгоритм тренируемого дыхания, через зрительную и слуховую связь.                                                   5

Инструкция: Вдох – шторка на столбике поднимается вверх, закрывая его. Выдох – шторка опускается вниз.  И хотя я работаю без датчиков, регистрирующих частоту сердечных сокращений, при этом, работа с детьми проводится под постоянным контролем  за правильностью выполнения дыхательных движений. Нужно отметить, что выработка навыков у детей занимает меньше времени, чем у взрослого. Так как дыхательные стереотипы еще жестко не закреплены. Такие тренинги на биотренажере очень полезны гиперактивным и невнимательным детям, так как идёт лучшее насыщение мозга кислородом.

Слайд 18.

В заключительной части занятия проводится гимнастика для глаз.

Она помогает:

- снять физическую и психоэмоциональную напряженность;

- тренировать вестибулярный аппарат;

- развивать зрительную координацию;

- укреплять глазные мышцы;

- развивать зоркость и внимательность;

- улучшить зрение.

Мы с детьми практикуем гимнастику для глаз  по дням недели. Дети называют день недели и выполняют упражнение.

Например:

C:\Users\Администратор\Desktop\зрительная гимнастика\hello_html_5a577916.jpg

Могут быть и другие варианты. Спрашиваю у детей: «Какой сегодня день недели?» (понедельник). «А какой был вчера?» (воскресенье)

6

Проводим гимнастику на этот день. C:\Users\Администратор\Desktop\зрительная гимнастика\hello_html_647a49f6.jpg

В кабинете имеется картотека упражнений  зрительной гимнастики.

Слайд 19.

Гимнастику можно проводить, опираясь на зрительный ориентир

(рассказ по слайду)

Ориентиром могут быть любые предметы: игрушки, цветные карандаши, предметы группового кабинета, находящиеся в поле зрения ребенка. Самое главное, что бы ребенок, не двигая головой, находил заданный предмет глазами.

Технология «БОС – Здоровье»  так же  предполагает  сотрудничество с воспитателями (введение в учебный процесс пятиминуток «Дыхание»).

Слайд 20.

Повторюсь, что основная  задача для педагогов – закрепить умение правильного вдоха и выдоха. ( инструкция по дыханию животом на слайде)

Слайд 21.

Такую картинку правильной техники дыхания можно иметь на старших, подготовительных группах. Ориентиром обучения будет не только словесный, но и зрительный.

И, конечно же, хорошо использовать тренажеры на дыхание.

(показать атрибуты на дыхание)

- Это всевозможные султанчики, свистульки, вертушки, бабочки….

- Можно с детьми остудить горячий чай (чашка …)

- Подуть на капельки дождя (тучка с дождинками)

Использовать художественное слово

« Это тучки дождевые,

И  дождинки как живые.

А ветер щеки толстые                    7

Надул, надул, надул.

На дождевые тучки

Подул, подул, подул!»

- Загадать желание и отправить Деду Морозу ( прозрачный стакан со снежинками и Дедом Морозом)

Слайд 22.

Общие рекомендации по проведению игр на дыхание

1. Для ребенка во время и после болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки.

2. Следует переключаться с одной игры на другую с перерывами на отдых.

3. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разносторонние воздействия.

4. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим, интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру.

5. Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи для правильного носового дыхания. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Если вы видите, что задание оказалось сложным, можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложную игру, упростить сюжет игры, включать паузы отдыха и дыхательные упражнения. Но всегда следует помнить, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия.

Игры никогда не наскучат детям, они помогут не только снять нервное напряжение, но и разовьют фантазию, увеличат творческий потенциал ребенка.

Провести с воспитателями игру.

Игра «Прогулка»

Ваша задача правильно делать вдох (более короткий носом, надувая живот, и выдох  ртом, более плавный.)

Подуем на плечо, 
Подуем на другое. 
Нас солнце горячо 
Пекло дневной порою. 
Подуем на живот - 
Как трубка станет рот.
Ну а теперь - на облака, 
И остановимся пока. 
Слайд 23.

Закончить свое выступление я хочу словами А. А. Сметанкина:  «Много здоровья дано от бога каждому из нас – можно сказать, что эта драгоценность принадлежит нам по праву рождения. Но сохранить, не расплескать это богатство умеет не каждый»

Уважаемые коллеги, я хочу пожелать здоровья всем вам и вашим детям!

Спасибо за внимание.

8

Литература:

  1. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н., Маркович Н.Н. и др. Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях // Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. - СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.
  2. Сметанкин А.А., Афанасьев Д.В., Аверьянов В.В., Захаров С.Я. Оценка эффективности "Уроков БОС-здоровье". - СПб, 2006.
  3. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. - СПб., изд-во "Питер", 2005.
  4. Сметанкин А.А. Учитель Здоровья. - СПб., изд-во "Питер", 2003.
  5. Сметанкин А.А. "Будь здоров, малыш!" // Учебник здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...