Проект «Промыслы России. Народная игрушка»: «Филимоновская игрушка»
проект

Полянская Марина Ивановна

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №7 «Радуга»

городского округа Ступино Московской области

Проект

«Промыслы России. Народная игрушка «Филимоновская игрушка»

Выполнила: воспитатель:

Васильева Анастасия Вадимовна

2021

«Промыслы России. Народная игрушка «Филимоновская игрушка»

Актуальность проекта.

Современные дети, а порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом. И хорошо, что сегодня происходит возвращение к народным традициям, ценностям. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца и многое другое. Интерес к произведениям народных мастеров усиливается. И наша задача – поддерживать и приобщать детей к народному искусству, декоративно-прикладному творчеству.

Так, при знакомстве декоративно – прикладным искусством, мы рассматривали народные игрушки. Воспитанники рассмотрели игрушки и задали вопросы: «Почему игрушки назвали филимоновскими?», «Кто изготавливал игрушки?», «Как рождается игрушка?»

Так и родился наш проект «Филимоновская игрушка».

Проект: творческо-познавательный.

Цель проекта: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей возникновения игрушки.

2. Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа.

3. Формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

4. Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Участники проекта: воспитатель: Васильева А.В, воспитанники подготовительной группы (возраст от 6 до 7 лет) и родители.

Сроки реализации: краткосрочный.

Материальное обеспечение проекта:

  1. Составление презентации «Филимоновская игрушка».
  2. Разработка группового проекта, конспектов мероприятий.

Ожидаемые результаты:

1. У воспитанников сформируются первоначальные представления об истории  «Филимоновской игрушки».

2. Сформируется у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3. Раскроются творческие способности у детей, самостоятельность в создании своей необычной игрушки.

Реализация проекта:

1этап: Подготовительный этап.

2этап: Творчески-познавательный.

3этап: Заключительный.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

  1. Анализ методической литературы.
  2. Подборка материала о филимоновской игрушке.
  3. Подготовка презентации «Филимоновская игрушка».

2 этап: творческо-познавательная деятельность

  1. Беседа «Чудо филимоновской свистульки».
  2. Рассматривание образцов филимоновской росписи.
  3. Лепка игрушек.
  4. Рисование «Роспись филимоновской игрушки».

3 этап: заключительный

На заключительном этапе организовали совместно с родителями мини-музей «Народные промыслы».

В итоге проведённой работе по проекту можно отметить следующие результаты:

1. У воспитанников сформировались первоначальные представления об истории филимоновской игрушки.

2. У воспитанников появилась потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3. Раскрылись творческие способности детей и их родителей в процессе создания своей необычной игрушки.

1644787377771.jpg1644787377828.jpg1644787377840.jpg1644787377864.jpg

1644787377803.jpg

Список использованных источников:

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.

2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».

Лыкова И.А..

3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».

4. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».

5. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

6. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»

7. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

8. О. А. Соломенникова «Радость творчества». - М. 2008г.

«Чудо Филимоновских свистулек»

(Беседа с детьми)

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревью Филимоново. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Покупают люди сушку,

 А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

 Пёстрые, яркие,

 Словно подарки!

Вы уже знаете как делают дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как вы думаете, делают филимоновские свистульки? Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть. Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай- ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера, Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки – Все высоки и стройны Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот. Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые. А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой. Забавные игрушки изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.

Посмотрите на этого оленя, барана:

Стоят все на стройных ножках, Вся краса в рожках.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Свистульки – петушки, Глиняные зайчики, Кони вороные

Гривы расписные. Всем по нраву Глиняные забавы!

Давайте посмотрим видеофильм «Наследство деда Филимона» о филимоновской игрушке.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают филимоновские игрушки? Из какой глины они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими? Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы? Почему они лепили людей, животных?

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют? Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

О филимоновской игрушке. (Художественное слово)

Филимоновские игрушки.        Филимоновская деревушка!

Со старинной сказкой схожи,        Синий лес, холмы, косогор.

Появились предо мной:        Лепят там из глины игрушку

Их рога на ель похожи,        И расписывают до сих пор.

Цвет их – желтый, голубой,        Да, из красной обычной глины

Темно-красный и зеленый!..        Появляются вдруг на свет

Стройный козлик и олень        Зайцы, конники, павлины

Забавлять меня готовы,        И солдатики – войска цвет.

Быть со мною целый день.        Есть среди них фигурка такая

На столе моем охотно        Непонятная для меня,

Отыскали уголок,        Молчаливая, не простая,

За моей следят работой,        И глаза ее – сноп огня.

Чтобы я устать не мог.        И узор из кругов и линий

И рога у них большие!        Обегает подола край:

Глаз нельзя от них отвесть.        Красно-черный, порою синий, -

Удивительно живые –        В руки взяв, смотри и играй.

Не попросят лишь поесть.        Создана рукою умельца, В. Василенко        Говорит все еще она

О младенческих снах земледельца, Где за солнцем спешит луна.

В. Василенко

Нас лепили мастера,        Свистульки – петушки,

Нас расписывать пора.        Глиняные зайчики,

Кони, барышни, барашки –        Кони вороные

Все высоки и стройны.        Гривы расписные.

Сине-красные полоски        Всем по нраву

На боках у нас видны        Глиняные забавы..

Расскажите, нам, откуда        Поглядите, каковы!

Появилось это чудо?        И нарядны, и новы!

Кто придумал эти краски,        Пестрые, яркие,

Словно взятые из сказки.        Словно подарки!

Сундучок тот не простой:        Покупают люди сушку,

В нем товар расписной.        А на дивную игрушку

Здесь спрятались игрушки,        Смотрят долго, не дыша,

Веселые зверюшки.        До чего же хороша!

Мои игрушки.

Со старинной сказкой схожи, Появились предо мной:

Их рога на ель похожи, Цвет их – желтый, голубой,

Темно-красный и зеленый!.. Стройный козлик и олень Забавлять меня готовы, Быть со мною целый день. На столе моем охотно Отыскали уголок,

За моей следят работой, Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие! Глаз нельзя от них отвесть. Удивительно живые –

Не попросят лишь поесть.

В. Василенко

Филимоновская игрушка.

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон.

Н. В. Денисов

Глиняная свистулька.

Птица-свиристелка, Звонкая поделка

Ну-ка, ну-ка говори, Что там у тебя внутри.

-Верь, не верь ли , мой хороший, А в нутрии-то – ничего,

Кроме двух сухих горошин И дыханья твоего.

         М. Бородицкая

Конспект ЦОД по лепке

Тема: «Филимоновский петушок»

Цель: Учить лепить фигурку из целого куска пластилина, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей; закреплять умения заглаживать фигуру; воспитывать аккуратность в работе.

Материалы и инструменты: презентация: «Филимоновская игрушка своими руками (Изготовление петушка)», картинки с изображением филимоновского петушка, пластилин, стеки, дощечки для лепки, клееночки, салфетки, вода.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и отгадайте, что мы с вами будем сегодня лепить.-Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я дети (петушок)

(Ответы детей).

-Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок).

(Ответы детей).

Воспитатель: А теперь, раз вы узнали, кого мы с вами сегодня будем изготавливать, то послушайте шуточное стихотворение про Петушка.

-Петушок поёт, поёт,

Нет ни времени, ни срока.

Возмущается сорока:

-Что он это выдает!

Поспешил я к петушку,

Он опять: - Кукареку!

-Что случилось, петушок,

Ярко-алый гребешок?

Петушок смутился очень,

Хвост свой по земле волочит,

А потом во всём признался:

-Мой будильник поломался.

Мы потом часа четыре

С ним будильник тот чинили.

Далее воспитатель раскладывает на столе дидактические пособия – картинки с изображением филимоновского петушка, с основными элементами филимоновской росписи, предлагает посмотреть презентацию.

(Просмотр презентации).

2. Повторение пройденного материала.

Воспитатель просит детей рассказать о том, что им известно о профессии гончара, о гончарном производстве, о филимоновских игрушках. Потом говорит о том, что сегодня на занятии мы будем лепить из пластилина филимоновского петушка.

3. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

№1.«Петушок».

Петушок наш вдруг проснулся,

(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх).

Прямо к солнцу повернулся.

(Повертеть кистью руки в разные стороны).

Кукарекнул раз, два, три!

(Разводить и сводить указательный и большой палец).

Ты сегодня не проспи.

№2.«Петя-петушок».

Петя, Петя-петушок, (соединяем большой и указательный палец в «клюв»).

Золотой гребешок, (скрещиваем пальцы двух рук).

Шелкова головушка, (гладим по голове).

Масляна бородушка, (гладим по подбородку).

Что ты рано встаешь, (вытягиваемся на носочках, руки вверх).

Голосисто поешь, детям спать не даешь. (руки складываем под щекой).

4. Лепка.

Воспитатель раздает всем детям пластилин, доски и стеки, филимоновского петушка, которого сделал сам, как наглядное пособие.

Дети берут пластилин и начинают работать (кто-то самостоятельно, а кто-то с помощью воспитателя). Дети лепят, а воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, периодически контролирует остальных детей.

5. Обобщение и сравнение.

После окончания лепки дети сравнивают свои работы с работами сверстников.

Воспитатель просит детей назвать ту игрушку, которую они слепили. Просит назвать еще раз профессию тех людей, которые занимаются лепкой из глины.

А теперь давайте, украсим узорами из пластилина наши петушков филимоновскими узорами.

Рефлексия: Сегодня вы молодцы, все старились и все хорошо работали. Что нового узнали? Что именно понравилось? Вика, расскажи о своей работе.

Конспект ЦОД по декоративному рисованию в подготовительной группе

Тема « Роспись филимоновской игрушки»

Цель: Освоение основ декоративно – прикладного искусства.

Знакомство с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.

Задачи

Образовательные:

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Учить раскрашивать вырезанные из бумаги шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивающие:

Развивать у детей чувство цвета, формы. Развивать воображение и творчество.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к красоте окружающего мира, к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Материалы и оборудование:

Вырезанные из бумаги шаблоны игрушек (курочки, петушки, птички, барыни, солдат, козел, баран, медведь, свинка и др.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; краски гуашевые, кисти, непроливайки с водой.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание презентациирисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход ЦОД.

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на выставку филимоновских игрушек, читает стихотворение

Воспитатель:

Есть под Тулой деревенька  Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

 Что добро в дома несут.

И добро там не простое

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.

Дети рассматривают экспонаты, делятся впечатлениями.

Рассказ воспитателя

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Филимоновские мастера лепят из  глины- коров, оленей, коз с длинными шеями и большими рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных.

Филимоновские игрушки - нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные.

Воспитатель: Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными  рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.

Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Обратите внимание на форму игрушек. Какая она? (вытянутая)

Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры.

Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают. Характерны для данного промысла - желтые, красные, зеленые цвета.

Для росписи используются следующие элементы узора: полоски, линии, точки, круги. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Делали игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние народные праздники и гулянья проходили на большой площади. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. И, конечно, играли в веселые народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Карусель»

Физкультминутка: игра «Карусель»

Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В.Берестова.

Нас за тридевять земель Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки Мчатся зайцы и лошадки? Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.

Воспитатель: Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать

филимоновские игрушки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую.

Работа в творческой мастерской

Дети выбирают вырезанный из бумаги шаблон филимоновской игрушки

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. Используется показ ребенком рисования на листе бумаги отдельных элементов филимоновской росписи. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Анализ детских работ

Воспитатель: Давайте, народные умельцы, показывайте свои игрушки, посмотрим какая у вас красота получилась. Устраивается выставка детских работ.

Воспитатель: Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера филимоновской игрушки!

Итог.

Воспитатель: Вам понравилась филимоновская игрушка? Какая больше всего? Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Матрёшка»

познавательно – творческий проект "Русская матрешка".Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Дымковская игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Богородская Игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Богородская Игрушка»...