Выступление на семинаре "Развитие математических способностей у дошкольников через дидактическую игру"
статья (старшая группа)

Сукачева Светлана Владимировна

Развитие математических способностей через дидактическую игру

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие математических способностей через дидактическую игру» 

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.

Но как наиболее интересно и эффективно обеспечить математическое развитие способностей детей, отвечающее современным требованиям?

В соответствии с ФГОС целевые ориентиры направлены на развитие у детей любознательности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим людям, инициативности и самостоятельности, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, фантазии, творчества, воображения, способности к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.

(слайд 2)

В связи с этим первые шаги в математике направлены:

• Развитие умений характеризовать объект

• Развитие умений решать простейшие арифметические задачи

• Знакомство с цифрами

• Развитие умений устанавливать связи и зависимости

• Развитие умений устанавливать последовательность действий в алгоритме

(слайд 3)

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и развитие элементарных математических представлений является одним из направлений образовательной области «Познавательное развитие».

ФЭМП выделяет такие разделы программы: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Реализация математической концепции дошкольного образования просматривается не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в большей степени, в других видах деятельности, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности с взрослым.

Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. Я остановлюсь на дидактической игре подробнее.

(слайд 4)

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Она имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследуют взрослые, другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Когда воспитатель использует дидактические игры в работе с детьми, они лучше усваивают программный материал, выполняют правильно задания повышенной трудности, учатся находить и самостоятельно исправлять свои ошибки и недочёты. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.

Формы организации дидактических игр разнообразные:

коллективные,

игры с небольшой группой детей,

партнёрские (два ребёнка).

Игры можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе.

(слайд 8)

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с предметами, направленные на развитие сенсорной культуры ребенка.

2. Игры с цифрами и числами

3. Игры путешествие во времени

4. Игры на ориентирование в пространстве

5. Игры с геометрическими фигурами

6. Игры на логическое мышление

 (слайд 9) (слайд 10) слайд 11

  1.  В младшем дошкольном возрасте используют дидактические игры, направленные на развитие сенсорной культуры у ребенка.  

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, формой, цветом Поговорим подробнее об играх и упражнениях по ознакомлению с формой и величиной предметов, так как в дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений.

 Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; научить их различать, запоминать названия. Затем показать различные пропорции и варианты геометрических форм и, наконец, научить «использовать» геометрические формы для оценки окружающих предметов. Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образцу, четырехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины,(дерево, ёлка, домик, машина или паровоз)

Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем выкладывает его на столе.

(слайд    )

Затем мы знакомим ребенка с величиной.

Знакомство с величиной предметов, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой - является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше--меньше»«равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Величина для них определяется местом, занимаемым предметом в ряду других предметов, и обозначается словами «большой»«поменьше», «маленький».

Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши. Соотнесение величин предметов -- это путь перехода от чувственного познания к логическому. Сравнивая величины предметов, дошкольник познает количественные отношения «больше--меньше»«равенство-неравенство», что является необходимым условием его математического (вернее, пред математического) развития.

2. Игры с цифрами и числами

К этой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10 (20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями. Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой - три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

3. Игры путешествие во времени.

Следующая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. В дальнейшем, можно использовать следующие игры.

"Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

4. Игры на ориентирование в пространстве.

В эту группу входят игры на ориентирование в пространстве. Наша задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие.

Можно поиграть с ребенком в такие игры: «Какой игрушки не стало?», «Какие игрушки поменялись местами?», «Далеко-близко»,и др.

Так же можно поиграть в тетрадке в клетку.. Покажите клетку, ее стороны и углы. Попросите ребенка поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т. п. Покажите середину клетки и середины сторон клетки.

Покажите ребенку, как рисовать простейшие узоры с помощью клеток. Для этого напишите отдельные элементы, соединяя, например, верхний правый и нижний левый углы клетки; правый и левый верхние углы; две точки, расположенные посередине соседних клеток. Нарисуйте простые "бордюрчики" в тетради в клетку. Здесь важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься. Поэтому нельзя заставлять его, пусть он рисует не более двух узоров за одно занятие.  

5. Игры с геометрическими фигурами.

Необходимо познакомить ребенка с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов. Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки. Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите ребенка сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого). С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть ребенок  к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

(слайд 13)

6. Игры на логическое мышление. 

Всевозможные логические задачки, загадки, головоломки и ребусы — все это очень заинтересовывает дошколят и хорошо тренирует логическое мышление. В логической задаче всегда есть некий «подвох», и ребенок, зная это, концентрирует свое внимание и мотивирован на решение, на нахождение конечного результата. Вот несколько примеров таких задачек:

-        Маша и Таня рисовали. Одна девочка рисовала дом, другая дерево. Что рисовала Маша, если Таня не рисовала дом?

-        Два мальчика сажали деревья, а один — куст. Что сажал Антон, если Леонид с Антоном и Максим с Антоном сажали разные растения?

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными для детей являются загадки, загадки – шутки. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную нагрузку. Которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, условием задачи.

Такой материал, как загадки, загадки – шутки активизируют умственную деятельность у детей, умение выделять главное. Можно использовать этот материал на прогулках в процессе беседы, во время наблюдений, подбирая для них нужную ситуацию. Наблюдения за деревьями: росло четыре березы, на каждой березе – по четыре больших ветки, на каждой большой по четыре маленькой и на каждой маленькой ветке – по четыре яблока. Сколько всего яблок? Увлеченные подсчетом веток, дети  могут не заметить шутку, но при решении следующих задач становятся намного внимательнее.

Разумеется, такого рода развивающие занятия должны быть не разовыми, а регулярными. Так, тренируя логическое мышление, мы сможем подготовить хороший фундамент для успешного усвоения школьной программы и понимания математики ребенком.

Для развития логического мышления необходимо играть с ребенком в игры - головоломки «Танграм», «Листик», «Вьетнамская игра», «Сердечко» и др.

Для развития математических способностей необходимо использовать развивающие игры Никитина, логические блоки Дьенеша, счётные палочки Кюизенера

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет«через руки» ребенка формировать математические понятияПалочки Кюизенера позволяют решать следующие задачи:

• Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету).

• Познакомить с понятием величины, длины, высоты, (упражнять в сравнении предметов).

• Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда.

• Освоение прямого и обратного счета.

• Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших).

• Усвоить отношения между числами (больше - меньше на.)

• Познакомить со свойствами геометрических фигур.

• Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

• Развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику.

 А еще одно преимущество состоит в том, что использовать игровые материалы можно уже с детьми от 1 года и проводить занятия на развитие внимания, памяти, мышления, речи, логики. Палочки выступают для ребенка просто игрушками.

   Логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению  математики.

Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствамформой, цветом, размером и толщиной.

Игры с логическими блоками позволяют решать следующие задачи:

– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

– развивать пространственные представления.

– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения,

– развивать познавательные процессы, мыслительные операции,

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала детям предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же»«Не такой».

Развивающие игры Б. П. Никитина.  К развивающим играм Никитина относятся игры: «Уникуб»«Кубики для всех», «Сложи узор»«Сложи квадрат» и другие.

В этих играх хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу. Эта важная мыслительная операция, используемая почти во всякой интеллектуальной деятельности, и ее способность к комбинированию, необходима для конструкторской работы.

И так, методически правильный и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Опыт работы показывает , что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников....

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обуче...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения....

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры...

Методическая разработка «Развитие математических способностей у дошкольников через развивающие игры»

                          В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. ...

«Развитие математических способностей у детей через дидактическую игру»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Развитие математических способностей у детей через дидактическую игру»Условие возникновения, становления опытаОпыт формировался и апробировался на базе МБДО...