Конспект открытого занятия " Кругосветное путешествие" по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Власова Софья Анатольевна

Цель:  расширять и обобщать представления детей о планете Земля.

Задачи:

  • формировать у дошкольников экологическое мышление и воображение средствами опытно-исследовательской деятельности и средствами моделирования;
  • уточнить и систематизировать знания детей о континентах, их растительном и животном мире;
  • закрепить знания детей об особенностях животных и растений, обитающих в различных климатических условиях;
  • развивать логическое мышление, способность сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Кругосветное путешествие» по познавательно-экспериментальной деятельности»

Тема занятия: Экспериментирование в подготовительной группе

Возрастная группа: 6-7 лет МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10» (работа с подгруппой из 7-10 чел., продолжительность занятия 30 мин.)

Цель:  расширять и обобщать представления детей о планете Земля.

Задачи:

  • формировать у дошкольников экологическое мышление и воображение средствами опытно-исследовательской деятельности и средствами моделирования;
  • уточнить и систематизировать знания детей о континентах, их растительном и животном мире;
  • закрепить знания детей об особенностях животных и растений, обитающих в различных климатических условиях;
  • развивать логическое мышление, способность сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Оборудование:

Глобус, письмо из исследовательского института, проектор, монитор мультимедийная презентация с изображением Арктики, Африки, океана, Евразии

опыт №1 (стаканчики с водой, кисти, крем),

опыт № 2 (модель зайца и фон двухцветный),

 опыт № 3 (баночка с песком, трубочка),

 опыт № 4 (рыбья чешуя, картонка темного цвета, лупа), картинки к загадкам о морских обитателях, силуэты животных, круг, окрашенный в 4 цвета (белый, желтый, синий, зеленый),

ХОД НОД

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Нам пришло письмо из научно-исследовательского института. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята! Наш научно-исследовательский институт занимается изучением природы разных континентов. Недавно наша научная экспедиция вернулась из кругосветного путешествия, но, к сожалению, не все вопросы были нами решены.. Обращаемся к вам с просьбой помочь провести до конца исследования, которые мы не успели закончить. А поможет вам в этом глобус».

Воспитатель: Согласны, ребята, помочь ученым? Тогда в путь, отправляемся в экспедицию.

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети: Глобус – модель нашей Земли.

Воспитатель: Что означают синий и зеленый цвета на глобусе? Желтый и коричневый? Белый?

Дети: Синий-вода, океаны. Зелёный –леса. Жёлтый-пустыня. Коричневый –горы. Белый- вечные льды, снега.

Крутим наш волшебный глобус и на экране появляется изображение Арктики, дети должны отгадать, куда они попали.( Арктика).

Воспитатель: Ребята, мы находимся в Арктике. Где расположен этот континент? Покажите на глобусе. Скажите, что мы знаем об этом континенте?

Дети: Эта континент вечных снегов и льдов. Солнце совсем не показывается. Несколько месяцев длится полярная ночь..

Воспитатель: Какое явление можно наблюдать в Арктике?

Дети: ( Северное сияние)

Воспитатель: Живут ли в Арктике люди? Растут ли в Арктике растения?

Дети: ( Нет, только мхи)

Воспитатель: Какие животные живут в такой мерзлоте? Почему животные не мерзнут при таком морозе? Вот мы и должны выполнить первое задание: Нам нужно доказать, почему шерсть белого медведя не покрывается льдом?

Проходим в лабораторию. Напоминаю правила поведения в лаборатории: четко следуем инструкции главного научного руководителя, которым являюсь я. Берем только те предметы, которые я буду называть.

Исследование № 1

Воспитатель: Перед вами на столе кисти. Предположим, что это шерсть медведя. Опускаем одну кисть в воду на несколько секунд. Вытаскиваем ее, встряхиваем. Вода все равно остается на предполагаемой шерсти. Берем вторую кисть, смазываем ее кремом( он заменит нам жир, который выделяет кожа животного) и также опускаем в воду. Вынимаем ее и встряхиваем. Что произошло?

Дети: Со смазанной жиром кисти капельки воды легко стряхнулись и она осталась сухой.

Так и медведь, выйдя из воды, встряхнулся, жир отталкивает воду и его шерсть остается сухой. Поэтому ему и не холодно.

Воспитатель: Кто использует еще эту хитрость? Птицы водоплавающие, пингвины).

Воспитатель: А может ли пингвин встретиться с белым медведем? Почему?

Дети: Пингвины живут в Антарктиде. Это тоже холодный континент , где вечные снега и льды.. Расположен на южном полюсе.

Отправляемся дальше. Крутим глобус, на экране появляется лес, показываем на глобусе, где находится лес.

Следующее задание в лаборатории.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Летом серый, зимой – белый?» Для чего природа меняет окраску зайца?

Предлагаю проверить. Исследование № 2

Перед вами модель маскировки зайца. Мы уже сказали, что заяц зимой белый. Возьмем модель зайца приложим на белый фон. А затем переместим нашу модель на темный фон. Что мы видим?

Дети: На темном фоне белый заяц заметен, а на белом – нет.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Маскировка зайца делает его незаметным, если он находится на фоне, который совпадает с его окраской.

Воспитатель: Наша экспедиция отправляется дальше. Крутим глобус, на экране появляется изображение Африки. Дети догадываются, куда попали.

Воспитатель: Какой климат в Африке? Какие животные обитают? Как животные и растения приспосабливаются к жарким условиям Африки?

( Климат тёплый и жаркий. В Африке обитают  лев, жираф, гориллы, носорог, зебра и т.д. Научились долго хранить в своем организме запасы воды и пищи и интенсивнее охлаждать. Например у верблюда в двух горбах хранится вода, а слоны обваливаются в грязи ,тем самым они спасаются от жары.

Воспитатель: Сейчас нам нужно выполнить следующее задание - провести исследование

№ 3 «Как образуются барханы?

Давайте пройдем в лабораторию. Поставьте перед собой баночку с песком. Представим,.что эта пустыня. Возьмите трубочку и дуйте несильно, но долго на песок, не касаясь трубочкой песка. Что происходит? ( Появляются волны). А если дуть подольше? (Песок перемещается) Что появляется? (Песчаный холмик)

С помощью чего получается холмик?( Поток воздуха).Эти холмики называют барханы.

Воспитатель: Молодцы! Путешествие продолжаем. Крутим глобус. Макет океана. Дети высказывают предположения о том, куда попали?

Воспитатель: Каким цветом на глобусе изображены моря и океаны? Посмотрите, синего цвета почти в 2 раза больше, чем других цветов.( Значит, океаны занимают большую часть Земли, чем суша).

Воспитатель: Что растет на дне? (Водоросли, кораллы)

Какие животные обитают? (рыбы, скат, акула, кит) Для этого я вам загадаю загадки,  а вы на экране их увидите.

У каких жителей океана тело прозрачное, потому что состоит в основном из воды? ( медуза)

Некоторые представители этих рыб опасны для человека из-за электрических органов, расположенных по бокам тела (скат)

Самое крупное млекопитающее, обитающее в океане. (кит)

Какие особенности имеют животные, обитающие в воде? (Обтекаемая форма, жабры, чешуя, плавники)

Воспитатель: Молодцы! Нам нужно провести еще одно исследование

№ 4 «Определи возраст рыбы»

Воспитатель: Положите чешуйку на картон темного цвета, с помощью лупы внимательно рассмотрим кольца на чешуе. Сосчитаем более светлые и широкие кольца. Как и кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках образовываются по одному в год. Значит, возраст рыбы равен количеству колец на чешуе.

Воспитатель: Ребята, молодцы! Провели исследование, помогли ученым. Но осталось еще последнее задание. Справимся с ним?

На столе лежит круг, раскрашенный в цвета природных зон.(белого, синего, желтого, зеленого). В конверте находятся силуэты различных животных. Вам нужно взять по одному силуэту, внимательно рассмотреть его, определить чей этот силуэт, вспомнить, где обитает это животное и расселить в круг нужного цвета.

Воспитатель: Почему вы рассели силуэт на тот или иной цвет?

Наше путешествие подходит к концу, Крутим глобус и отравляемся в детский сад

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы работали, ребята!

Ребята, что для вас было интересного?

Что вы узнали нового?

Какое задание было самым трудным?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы помогли учёным?

Дети: Да

Воспитатель: Ну а как же они узнают результаты наших исследований?

Дети: ( предложения детей)

Воспитатель: Ребята, а я предлагаю написать учёным письмо с результатами наших  исследований. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель совместно с детьми пишет письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды» Воспитатель: Балаганская И.А.

Цель: обобщить и расширить знания детей о свойствах воды. Задачи. 1. Образовательные:Учить на практике выявлять физические качества воды и льда. Формировать познавательные интерес...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия для студентов по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Цыплёнок»

Конспект открытого занятия для студентов по изобразительной деятельности в подготовительной группе«Цыплёнок»...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занятие №6

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занятие №6...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...