НАРУШЕНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья (старшая группа)

Пузаренко Виктория Александровна

В статье раскрываются особенности нарушения эмотивной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоциональной сферы личности. Владение ребенком эмотивной лексикой является условием его социального развития и внедрения в социальную среду. В этой связи, в дошкольном возрасте необходимо уделить внимание развитию этой стороны речи, чтобы подготовить ребенка к этапу его обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_11_gruppa.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Научная статья

УДК 378

НАРУШЕНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Пузаренко Виктория Александровна, Трулёва Ольга Геннадьевна, Захарова Мария Анатольевна

ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида Красносельского района, Санкт – Петербург, Россия,

sveta10051961@yandex.ru

Аннотация.  В статье раскрываются особенности нарушения эмотивной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоциональной сферы личности. Владение ребенком эмотивной лексикой является условием его социального развития и внедрения в социальную среду. В этой связи, в дошкольном возрасте необходимо уделить внимание развитию этой стороны речи, чтобы подготовить ребенка к этапу его обучения в школе.

Ключевые слова: эмотивная лексика, коррекция, компенсация, речевые нарушения. 

Для цитирования: Пузаренко В. А. Трулёва О. Г. Захарова М А. Как здоровье сохранить // Современное образование: традиции и инновации. 2023

Original article

VIOLATIONS OF EMOTIVE VOCABULARY IN PRESCHOOLERS WITH TNR SEVERE SPEECH DISORDERS

Puzarenko Victoria Alexandrovna. Truleva Olga Gennadievna – educators, Zakharova Maria Anatolyevna – speech therapist GBDOU kindergarten No. 5 combined type Krasnoselsky district St. Petersburg.

Annotation. The article reveals the features of the violation of the emotive side of speech in children with severe speech disorders. Emotive vocabulary plays an important role in the development of morality and the emotional sphere of the individual. The possession of emotive vocabulary by a child is a condition for its social development and introduction into the social environment. In this regard, at preschool age it is necessary to pay attention to the development of this side of speech in order to prepare the child for the stage of his schooling.

Keywords: emotive vocabulary, correction, compensation, speech disorders.

For citation: Puzarenko V. A. Truleva O. G. Zakharova M. A. How to preserve health // Modern education: traditions and innovations. 2023

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен физический слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на развитие психических процессов. Тяжелые нарушения речи нуждаются в обязательной коррекции. 

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвоение лексических средств языка. Эмотивная лексика является основным средством выражения личных чувств человека, его эмоциональных переживаний.

Учеными выявлено, что эмотивная лексика используется детьми с речевыми нарушениями фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети с ТНР испытывают значительные трудности. Целенаправленное формирование и обогащение эмотивного словаря у детей с речевыми нарушениями может способствовать правильному пониманию и называнию определенного эмоционального состояния, оцениванию коммуникативных ситуаций, выражению своих и чужих переживаний, чувств. Также, это влияет на когнитивные процессы. Несмотря на то, что созданы теоретические основы изучения лексической стороны речи детей, имеющих речевые расстройства, до настоящего времени проблема развития эмотивной лексики не решена до конца.

Коррекционная работа по обогащению эмотивного словаря у старших дошкольников реализуется на основе разработки специальных программ, нацеленных на обогащение словарного запаса эмоциональным компонентом.

 Целью работы является:

-исследование эмоционального состояния, присущего старшим дошкольникам;

-формирование мимики и пантомимики;

-развитие у детей умений находить синонимы и антонимы к словам, отражающим эмоции;

-развитие навыков применения эмотивной лексики.

В основу системы работы по формированию эмотивной лексики детей с ТНР, ОНР (3 уровень речевого развития) положены следующие принципы:

- деятельностного подхода, определяющий содержание и построение обучения с учетом ведущей деятельности;

- системности, позволяющей развивать речь как сложную функциональную систему;

- развития чувства языка и языковых закономерностей;

- коррекции и компенсации;

- общедидактические – наглядности, доступности, постепенного перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, индивидуального подхода.

В ходе реализации коррекционной программы дети обучаются верному восприятию эмоций и чувств, учатся строить речевую коммуникацию. С помощью наглядных изображений, схем передают эмоциональное состояние посредством невербальных средств. У детей формируется правильное  восприятие эмоций и чувств, своих и другого человека.

 Для закрепления полученных  знаний и навыков, позволяющих проявлять свои чувства и эмоции, педагогами применяются театрализованные и сюжетно-ролевые игры, а также задания на подбор синонимов и антонимов в эмотивной лексике.

Старший дошкольный возраст - конец периода спонтанного овладения родным языком. К этому времени ребенок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Таким образом, стоит отметить, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей является практическое усвоение лексических средств языка. Эмотивная лексика является частью словарного запаса  и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач.

Список источников

  1. Грибова О.Е. К проблеме анализа феномена устойчивой формы общего недоразвития речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сб. — М., 2005. — С. 3
  2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М., 2005
  3. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи // Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Метод. пособие. М., 2005
  4. Леханова О.Л. Развитие эмоционально экспрессивной выразительности речи детей с ОНР // Вестник Череповецкого государственного университета: Науч. журнал. — №1 — С. 138
  5. Леханова О.Л., Кизимова Е.А. Организация работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

List of sources

  1. Gribova O.E. On the problem of analyzing the phenomenon of a stable form of general underdevelopment of speech // Ontogenesis of speech activity: norm and pathology. Monographic Collection - M., 2005. — p. 3
  2. Gromova O.E. Methods of formation of the initial children's lexicon. — M., 2005
  3. Kondratenko I.Y. Formation of emotional vocabulary in preschoolers with speech disorders // Identification and overcoming of speech disorders in preschool age: Method. manual. M., 2005
  4. Lekhanova O.L. Development of emotionally expressive expressiveness of speech of children with ONR // Bulletin of Cherepovets State University: Scientific journal. — No. 1 — p . 138
  5. Lekhanova O.L., Kizimova E.A. Organization of work on the formation of emotive vocabulary in older preschool children with general speech underdevelopment

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

РАЗВИТИЕ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Автором предлагается статья, в которой дается обоснование актуальности проблемы развития колоративной лексики к детей дошкольного возраста с ТНР. Также представлен  фрагмент перспективного плана ...

"Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".

В презентации представлены этапы работы по звукопроизношению...

НАРУШЕНИЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация.  В статье раскрываются особенности нарушения эмотивной стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоционал...