Семинар: Роль воспитателя в организации приёма пищи детей в детском саду
консультация

Облова Алена Сергеевна

Цель: оказание методической помощи воспитателям по организации приема пищи и формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Семинар

Роль воспитателя в организации приёма пищи детей в детском саду

        

                          Подготовила:

                                                                                       воспитатель Облова А.С.

Цель: оказание методической помощи воспитателям по организации приема пищи и формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков.

Задачи воспитателей:

— удовлетворение органических потребностей детей;

— создание положительного отношения детей к еде;

— своевременное формирование культурно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом детей;

— развитие двигательной активности детей, ориентировки в окружающем;

— формирование правил поведения и взаимоотношений детей друг с другом и со взрослым.

Основные принципы:

— создание у детей предварительной установки;

— все должно протекать без суеты, в спокойной обстановке, не причиняя детям неприятных ощущений;

— речь воспитателя (неторопливая, ласковая) должна сопровождать процесс кормления;

— прогулка и игры перед едой должны быть спокойными, не возбуждать-детей, так как это снижает выделение пищеварительного сока;

— в ходе еды необходимо формировать у ребенка уверенность в том, что все получится; воспитатель должен радоваться успехам ребенка.

Обучение ребенка правилам культуры поведения за столом и формирование культурно-гигиенических навыков еды  является одной из основных задач работы воспитателя. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков находит отражение в основной образовательной программе и представлено в образовательной области «Физическое развитие». Обучение происходит во время приёма пищи и на специально организованных беседах. Согласованность действий воспитателя, младшего воспитателя и родителей в этом вопросе приобретает первостепенное значение. С раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и  салфетками.

В процессе приёма пищи происходит формирование культурно-гигиенических навыков. Дети учатся мыть руки перед едой, правильно сидеть за столом, аккуратно кушать, брать хлеб, есть молча с закрытым ртом, тщательно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, столовый нож). Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка. В работе по реализации обозначенных задач используются разнообразные методические приемы и формы  организации  образовательной деятельности.

Методы и формы организации работы с детьми:

Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, личный пример, рассматривание иллюстраций, схем,  экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)

Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка действий ребенка)

Практический (дежурство, дидактические игры, сюжетные игры, закрепление навыков поведения за столом).

Не менее важным является создание условий в данной работе.

Условия воспитания положительного отношения к еде

  • Удобное расположение столов, эстетическая приятная сервировка и подача блюд
  • Благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых
  • Разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда ЗОЖ
  • Исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание, нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита)

Воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформулированными в программах, но чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, мы предлагаем их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как в организованных моментах, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих.

Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Для благоприятного прохождения процесса питания, за каждым ребенком должно быть закреплено свое место. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Столовые приборы нужно раскладывать на индивидуальные салфетки.

В сервировке столов должны активное участие принимать воспитанники (дежурные), которые определяются каждый день. Младший воспитатель берёт дежурных детей заранее за 15 минут до прихода всех детей в группу.

 Перед тем, как дежурные пойдут накрывать на стол, вместе со всеми детьми полезно делать пищеварительную гимнастику перед едой, для хорошего пищеварительного обмена веществ.( В теплое время можно проводить на улице, в холодный период времени в группе)

Комплекс «Жевательная гимнастика»:

1. «Согреем животик» - погладить живот по часовой стрелке 10 раз.
2. «Пощёлкаем зубами» - открывать и закрывать рот 24 раза.
3. «Потягушки» - сомкнуть руки в замок над головой, потянуться вверх 1 раз.
4. «Погладим язычком» - массаж нёба язычком по часовой стрелке 1 раз; против часовой стрелке 1 раз, глубоко проглотив слюну.
5. «Как вкусно пахнет!» - сесть за столы, понюхать еду.

Далее с дежурными обговаривается меню и обсуждается какие приборы понадобятся для приема пищи. Дежурные идут мыть руки и приводят свой внешний вид в порядок (надевают фартуки, колпаки). Потом они раскладывают индивидуальные салфетки- Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики рук. И дальше раскладывают приборы в определенном порядке. Уделим внимание сервировке стола.  В каждом возрасте он индивидуальный:

- В младшем возрасте в центр салфетки ставится тарелка, десертную ложку кладут с правой стороны, кружку ставим в правом верхнем углу. Бумажные салфетки в салфетнице и хлеб в блюдце ставим посередине стола.

- В средней группе к вышеперечисленному списку добавляется вилка, которая кладут рядом с ложкой с правой стороны. Вилку кладут зубчиками вверх, ложку дном вниз. Чайную ложку подаем к компоту из сухофруктов, на второй завтрак.

- Со старшей группы мы начинаем учиться пользоваться ножом. Но сервировка уже отличается: в центре салфетки стоит тарелка, ложку и нож кладут с правой стороны, вилка с левой, чашка в правом верхнем углу, тарелка для второго ставится в верхнем левом углу, блюдце с хлебом и салфетница посередине стола.        Младший воспитатель раскладывает салат, разливает 3 блюдо , затем первое блюдо, разносит 2-е блюдо, когда ребенок съел первое блюдо и отодвинул тарелку, младший воспитатель разносит 2-е блюдо и убирает после приема детьми пищи тарелки из-под 1-го блюда.        

Закончив сервировку, младший воспитатель обращает внимание дежурных на эстетику сервировки.        Далее дежурные проходят за столы, и младший воспитатель обслуживает их.                                        Воспитатель приглашает небольшую подгруппу играющих детей к приёму пищи и организует гигиенические процедуры, дети проходят в умывальную комнату. Воспитатель объясняет, зачем нужно мыть руки перед едой, как правильно это делать, объяснить последовательность действий, следит, чтобы дети не плескались водой, каждый вытирал руки своим полотенцем, снимая полотенце и вытирая каждый пальчик. Постепенно дети проходят за столы, воспитатель учит детей отставлять стульчик и садиться, заходя на стул с правой стороны. Младший воспитателя начинает процесс кормления. Второй воспитатель с оставшейся подгруппой детей проходят в умывальную комнату. Закончив гигиенические процедуры, дети рассаживаются за столами и приступают к обеду.  Каждый ребенок, подходя к столу,  желает сидящим приятного аппетита, а те в ответ должны поблагодарить. Воспитатели и младший воспитатель обслуживают детей. Воспитатель даёт установку детям на правильную посадку, культуру приёма пищи,  учит детей не крошить хлеб, не брать пищу руками, тщательно пережевывать пищу, держать ложку правильно в правой руке, пользоваться салфеткой. Для уточнения правил поведения за столом, пользования столовыми приборами, можно использовать схемы – подсказки, алгоритмы. Воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыт стол, как правильно использовать приборы, какую пищу они будут употреблять, как вкусно приготовили повара пищу, называя подаваемые блюда. Это формирует культуру питания и здоровый интерес к еде. Дети начинают прием пищи с салата (если он есть, по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники, дети приступают к приему первого блюда. Когда ребенок съел первое блюдо и отодвинул тарелку, младший воспитатель убирает со столов тарелки. Прием пищи заканчивается приемом третьего блюда. По мере окончания приёма пищи дети встают из-за столов , говорят «Спасибо» и идут в умывальную комнату, для полоскания полости рта после еды, помощник воспитателя готовит охлажденную, кипяченую воду в индивидуальных кружках. После чего дети полощут рот.

После завершения приема пищи, дежурные помогают помощнику воспитателя убирать со столов, не трогая посуду. Остальные дети убирают за собой чашку.

Питание – обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.

Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти. Примером для ребенка должен быть взрослый (родители и воспитатели).

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительно отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели должны позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

Не следует кормить малыша насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т.п. Можно сопровождать питание тихой спокойной музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов " Роль воспитателя на занятиях по физической культуре в детском саду".

Воспитатель   проводит  физкультурно- оздоровительную  работу  с  детьми  в  режиме  дня, использует  средства  физической  культуры  для ...

Семинар-практикум «Организация двигательной активности детей в детском саду»

Движение – не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком ми...

Семинар – практикум для воспитателей «Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»

Семинар – практикум для воспитателей«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»...

Памятка для воспитателей "Организация утреннего приема детей в детском саду"

Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приёма детей имеет большое значение в режиме дня. Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые и дет...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»

Консультация будет полезна воспитателям детских садов.Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других ви...

Консультация для воспитателей по организации РППС для детей в детском саду

Консультация для воспитателей по организации РППС в детском саду...

Роль воспитателя в организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду Консультация для педагогов .

Роль воспитателя в организации физкультурно-оздоровительной работы в детском садуКонсультация для педагогов МАДОУ Д/С 11 «Василёк»  «Забота о здоровье – это важнейший...