Участие в краевом профессиональном конкурсе « Педагогический дебют»
занимательные факты

Бганцова Екатерина Сергеевна

Молодой воспитатель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение            центр развития ребёнка № 8 г. Курганинска

Методическая разработка

"Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Подготовила: Бганцова Екатерина Сергеевна

2023г.

Содержание

Аннотация ...................................................................................

Пояснительная записка .............................................................

1.

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста………………………………….

2

Значение русских народных сказок для детей дошкольного возраста………………………………………….

2.1

Использование русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников…………………………………….…....

2.2

Этапы работы с русскими народными сказками……..….............................................................

3.

Сказкотерапия. Методы и приёмы работы со сказкой

4

Приложение (конспекты оод)

Заключение...................................................................................

Список литературы......................................................................

Аннотация:

В методической разработке мною рассматриваются особенности сказкотерапии как метода, направленного на преодоление трудностей общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций.  Для меня стоял вопрос раскрытие воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

В методических рекомендациях представлены методы  и приемы работы со сказкой.

Пояснительная записка

 Я в процессе исследования пришла к выводу, что проблема нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из острых проблем общества на современном этапе. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого.

 В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

  1. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание – это целенаправленная педагогическая система, которая воздействует на формирование моральных качеств и сознательную чувствительность.

Основные задачи нравственного воспитания:

  • Формирование умений и навыков нравственного поведения;
  • Воспитание у дошкольников нравственных чувств;
  • Формирование у дошкольников этических взглядов и убеждений,
  • Воспитание морально-волевых черт характера таких как: терпение, дисциплинированность, трудолюбие, правдивость, самостоятельность.

Роль нравственного воспитания в детском саду велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество. Процесс нравственного воспитания раскрывает творческий потенциал ребенка, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности.

И. С. Макаренко считал, что нравственность – это неотъемлемая сторона личности человека, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил поведения, которые выражены в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются дошкольниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми. Нравственный человек очень требователен к себе и в то же время терпим к другим. Осуждая плохие поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.

Формирование у дошкольников нравственных представлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагог дошкольного образования.

Педагогическое воздействие на дошкольника должно быть целенаправленное, в целях формирования у него не случайных, а четко определенных нравственных качеств личности.

  1. Значение русских народных сказок для детей дошкольного возраста.

В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: «Либо дело делать, либо сказки сказывать», «Сказка складка, а песня быль», «Сказка складом, песня ладом красна», «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «Не дочитав сказки, не кидай указки», «Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается». Уже из этих пословиц ясно: сказка - вымысел, произведение народной фантазии - «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

 Я считаю , что русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская народная сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость.

Именно со сказки  я начинаю знакомство ребенка  с прекрасным миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Русская народная сказка любима не только маленькими детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки, а теперь читают и рассказывают их своим детям, внукам. Педагогическое значение сказочного жанра очень велико: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство любви к народному творчеству.

Сказка  ведёт маленьких слушателей в мир тайн и чудес. Сказочное повествование не имеет временных границ: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, а это значит - сказка вечна. Она поднимает важные темы: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Русские народные сказки воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык русских народных сказок, насыщенный афоризмами, повторами, эпитетами, фразеологизмами. Он очень поэтичен, утончает и возвышает душу.

В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, может утратить свое высокое предназначение.

Во многом этому способствуют современные издатели детских книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный народный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно - воспитательного в чисто развлекательное.

Русские народные сказки несут детям поэтический, душевный и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор фантазии. Современные мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций.

Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам и правнукам,

передают им  свою частицу жизненного опыта. Очень важно, что через сказку старшее поколение учит младшее строить жизнь по законам добра и красоты.

  1. Использование русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников

 Я пришла к выводу , что познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое- то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательными значениями. Нужно пробудить у детей национальное самосознание дать ощутить им национальный идеал, почувствовать себя как бы приемниками славы русских богатырей. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказоч8-ный персонаж и так далее.

Таким образом сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которой сказка производит на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.

  1. Этапы работы с русскими народными сказками.

Самыми  целесообразными методами  формирования нравственных качеств у детей, являются:

  • знакомство с содержанием сказки;
  • вовлечение детей в деятельность;
  •  инсценировка сказки

Мною были применены методы ознакомления со сказкой:

  • чтение воспитателя;
  • рассказывание;
  • дидактические игры;
  • литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки:

  • выразительность чтения;
  • повторность чтения;
  • выборочность чтения;
  • драматизация и театрализация сказки;
  • просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой:

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

 Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

 Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств  планируется  я ставлю себе задачу добиться следующих результатов:

  • формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
  • готовность проявлять совместное сострадание и радость;
  • развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Критерии эффективности:

  • уровень освоения образовательной программы;
  • удовлетворение родителей качеством образования;
  • информационно-методическая обеспеченность.

3. Сказкотерапия . Методы и приёмы работы со сказкой.

Сказкотерапия - это система развития эмоционального интеллекта, с использованием различных методов развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.

Я считаю, сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

  • Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.
  • Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.
  • Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: малыш учится проявлению доброты, внимания, сочувствия, сопереживания; овладевает способностью замечать изменения настроения, эмоционального состояния другого; учится выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Чаще всего мною с детьми используются манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик), проговаривание волшебных заклинаний.

Также детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире.

Сказка - богатый материал, который может быть использован в нескольких аспектах:

1. Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка)

2. Рисование по мотивам сказки (свободные ассоциации проявляются в рисунке)

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека «хорошо - плохо»)

4. Проигрывание эпизодов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции)

5. Использование сказки как притчи – нравоучения (подсказка варианта разрешения ситуации)

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой)

 В результате работы я пришла к заключению , что сказкотерапия включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.

Основные приемы работы со сказкой

1. Анализ сказок

Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

- Кто из героев, вам больше всего понравился (не понравился?)

- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

- Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.

- Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?

- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.

Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме, как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

2. Рассказывание сказок

Данный прием помогает развитию фантазии, воображению. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке.

Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок:

3. Переписывание сказок

Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается смысл переписывания сказки.

4. Постановка сказки с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

На данном этапе сказкотерапии используется три варианта кукол:

куклы марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослый может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Начало сказок может быть разным:

«Один раз пришел медведь к зайцу и говорит...»

«В некотором царстве, в некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик. Жил в нем…»

«Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь...»

Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательно - символическом уровне строит планы на будущее.

Разнообразные формы работы со сказками совмещаются, комбинируются. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с процессами создания кукол, сочинение собственных историй - с рисованием. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия - это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.

Виды творческих работ по мотивам сказок

1.Знакомые герои в новых обстоятельствах

Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках).А могут быть (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка), а возможно они застряли в лифте.

2. Коллаж из сказок

Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба - Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».

Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения…

3. Сказка от считалки

Считалка лаконична, рифма ее легка. От считалки к сочинительству переход прост – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Считалка:

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел

Гу–гу –гу, чу – чу- чу,

Я на волю полечу.

Начало сказки:

Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…

4. Сказки от «живых» капель и клякс.

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Дети, глядя на них, видят образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса? «Кого или что она тебе напоминает?»- эти вопросы полезны, развивают мышление и воображение. После этого, перейти к следующему этапу – дорисовать кляксы. В результате может получиться целый сюжет.

А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – и появится какой–то образ. Сюжеты в результате кляксографии, и образы от

« живых» капель помогают сочинять сказки.

Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?

5. «А что потом?»

Этот метод полезен и интересен тем, что:

- мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;

- развивать воображение ребенка;

Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а коза и семеро козлят, построили себе неприступную крепость. Варианты всегда есть, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.

6. Изменение ситуации в знакомых сказках

Мы в который раз рассказываем детям сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое, и этим побуждаем ребенка придумывать. «Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое»  .Путем рассуждений мы двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая- нибудь деталь от наряда.  Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.

Сказка «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»

Новая ситуация: на пути девочки встречается волк…….

Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения……

Сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»

Новая ситуация: рыбка захотела сама встретиться со старухой…

8. Сказки, но по-новому

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Дети привыкли к тому, что Колобок –добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и крошечка – Хаврошечка – трудолюбивые, скромные.

Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Старая сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Сказка по – новому: козлята становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

Старая сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Сказка по – новому: злая Красная Шапочка, а волк добрый.

9. Сказки от превращений

Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно – это очень многое для ребенка, это начало фантазии и сочинительства.

Я превращаюсь в  кота

Начало сказки: скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на улицу.

Я превращаюсь  в бабочку

Начало сказки: как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…….

Я превращаюсь  в цветок  

Начало сказки: жили – были я (ромашка) и василек…

10. «Салат из сказок»

Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т.д. Например: «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку), в кресле – Мальвину и т.д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.

11. Словесная режиссерская игра

Дети догадываются по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев и природных явлениях: «Какое настроение передают музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?»

12. Псих-гимнастика

Дети с помощью движений и мимики передают эмоциональное состояние героя (радость, удивление, бежит лисичка, идет корова, бежит на помощь и т.д.)

    Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:

-найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

-сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово, например, о лисе

« длиннохвостая» , «пушистохвостая», «хитроумная»…..

-произнести без гласных звуков какое – либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, «принцесса» – п р н ц с с , «Золушка»- з л ш к.

13. Словесное комментирование

Дети составляют словесное описание по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции.

14. Совместная словесная импровизация

Предложить детям разыграть отдельные эпизоды сказки, где главными героями становятся дети. Вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии

 Нам хорошо известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. Поэтому важно научить ребенка не только устно сочинять сказки, но и показать ему новые возможности, которые открываются в жанре письменного общения друг с другом. Несомненно то, что, любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при собственном участии, т. к. на лицо соединение и взаимосвязь, речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.

Чтобы помочь детям уяснить смысл, идею сказки, авторы почти к каждому произведению предлагают пословицы и поговорки. Одни из них точно соотносятся со смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с детьми, мы помогаем лучше запомнить поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснить внутреннее содержание сказки. Так, разбирая содержание той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.

Для развития речи детей автор советует чаще прибегать к такому методу, как придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведений. Например, сказка «Рукавичка». Автор предлагает следующие названия :«Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей» и т. д. Работа со сказкой идет в нетрадиционном направлении. Поэтому в немалой степени способствует введение вместо привычного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для того, чтобы поддержать интерес к сказке и повернуть сюжет в новом направлении. На решение этих задач направлен метод, который условно назван «Введение частицы «не» (не репа выросла на грядке, а….), (не Красная Шапочка, а….).

Важным, по моему мнению , является воспитание чуткости к слову. Формирование такого чутья способствуют следующие приемы со сказкой:

-найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

-сочинить длинное и в то же самое время смешное слово;

-разобрать слова с одинаковым написанием, но разным по значению;

-объяснить происхождение того или иного слова.

Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру – задание «Интервью». Кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

Следующим моментом является воображение. Воображение очень полезно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам самим изобрести новую сказку или какой–то эпизод. Очень хорошо использовать при этом «волшебную палочку».  Вначале взрослые оперируют ею в различных ситуациях, помогают героям сказок. А затем дети сами могут действовать, вызволяя героев из беды. Возникает обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Каждая личность – клад фантазий. Я считаю, что у детей достаточно изобретательности. В данном случае дошкольник изобретает, т.е. придумывает что – то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях.

 Например:

-придумать старые предметы в новых вариантах;

-превратить себя и членов своей семьи, друзей в одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама – цветок, папа – тучка, и т.д.)

-составлять фантастические сказки о себе.

Очень много можно сказать о связи сказки с другими науками.

Например, сказки и математика. Для ребенка сказки – это его жизнь. Тем более, что когда речь идет о дошкольнике, нужно максимально связывать с окружающей жизнью. Во многих сказках математическое начало лежит на поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят»,

«Цветик –  семицветик » и т.д)

Когда ребенок 4-х лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно  моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев сказки в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Работая в этом направлении, детей готовят к математической деятельности.

Заключение

 Таким образом я пришла к выводу, что с помощью сказок детям дошкольного возраста можно преподавать основы нравственности, знакомить их с моральными законами, обычаями, взаимоотношениями людей. Своеобразие сказок позволяет это делать без принуждения, в занимательной форме.

Я считаю ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в детях духовность, милосердие, гуманность.

Сказки побуждают  детские сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.

Список литературы

  1. Ломакина, Г. Р. Сказкотерапия : воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем [Текст] / Г. Р. Ломакина. – М., 2010. – 158 с.
  2. Вачков, И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И. В. Вачков. – М. : Ось -89, – 2007.
  3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ vospitanie-nravstvenyh-kachestv-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2018/05/19/znachenie-russkih-narodnyh-skazok-dlya-detey
  5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: http://elar.uspu.ru/ bitstream/uspu/7775/2/10Zaharova.pdf
  6. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://infourok.ru/plan-samoobrazovaniya-vospitanie-nravstvennyh-kachestv-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-russkih-narodnyh-skazok-4992045.html

Приложение

 Занятие по сказкотерапии в старшей группе

«Голубая сказка в гости к нам пришла»

Цель.

Развитие навыков общения между детьми методом сказкотерапии.

Задачи.

Развивать интерес к жанру сказки, подводить к осознанию ее особенностей. Формировать умение аргументировать и оценивать поступки персонажей, их взаимоотношения. Развитие связной речи.

Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого, сплочение детского коллектива.

Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

Повышать самооценку детей, их уверенность в себе.

Ход.

Все участники игры стоят в кругу, взявшись за руки. Звучит музыка.

- Закройте глазки и представьте. Светит солнышко яркое и теплое. Подставьте ручки солнышку, почувствуйте его тепло. Вам тепло и хорошо. Вот приплыла тучка и закапал дождик. Подул легкий ветерок и угнал тучку. Вновь выглянуло солнышко. А на небе появился разноцветный мост.

- Что это за мост?

Я на радугу-дугу любоваться побегу.

Семицветную, цветную на лугу подстерегу.

- Какие цвета имеет радуга?

- Мы сейчас будем называть свой любимый цвет и передавать мяч друг другу. (Педагог называет последним голубой цвет)

Игра «Что бывает голубого цвета

Я хочу рассказать вам сказку про голубой город.

ИСТОРИЯ ГОЛУБОГО ГОРОДА

Много лет тому назад у подножия высоких гор, в цветущей долине стоял прекрасный город. А в горной пещере жил Дракон голубого цвета. Жители города не хотели с ним дружить, потому что он был большой и сердитый. И однажды Дракон налетел на город. Он завладел городом. Всем людям в городе он запретил носить голубую одежду и есть из голубой посуды. Он отобрал у них все голубые флажки и игрушки. За самое маленькое голубое пятнышко каждому жителю грозило изгнание. Даже голуби - самые обыкновенные серые голуби - были выгнаны из города только за название.

Однажды ночью Дракону приснилось, что весь город стал голубым. Даже трава и деревья были почему-то голубыми. Даже его дворец, и звезда на нем, и все стены и потолки - были голубыми-голубыми.

Дракон вскочил, испуганный. Когда он понял, что это был всего только его сон, он пришел в бешенство. Он вылетел из дворца на рассвете. Облетев город три раза, он увидел в парке голубую скамейку. Он проглотил ее вместе с аллеей и ринулся в лес. В темном, росистом лесу расцвели голубые цветы. Он затоптал их. Его ярость все время росла. Он полетел в горы и стал лазить по кручам и пещерам. В одной из пещер Дракон увидел голубые камни. В бешенстве он принялся колотить хвостом по скале, так что голубые камни полетели во все стороны, и вскоре скала рухнула прямо на Дракона. Полузадушенный, Дракон выбрался из-под развалин. В тот день он не мог говорить, только рычал.

Прошел день, настала ночь. А на следующее утро во дворец к Дракону прибежал гонец и закричал: "Господин Дракон! В город прилетели голубые бабочки!" И, бешено вращая глазами и рыча, Дракон вылетел из дворца. Город был полон голубых бабочек. Он принялся глотать их. Но их было очень много, они были везде. И вместе с ними яростный Дракон стал глотать дома и деревья, и людей, и булыжники из мостовой. Он глотал все, и к полудню он все проглотил. Даже собственный дворец. Даже гору и лес. И миллионы маленьких бабочек.

Пусто стало кругом.

С крыльев голубых бабочек сыпалась пыльца. Целая туча голубой пыльцы бродила в животе у Дракона. Она проникла ему в нос. Нос защекотало. Дракон сцепил зубы, но нос щекотало так сильно, что Дракон не выдержал и чихнул, и тогда еще больше пыльцы набилось ему в нос, и он чихнул ужасно сильно, и еще, и еще. И с каждым чихом из его рта вылетали проглоченные им люди, и дома, и деревья, и булыжники, и все они были голубые из-за налипшей на них голубой пыльцы. И все вставали на свои места. А Дракон чихал и уменьшался. Когда он вычихал последнего человека и последнюю бабочку, он превратился в стрекозу. Еще и сейчас в Голубом городе, где все и все голубое, летают маленькие черные стрекозы - потомки Дракона.

И все это время над городом и над всей землей висело голубое небо. Бедный Дракон! Он так и не узнал об этом.

Вопросы:

- О чем эта сказка?

- Чему она учит?

- Отчего Дракон совершал такие поступки?

- Чего не сделал Дракон?

- Чего не сделали жители?

- Что было бы, если бы в сказке были бы только плохие герои?

- Какой была бы сказка, если бы в сказке не было бы плохих героев?

- Мог ли быть у этой сказки другой конец?

Игра «Дракон и бабочки» (1 вариант)

По считалке выбирают «дракона», он сидит в «пещере». Остальные дети изображают «бабочек». Они «летают» по площадке и приговаривают:

Бабочки летают,

Пыльцу собирают,

На цветочек сели,

Дальше полетели.

«Дракон» вылетает из «пещеры» и ловит «бабочек». Пойманная «бабочка» становится «бабочкой», и игра продолжается.

Игра «Хвост и голова» (2 вариант)

Выбирают «голову» и «Хвост» дракона. Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладет руки на плечи стоящего перед ним. «Голова» становится в начале колонны, а «хвост» сзади. «Голова» говорит:

Ах, как весело мне что-то,

Вот бы кости поразмять.

Поиграть бы мне охота,

Разве хвостик свой поймать?

«Хвост» громко отвечает:

Что ты вздумал, чудо-юдо!

Коль меня ты отгрызешь,

Никуда уж ты отсюда

Никогда не уползешь!

«Голова» начинает охотиться за «хвостом», а «хвост» должен все время увертываться от «головы». Пойманный «хвост» становится «головой». Играют еще раз, после этого выбирают новых водящих.

- Хотите ли вы попробовать помочь какому-либо персонажу из сказки?

(Упражнение на активизацию лексики)

Связь нового опыта с реальностью.

-Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?

- Какое правило вы извлекли из сказки, что поняли?

- В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?

- Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

– Если такой ребенок появится в вашей группе, как вы ему поможете? А если вам самим захочется так поступить, что вы будете делать?

Проговаривается последовательность всего, что происходило на НОД.

- Как много мы сегодня успели: послушали сказку, поиграли, узнали, когда грустно и когда весело. Научились жалеть того, кому грустно. У нас все детки добрые и дружные.

6. Ритуал “выхода” из сказки.

“Речевка”.

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Очень радостно, светло!

 

Конспект занятия  по сказкотерапии в старшей группе: «Космическое путешествие»

 Цель занятия:

- развитие у дошкольников произвольного внимания, зрительной памяти, мышления, восприятия, общей моторики, мелкой моторики рук, речи, произвольности, воображения и креативности;

- повышение учебной мотивации;

- способность к концентрации внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов;

- развитие наблюдательности, усидчивости, сосредоточенности, закрепление умения работать в парах;

- снижение напряжения, релаксация;

- создание чувства сплоченности коллектива, положительного эмоционального настроя.

 Материалы: ватман с изображением Солнечной планеты и ее жителей;

венки из желтой мишуры по количеству участников;

«пропуск на Землю» для всех детей;

разрезная картинка-фотография Папи и Пупи;

волшебная палочка;

медальки с изображением солнечных человечков;

запись с подвижной музыкой и мелодией для релаксации;

просторное помещение с ковром.

 Ход занятия

Приветствие

 Воспитатель «Дети, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по Солнечной Галактике. Путь туда неблизкий, нужно преодолеть сложные испытания. Как вы думаете, мы справимся? (ответы детей).

Но прежде чем отправиться в дорогу, мы поприветствуем друг друга так, как здороваются солнечные человечки:

«Я хочу, чтобы все улыбались (каждый ребенок сначала показывает на себя, а потом на других),

Веселое настроение чтобы было у всех (разводит руки в стороны, обращаясь ко всем),

Пусть солнечный зайчик к нам в гости придет (поднимает руки вверх, медленно опускает вперед),

И душевный покой нам всем принесет» (прикладывает руки к сердцу).

«А давайте еще вспомним, как можно поздороваться без помощи слов?» (ответы детей).

Звучит динамичная музыка. Дети двигаются по комнате. Как только музыка заканчивается, нужно найти пару и поздороваться различными способами (пожать руку, похлопать по плечу, обняться, кивнуть друг другу головой и т.п.). Игра повторяется 2-3раза.

Воспитатель. «Сейчас я вас приглашаю сесть в кружок на ковер

  «Дети, а давайте вместе с Папи и Пупи попробуем отправиться в путешествие на Землю, и поможем людям Солнечной планеты! Закройте глаза и представьте себя солнечными человечками. Вы светитесь ярким желтым светом. Вы легки, как воздух. Взмахните руками – они стали очень легкими. (В это время воспитатель надевает на голову детям и себе венки из мишуры и продолжает говорить.) На голове у вас появляются солнечные лучики. Почувствуйте себя солнечными человечками и придумайте себе имена – имена солнечных человечков. А сейчас откройте глаза».

Дети открывают глаза и осматриваются.

«Здравствуйте. Я председатель комиссии по отбору солнечных детей на планету Земля. Сейчас вы пройдете несколько испытаний. Если вы пройдете их успешно, то получите пропуск на планету Земля. По очереди назовите свои имена».

Дети называют вымышленные имена. При осложнениях воспитатель  напоминает имена сказочных персонажей как образцы имен.

«Дети, я приглашаю вас в солнечный зал, садитесь, пожалуйста, за столики.

Итак, первое задание: научиться правильно держать и использовать земные приборы – ручку и карандаш. Сейчас мы проверим, насколько ваша рука готова к тому, чтобы успешно использовать ручку и карандаш. Я буду показывать вам различные движения руками, а вы должны их повторять вместе с Папи и Пупи».

(Звучит веселая ритмичная музыка)

Ведущая предлагает упражнения

Пальчиковая гимнастика.

 Раз, два, три, четыре, пять -
По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд.
Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит,
Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.

 «Что же, молодцы! Похоже, все справились с первым испытанием. Перейдем ко второму. Дети, подойдите все, пожалуйста, ко мне, и станьте в круг.

Итак, избранные дети должны слушаться земных учителей, быстро выполнять инструкции и придерживаться земного распорядка дня. Начнем с распорядка дня. Дети, а какие части суток вы знаете? (Дети отвечают.) Молодцы, я вижу, вы всерьез хотите попасть на Землю. А теперь проверим, какие вы все внимательные и послушные, а для этого я проведу вот такую игру.

Воспитатель объясняет детям правила игры и начинает игру.

Игра «Будь внимателен и слушай команду»

«Дети, внимание! Вы свободно двигаетесь по кругу. Когда я хлопну в ладоши один раз, вы останавливаетесь и становитесь в позу журавля (держитесь на одной ноге, руки в стороны). Если я хлопну в ладоши дважды – вы приседаете в позу лягушки. На три хлопка – опять ходите по кругу. Дети все запомнили?»

Звучит музыка, дети двигаются по кругу.

«Какие же молодцы, все были внимательны и послушны! У избранных солнечных детей должна быть очень хорошая память. Папи и Пупи поиграют вместе с вами и проверят свою и вашу память».

Ведущий предлагает поиграть

Игра «Что изменилось»

«Дети, вам надо стать полукругом, я выбираю одного из детей и прошу, чтобы вы как можно лучше присмотрелись к выбранному ребенку. После этого все дети закрывают глаза, я что-то меняю в одежде, прическе или в позе ребенка. Вы открываете глаза и говорите, что изменилось. Кто угадает, занимает место ведущего».

«Итак, все были ведущими, молодцы!

Дети, которые отправятся в путешествие должны быть очень сосредоточенными и наблюдательными, чтобы это определить, поиграем в игру «Найди пару». Подойдите ко мне».

(Поднимаю салфетку)

«Дети, как вы считаете, что это такое? Посмотрите пожалуйста, на столе лежат «солнечные сандалии» (бумажные, с незаконченным орнаментом) – их носят жители Солнечной планеты. Такая обувь очень прочная, в них легко преодолевать все препятствия и поэтому она нам нужна. «Солнечные сандали» перепутаны – каждый ребенок берет только одну из пары. Но нужно найти ему пару. Посмотрите внимательно на обувь и найдите свою пару».

После этого дети садятся за столы. Воспитатель выдает на каждую пару детей один набор карандашей (в каждом наборе 3 карандаша, не один цвет не повторяется). И «солнечные сандали»-образец с определенным рисунком для каждой пары. Задача детей – закончить орнамент по образцу и договорившись, раскрасить свою пару одинаково. После выполнения задания работы рассматриваются, оценивается качество, сходство, умение детей договориться в выполнении задания.

У нас все получилось! Хорошо.

Ведущий. Чтобы добраться до планеты Земля, Солнечные дети должны быть смелыми, выносливыми, уметь преодолевать препятствия. Потому что у них важное задание – нужно изучить все о вспышках на Солнце и, вернувшись, помочь спасти свою планету.

«Дети, вместе с Папи и Пупи, я приглашаю вас отправиться в дорогу, но путь будет нелегкий».

(Начинают звучать мотивы природы: звон ручья, шум леса, звон птичек...)

Все выстраиваются в колонну и так двигаются по кругу, преодолевая различные препятствия:

перепрыгнуть через ручей;

проползти под мостом;

обойти озеро;

спрятаться от диких зверей (испугались волка, обрадовались зайчику);

пробраться через дремучий лес: дети идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через кусты, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет жгучая крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через болото, прыгают по кочкам, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся за орехами и тому подобное.

«Детки, молодцы! И с этим заданием справились!»

Воспитатель: «У выбранных солнечных детей должно быть очень хорошее воображение. Проверим, как вы можете конструировать: разрезанные части нужно собрать так, чтобы получить целое изображение. Дети, я открою тайну – это наши друзья Папи и Пупи решили оставить нам подарок, и все перепутали и разбросали. Подойдите, пожалуйста, к столу и по очереди попробуйте сложить изображение».

Дети по очереди начинают выполнять упражнение.

«Молодцы! Хорошо выполнили задание. А Папи и Пупи спасибо за фото!

А сейчас детки, после таких тяжелых испытаний, мы с вами немного отдохнем:

«Я приглашаю вас лечь на коврик».

«Давайте представим, что мы маленькие, легкие облачка. Нас качает ветерок. Закройте все глазки. Выглянуло солнышко. Погладило вас по головке, по ножкам, по ручках, обняло, прижало. Вам тепло и уютно. Вы отдыхаете, набираетесь сил, чтобы быть самыми сильными, самыми здоровыми, самыми умными, самыми веселыми, самыми добрыми. Вы теперь не тучки, а снова детки. Медленно откройте глазки и поднимитесь. Вы – молодцы. Вы – лучшие».

Воспитатель. Испытания закончились. Сейчас я приму решение, кто из вас получит пропуск на Землю. Закройте глаза и вытяните вперед ладошки. (Пока у детей закрыты глаза, ведущий снимает со всех мишуру и вкладывает в руку пропуск на Землю.)

«Откройте глаза и посмотрите на свои ладони. Поздравляю, ваши кандидатуры одобрены, и вы отправитесь на землю учиться! Еще раз закройте глаза. Наша игра закончилась, и я прошу вас, открывая глаза, произнести вслух свое настоящее имя. Открывайте глаза! Посмотрите пожалуйста, Папи и Пупи тоже получили пропуски на Землю! Приветствуем вас друзья!

Итог. Рефлексия

«А теперь скажите мне, понравилось вам путешествовать вместе с Папи и Пупи к планете Земля? Назовите испытание, которое вам больше всего понравилось. (Дети высказываются.) Скажите, какие качества помогли вам добраться до планеты Земля? (ответы детей). Давайте на прощание подарим друг другу маленький кусочек света и тепла».

 «Что же, спасибо всем вам за усердие. Наше занятие закончено».

 

Занятие  элементами сказкотерапии: «Фея чистоты»

Цель: формирование и усвоение дошкольниками общественных норм, гигиенических норм, нравственных суждений и социально-принятого поведения, воспитание  аккуратности.

Задачи: Развивать интерес к жанру сказки, подводить к осознанию ее особенностей. Формировать умение аргументировать и оценивать поступки персонажей, их взаимоотношения. Развитие связной речи.

Оборудование: релаксационная музыка, ткань голубого цвета, кружка с водой, мыло туалетное, дезодорант, шампунь, туалетная вода, моющее средство, пузырьки, подушка темного цвета, мультфильм «Мойдодыр», ноутбук.

Ход занятия

 Ритуал входа в сказку.

Включаем аудиозапись спокойной музыки и дети, вслушиваясь в музыку, на носочках идут по ручейку (голубая ткань), и попадают в сказку.

Воспитатель: «Сегодня мы снова встретились. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойные, мы добрые, приветливые. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу»

 Упражнение «Фея чистоты»

Дети становятся в круг.Воспитатель – «фея чистоты». У нее в руках кружка с водой.

П. - Давайте вспомним, что бывает чистым.

 Сказка про мыло

 В очень давние времена на земле жили только черные люди. Наверное, тогда и день был черным. Почему? Потому что никто не умывался, не мылся, ходили все черными, чумазыми и грязными, а мыла тогда еще не было. Когда мыло появилось и люди впервые вымылись с мылом, то они сразу стали хорошо выглядеть: волосы у них заблестели, как шелк, глаза засияли.

Но сначала мыло было жгучим и горьким, когда утром мамы мыли детей, то все они плакали и кричали. И тогда, наконец, создали мыло душистое, нежное, которое пахнет цветами и фруктами. Дети очень обрадовались.

После этого мылом помылись все, но одежда оставалась грязной. И вот одна женщина попыталась постирать одежду. Она взяла мыло, воду и начала стирать. И произошло чудо, люди заметили, что из мыльной пены можно надувать замечательные пузыри.

С тех пор как появилось мыло - все стали чистыми и опрятными.

Но все же встречаются дети, которые не хотят мыться и грязь собирается в них под ногтями, в волосах, в ушках.

А вы любите мыться? (Ответы детей).

 В очень давние времена на земле жили только черные люди. Наверное, тогда и день был черным. Почему? Потому что никто не умывался, не мылся, ходили все черными и грязными, а мыла тогда еще не было. Когда мыло появилось и люди впервые вымылись с мылом, то они сразу стали хорошо выглядеть: волосы у них заблестели, как шелк, глаза засияли.

 «Фея» подходит к детям и брызжет на них водой из кружки, чтобы все были чистыми. В конце упражнения воспитатель говорит детям от имени феи, что следует всегда быть опрятным и аккуратным.

  Упражнение «Умывание».

Дети в кругу выполняют следующие движения:

- Моют лицо: проводят руками по краю лица;

- Моют волосы: нажимают пальцами на волосы;

- Моют носик: проводят указательным пальцем от переносицы вниз;

- Моют глаза: кончиками пальцев касаются век, моргают глазами

- Моют ушки: поглаживают ухо;

- Моют подбородок: поглаживают подбородок.

И все говорят: «Я чистый, я хороший, я красивый» и гладят себя по голове.

  Упражнение «Аромат».

Детям предлагается из предложенных предметов выбрать те, которые имеют аромат. Все нюхают, каждый рассказывает, для чего нужен определенный предмет

 Упражнение «Мыльные пузыри»

Дети пускают пузыри.

  Упражнение «Капризная подушка».

Упражнение способствует снятию общей агрессии, негативизма, упрямства.

Воспитатель заранее готовит «Волшебную капризную подушку».

  Волшебница - фея подарила нам подушку. Она не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские капризы. Это они заставляют вас быть непослушными, капризничать. Давайте их прогоним.

Дети по очереди бьют кулаками по подушке, а взрослый говорит: «Сильнее, сильнее».

Хорошо, думаю, теперь все капризы исчезли и вы стали очень послушными.

Мультфильм «Мойдодыр».

 Итог. Рефлексия.

Дети вспоминают, о чем говорили на занятии, что больше всего запомнилось.

Занятие  по сказкотерапии: «Королева Капризуля»

Цель и задачи:

- способствовать развитию такой черты, как готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых;

- создание благоприятной атмосферы в группе.

Ход занятия

Воспитатель:

- Здравствуйте, дорогие дети. Соскучились по играм и сказками? Поиграем?

1. Игра «Веселый мячик»

 Дети становятся в круг и под музыку начинают передавать друг другу мячик, говоря:

Ты катись, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот ... (приседает, прыгает и т.д.).

2. Сказкотерапия.

Сказка «Королева Капризуля»

 Воспитатель предлагает детям послушать сказку:

«Эта история случилась в магазине игрушек. Поздно вечером, когда свет был выключен, двери закрыты, а все продавцы пошли домой.

- Ох-хо-хо, - вздохнул Мишка, слезая с полки - все бока себе отлежал.

- Вечно он недоволен, - сказала кукла Настя.

- Вам, куклам, не понять, как трудно стоять целый день и не двигаться. Ведь вас постоянно покупатели берут в руки, заводят, чтобы посмотреть, как вы ходите и что умеете говорить.

- На нас уже не обращают внимание с тех пор как в магазин привезли ее, - сказала кукла Настя и кивнула головой на самую красивую куклу.

- Меня зовут Кэтрин, ее величество Кэтрин, - сказала красивая кукла.

 - Где машина? Пусть отвезет меня в отдел одежды, посмотрю, что там новенького привезли.

- Никуда я тебя не повезу, - сказала Машина – я такая же игрушка, как и ты, не смей мне приказывать.

Кэтрин начала топать ногами и кричать, а к Машинке подошел Солдатик, который был влюблен в Кэтрин и стал просить, чтобы Машина не возражала Кэтрин. Он пообещал Машинке, что помоет и почистит ее, только пусть она отвезет королеву в отдел одежды. Машинка согласилась, Кэтрин села в нее и поехала.

- И что он в ней нашел, она же обычная кукла, только одета лучше нас и на голове - корона, - вздохнула кукла Маша.

- Не переживайте, мне вы больше нравитесь, - сказал Медвежонок.

- И мне, - сказал Бегемотик.

- А меня возмущает, что эта капризуля командует нами. - воскликнул Робот.

Слова Робота услышала Кэтрин, которая как раз вернулась из отдела одежды.

- Что? Бунт? Солдат, немедленно закрой Робота в коробке, - распорядилась Кэтрин.

- Но он мой друг, я не могу - сказал Солдатик.

- Выполняй! Иначе я больше не буду с тобой разговаривать, - дальше продолжала кричать Кэтрин.

- Извини, друг Робот, я должен это сделать, ведь я ее люблю и боюсь поссориться с ней, - вздохнул Солдатик.

- Да что же это такое, - перешептывались куклы, - неужели никто не может поставить на место эту выскочку?

- Никто не захочет драться с Солдатиком, у него есть ружье и сабля, к тому же он самый сильный, - ответил Бегемотик.

- Достаточно шептать! - закричала Кэтрин, - вы теперь будете выполнять все, что я скажу.

- Почему? - Спросил Медвежонок.

- Потому что я королева. А кто не захочет меня слушать, того Солдатик закроет в коробке и тогда вас никто не купит.

- Какая ты злая. Но что-то и тебя никто не купил, хоть ты и красивая, - сказала кукла Настя.

- Я просто очень дорого стою. Ну все, вы мне надоели своими разговорами. Солдат! Немедленно закрой их всех в коробку, - приказала Кэтрин.

- Извини, Кэтрин, я не могу. Они - мои друзья. Кроме того, если я их закрою, то в магазине не останется больше игрушек.

Кэтрин начала топать ногами и плакать:

- Не хочу никого видеть! Убирайтесь вон!

- Ой, вы только посмотрите, что произошло с нашей королевой. Как она изменилась, ее красота пропала, - сказала кукла Маша.

Услышав эти слова, Кэтрин подбежала к зеркалу. Ее носик стал похож на картофелину, а синие глаза покраснели от слез. Королева заплакала еще сильнее:

- Это все из-за вас! Вы все завидовали моей красоте.

Чем больше Кэтрин плакала, тем больше становилась некрасивой. Ее волосы разлохматились, губы распухли, а на лице появились пятна.

Куклы и игрушки от удивления аж замерли.

- Я, кажется, знаю, что это за чудо, - сказал Медвежонок.

- Говори скорее заклинание, как от этого избавиться и снова стать красивой! - воскликнула Кэтрин.

- Тебе это вряд ли удастся, - продолжал Медвежонок.

- Почему? Я готова выпить любые горькие лекарства, - сказала королева.

- Лекарство здесь ни при чем. Во-первых, перестань плакать, успокойся. Во-вторых, если хочешь стать снова красивой - забудь, что ты королева, будь приветливой и веселой, помогай другим, а не обижай игрушки.

Кэтрин топнула ногой:

- Ни за что!

Утром в магазин пришли продавцы.

-Посмотрите, кто-то подменил нашу королеву. Уберите ее с витрины и положите на полочку, - распорядился директор.

Никто из покупателей даже не подошел к королеве. А она стояла грустная и о чем-то думала.

Когда магазин закрыли, и наступила полночь, Кэтрин подошла к коробке, где был закрыт Робот и выпустила его.

- Прости меня, - сказала она.

- А где же Мишка, Бегемотик, кукла Настя и кукла Маша? - спросил Робот.

- Их сегодня купили, остались только мы и солдатик.

- Почему ты грустная, королева? - спросил Робот.

- Я не королева, я обычная кукла, - вздохнула Кэтрин.

- Что же произошло, пока я сидел в коробке? - Удивился Робот.

- Я останусь некрасивой и меня никто не захочет купить, - тихо сказала Кэтрин.

- Но ты красивая, посмотри на себя, - ответил Робот.

Кэтрин подошла к зеркалу, посмотрела, и увидела, что ее красота вернулась к ней.

- Что случилось? - Удивилась она.

- У каждого из нас есть не только внешняя, но и внутренняя красота. И когда мы обижаем других, кричим, капризничает, то теряем не только внешнюю красоту, но и внутреннюю, - пояснил Солдатик.

- Чтобы быть красивой надо иметь не только хорошую внешность, но и быть вежливым, благожелательным, терпеливым.

- Спасибо, я всегда об этом буду помнить. Перестану капризничать, приказывать, буду дружить со всеми игрушками.

А на второй день Кэтрин, Солдатика и Робота купили родители для своих детей и в магазин привезли новые игрушки. Но это уже другая история».

Обсуждение сказки

- Что мы можем сказать о кукле Кэтрин, какая она?

- Много ли у нее друзей? Почему?

- Почему Кэтрин стала некрасивой? ... Можем ли мы детей, который так же себя ведут, назвать красивыми? Как мы можем их назвать? ...

3. Подвижная игра «Мышиный хоровод»

 Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли мышки погулять.

Стали в круг, потянулись,

За ручки взялись, и вот,

Водят, водят хоровод ...

Но как же мышкам без забот?

Веселились серые мышки, играли

Пока не услышали, что крадется кот,

Они испугались и в норку сбежали.

На первую строчку подвижные малыши ритмично хлопают в ладошки, затем идут вперед маленькими легкими шагами, выполняют движения в соответствии с содержанием текста.

Последние строки дети останавливаются, прислушиваются и резко приседают, закрыв головы руками (прячутся).

4. Упражнение «Посмотри в зеркало»

Воспитатель предлагает детям нахмуриться, надуть губки, скривиться и т.д., а потом посмотреть на свое лицо в зеркало.

- Нравится ли вам отражение в зеркале?

- Измените лицо так, чтобы вам нравилось отражение ...

5. Обсуждение ситуации «Хочу и все»

Мальчик с мамой пришли в магазин, чтобы купить туфли. В том же магазине, в другом отделе продавались двухколесные велосипеды.

- Я хочу велосипед, - сказал мальчик.

Мама ответила, что у нее нет денег.

- А мне все равно! - громко закричал мальчик и даже топнул ногой.

Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавцы смотрят на ее сына. Она хотела взять его за руку, чтобы выйти быстрее из магазина, но мальчик подогнул под себя ноги и повалился назад. И вот он лежит на грязном полу, стучит по нему кулаками и ногами, повторяя капризным голосом: «Хочу, хочу и - все!»

Вопросы

- Нравится ли вам поведение мальчика в магазине? ... Почему?

- Что вы сделали бы на месте мальчика? ...

6. Итог занятия. Рефлексия. 

Конспект занятия по сказкотерапии:

 «Путешествие по островам эмоций»

Цель: формировать у детей понятие эмоций и умение контролировать их. Создание положительного психологического климата среди дошкольников.

 Задачи: Познакомить детей с эмоциями, ввести понятие «положительные» и «отрицательные» эмоции.

-способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, совершенствовать коммуникативные навыки детей.

-развивать умение выражать свои чувства.

-устанавливать дружеские доверительные эмоциональные контакты между взрослыми и детьми.

-формировать умение свободно выражать свои мысли ,развивать чувство собственного достоинства, самоуважения, принятия себя и осознания своего «Я».

Материалы и оборудования:

- пиктограммы настроения(грусти, радости, страха, удивления и спокойствия). -картинки с изоображением лица

-цветные ободки, познавательные картинки, детские песни, -мальберт с эмоциями,  компьютер, проектор, экран.

Ход занятия(дети стоят в кругу, педагог, настраивая детей на работу, говорит):

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1. Ритуал приветствия

 Сегодня к нам пришли гости, я предлагаю с ними поздороваемся стихом;

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую (Дети берутся за руки)

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

.2. Упражнение «Поделись добротой!»

Педагог; «Ребята какие вы сегодня необычно красивые. У вас очень добрые, теплые и ласковые улыбки.

Давайте поделимся своей добротой и скажем любезные, приятные слова и и назовем положительные черты каждого из вас.»

Дети по очереди поглаживают одного из воспитанников по спинке

, произнося: «(Имя) хорошая, красивая, добрая, умная, ласковая, милая »т. д. Улыбнемся друг другу и обнимемся. Играет музыка…Песня «От Улыбки хмурый день светлей…»

Воспитатель: Вот и поприветствовали мы друг друга. Сделали это с большим желанием и с хорошим настроением. Когда мы приветствовали друг друга, что у нас выражено на лице? Улыбка. Раз у нас на лице улыбка, значит, у нас хорошее и веселое настроение .

Упражнение мимическая гимнастика «Покажи настроение»

-Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- А какое еще бывает настроение? (веселое, грустное, сердитое, злое.)

- Как вы можете узнать, дети, какое настроение у людей, окружающих вас?

(По выражению лица)

-Когда нам грустно -мы делаем так. (Показать пиктограмму грусти)

-Когда мы удивлены -делаем вот так. (Показать пиктограмму удивления0

-Когда мы злимся -мы уже другие. (Показать пиктограмму злости)

-А когда радуемся -то вот какие. (Показать пиктограмму радости.)

Итак: При разных настроениях у нас меняется выражения лица (рот, брови, глаза)Ребята, вам приятно ,когда вам улыбаются?

как считаете, с каким ребенком лучше дружить с веселым, приветливым ,или с сердитым, печальным ?Я вам открою один секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем!.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Мы с вами сегодня будем путешествовать по островам эмоций.

В страну настроений направимся мы,

Где будем смеяться, грустить, удивляться.

На этих волшебных островах нас ждут приключения, игры и упражнения. Тогда в добрый путь! Предлагаю отправиться в путешествие на волшебном ковре – самолете. К путешествию вы готовы? Тогда нам пора. Играет веселая музыка …

Приземлились.

Вот мы и прилетели на остров. Я вам предлагаю превратится веселых обезьянок. Оденьте пожалуйста, ободки и станцуем вместе как эти обезьянки. Весёлая музыка играет.

«Танец обезьян». Какое у вас настроение? «Радостное!»-отвечают дети.

Да, оно замечательное.

А теперь мы подойдем к столу и Катя пожалуйста, возьми одну пиктограмму, и покажи всем нам, а мы угадаем, какая эмоция изображена на картинке.

Ребята отвечают: это- грусть… Скажите, пожалуйста, как вы узнали что это грусть? А в каких ситуациях бывает такое настроение? (Педагог выслушивает мнения детей)

Воспитатель: Вы правильно высказались об эмоции грусти, я вам предлагаю на ковре-самолете отправиться на остров грусти(играет музыка, дети изображают как летят). Прибыв на остров, дети в игре «Отберите нужную эмоцию» находят грустные смайлики и показывают всем. Педагог их хвалит и дети отправляются дальше. Ребята прощаются с островом грусти и возвращаются к столу.

Найди, пожалуйста, Катя, пиктограмму удивление и покажи всем. А давайте мы на лице выразим удивление. Молодцы! А теперь сядем на ковер- самолет и полетим дальше на остров Удивления. («Летят», играет музыка): Улетаем, улетаем. какая красота, посмотрите направо, налево. Какая красота вокруг!

Итак, мы с вами прилетели на остров- удивления. Сейчас мы будем собирать картинку, изображающую эмоцию удивления. На столах лежат части картинки, выражающие эмоции.

-Ребята, давайте соберем из них целое. Займите, пожалуйста, свои места. Получилось картинка –удивления, похожая на смайлик. А теперь поиграем в игру. Давайте дети, встанем в круг. Игра называется: «Море волнуется…»

-Море волнуется раз,

-Море волнуется два,

- Море волнуется три.

Эмоция веселья на месте замри---Море волнуется раз,

-Море волнуется два,

- Море волнуется три. Эмоция грусти на месте замри. (Грусти, удивления,) на месте замри. (Дети замерли.) -Молодцы!

Ребята наше путешествие подходит к концу, но у нас еще остается эмоция спокойствия. Мы его заберем с этого острова к себе в группу и будем подробно о ней говорить.

Чтобы нам вернуться в свой дет сад нам нужно взяться крепко за руки, закрыть глаза и произнести «волшебные слова «все вместе::раз, два ,три. пусть будет так, чтобы мы все вместе оказались в детском саду… Музыка играет…

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Педагог:

Итак, мы с вами оказались в нашем любимом детском саду. Скажите,  пожалуйста, ребята во время путешествия с какими эмоциями мы с вами познакомились? Дети называют: грусть, веселья, удивление, а какое настроение мы привезли? Дети отвечают: спокойствие. Педагог показывает картинку лица спокойствия детям. А теперь для выражения спокойствия мы сядем на ковер, закроем глаза и мысленно представим себя в летнем лесу: птички поют, легкий ветерок, журчит ручей. На счет «пять» откройте глазки…и скажите,

что вы ощутили ? Дети: спокойствие. Вам было приятно?

Сюрпризный момент

Когда у человека хорошее настроение он легко сможет преодолевать любые препятствия. Будьте всегда радостными и добрыми и дарите добро своим родным и друзьям. Ведь улыбка творит чудеса. Если вы будете приветливыми, улыбчивыми, тогда у вас будет много друзей.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 8 г. Курганинска

ЭССЕ

на тему: «Я - педагог»

Выполнила             воспитатель

Бганцова Екатерина Сергеевна

2023 г

«Я выбрала профессию такую,

Что лучше мне на свете не найти.

И с каждым годом убеждаюсь,

Что я иду по верному пути!»

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т. е. найти свое призвание. Я всегда любила детей и мечтала стать воспитателем. Считала, что среди множества различных профессий на земле эта профессия — самая интересная и привлекательная.

Для меня моя профессия — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Чтобы так умело владеть вниманием детей на протяжении всего дня, нужен талант, опыт, призвание. И обязательно любовь к детям. По моему мнению, именно на любви основывается вся работа педагога. Никакие конспекты, программы, разработки не принесут результата, если нет любви к детям. В начале моей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что нелегко сразу наладить контакт с каждым ребенком, ведь у каждого свой характер, свои переживания, свои эмоции. Но, несмотря на эти трудности, я знаю, что любовь к детям – это часть меня. Нужно принимать и ценить детей такими, какие они есть. Искать подход к каждому.  Уважать… Знать их интересы, выслушивать… Понимать, над чем следует работать. Я хочу, чтобы каждое утро начиналось с улыбки ребенка, каждый день открывал мне и моим воспитанникам новые возможности, дарил незабываемые впечатления от общения друг с другом.

Сейчас я делаю первые шаги в профессии, можно сказать - это мой педагогический дебют. Я убедилась: в воспитании нет, и не может быть точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не существует похожих воспитателей, и это, на мой взгляд, очень хорошо. Главное, в любой ситуации воспитатель должен оставаться «настоящим Человеком» и стать другом, помощником, примером для своих воспитанников. И это мое педагогическое кредо.

Мой педагогический опыт сравнительно мал, а потому впереди у меня еще много вопросов, много новых открытий. Но оглядываясь назад, задаю себе вопрос: " А правильный ли я сделала выбор, не поздно ли поменять свой выбор?". И я понимаю, что выбор правильный, моя мечта сбылась.

Я счастливый человек: каждый день я стараюсь дарить детям свою любовь, тепло и ласку, учу детей видеть и замечать вокруг себя всё самое хорошее, доброе, светлое. Любовь и доверие, радость и открытость маленьких детских сердец – это лучшая награда за мои труды.

Сегодня я с гордостью могу сказать: «Горжусь профессией своей, за то, что детство проживаю многократно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласие на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Согласие на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...

Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" ...

Материал для участия в муниципальном профессиональном конкурсе педагогических идей. Тема: «Среда для реализации программы шахматного образования»

Материал для участия в муниципальном профессиональном конкурсе педагогических идей. Тема: «Среда для реализации программы  шахматного образования»...

Профессиональный конкурс "Педагогический дебют - 2023"

Эссе: "Я - педагог"Данное эссе раскрывает мотивы выбора моей педагогической професии.Презентация "У меня это хорошо получается..."...

Конкурсное задание заочного этапа муниципального профессионального конкурса "Педагогический дебют - 2023" - "Разработка занятия"

Тема "Шаши эмоции"Цель занятия: развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством использования арт-методов.Возрастная группа: дети старшего дошкольного воз...

Конкурсное задание заочного этапа муниципального профессионального конкурса "Педагогический дебют - 2023" - Эссе "Я - педагог"

Психологическая помощь в школе сыграла важную роль в выборе моей профессии и в дальнейшей жизни. Столкнувшись с различными психологическими проблемами, такими как тревога, стресс, сложности в отношени...