Квест – игра , как современная форма познавательно – исследовательской деятельности дошкольника
статья

Мальнева Елизавета Анатольевна

«Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участ вовать».

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.

На сегодняшний день основой образования становится системно - деятельностный подход на всех ступенях, в том числе и дошкольного образования. Главная цель которого состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Одной из важнейших задач современного образования- это развитие исследовательских способностей ребенка, где основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса и находится рядом с ребёнком, вместе проживая каждый миг.

При организации познавательно-исследовательской деятельности и осуществлении системно- деятельностного подхода в образовании во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов.

- А как увлечь ребёнка, как замотивировать его на самостоятельный поиск информации? (Мне на помощь всегда приходит квест-технология). Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_rmo.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Квест – игра , как современная форма познавательно – исследовательской деятельности дошкольника

Мальнева Елизавета Анатольевна

Первая квалификационная категория

«Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участ вовать».

Антуан де Сент-Экзюпери

Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.

На сегодняшний день основой образования становится системно - деятельностный подход на всех ступенях, в том числе и дошкольного образования. Главная цель которого состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Одной из важнейших задач современного образования- это развитие исследовательских способностей ребенка, где основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса и находится рядом с ребёнком, вместе проживая каждый миг.

При организации познавательно-исследовательской деятельности и осуществлении системно- деятельностного подхода в образовании во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов.

- А как увлечь ребёнка, как замотивировать его на самостоятельный поиск информации? (Мне на помощь всегда приходит квест-технология). Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета.

 Обычно экспериментальная деятельность в ДОУ проводится в специально организованных мини-лабораториях, зонах, уголках эксперементирования, что для детей уже становится обыденным, а благодаря квест-технологии воспитанники могут побывать в разных игровых ситуациях: в космосе, в сказке и в любом месте по выбору детей, что позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Одним словом, это игра-путешествие, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Почему именно квест? Объясню, ведь главное ее преимущество в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Квест-игры направлены на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

На сегодняшний день, квест игры набирают значимость, так как, такие игры  помогают нам: активизировать познавательную деятельность детей, закреплять ранее полученные и усвоение новых знаний; создавать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации; формировать умения решать конфликты, развитию мышления, речи и интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков. Ведь квест - это игра, а именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

Выбор темы исследования и сюжета квеста происходит заблаговременно по запросам и потребностям детей, которые определяются в ходе режимных моментов, бесед, случайных ситуаций. Продолжительность квеста не ограничивается по времени: это может быть как регламентированное по времени путешествие, так и долгосрочные (в течение всего дня или даже нескольких дней, в зависимости от выбранной темы исследования), место проведения квеста, так же не ограничивается групповым помещением, Квест может быть организован как с целой группой детей, так и по подгруппам, но уже для детей более старшего возраста.

С детьми, более младшего возраста, полученную информацию обобщает воспитатель, дети только повторяют за ним. Старшим дошкольникам уже можно поручить обобщить информацию самим с опорой на схемы и отразить в индивидуальных дневниках наблюдений. Таким образом, в квест-технологии объединены все формы организации познавательно- исследовательской деятельности, что положительно сказывается на результативности.

В структуру нашей квест-игры « В поисках Науки» входит общая игровая цель: развитие познавательных процессов  старших дошкольников через экспериментальную деятельность, которая известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», например, мы с детьми ищем Королеву Науку, которая заблудилась, по дороге к нам в гости, особенности и правила заданий, с помощью которых мы достигнем цель, для этого нам необходимо пройти два этапа заданий – эксперимента. При формировании развивающей предметно-пространственной среды учитываем, чтобы пространство мотивировало детей на развитие творческого воображения, познавательной активности, любознательности ( фото оборудования). Создание такой среды, подбор необходимых для этого атрибутов является значимым шагом к достижению поставленных целей в квест - игре, Мотивация детей на познавательную деятельность проходит через подбор  заданий, при выборе которых я опираюсь не только на имеющиеся уже у детей знания, но и на «зону ближайшего развития» детей. В процессе игры воспитанники последовательно движутся по этапам, (фото 1 этапа) решая различные (активные, логические, поисковые, творческие и пр.), в нашей квест - игре  на первом этапе мы приходим к Поваренку, проводим с ним опыт, который вы можете увидеть на слайде( виноградинку отпускаем в стакан с минеральной водой, она, покрывшись пузырьками всплывает наверх, следующий опыт, мы рисуем соком лимона на белой бумаге, затем подносим его к свечке и нас рисунок высвечивается), после этого дети получают заветный слог, той самой науки который мы ищем. Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап.(фото 2 этап) Следующим этапом было посещение Веселого карандашика, где мы рисовали на молоке, и воздухом. Команда получает недостающую информацию, подсказку, в нашем случае слог. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща. В конце игры делаем заключительные выводы. Игроков сопровождает воспитатель который обеспечивает безопасность, консультирует, оказывает помощь в решении организационных вопросов. Организация форм совместной образовательной деятельности, с детьми для педагога трудоемко, сложно, но вполне оправданно. Очень важно именно на этапе дошкольного детства научить ребят самостоятельно получать нужную информацию из различных источников, систематизировать, соотносить с личным опытом и правильно использовать ее при необходимости в учебных и жизненных ситуациях.

«Хочу всё  познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Коллекционирование - как форма познавательно исследовательской деятельности дошкольников.    Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают н...

Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...

Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Аннотация В статье описываются современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (проектная и исследовательская деятельность, путешествия по карте, коллекционирование, квест ...

Коллекционирование-как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Дошкольный возраст – это время открытий, время активного познания окружающего мира. Ребенок – это исследователь, который непременно хочет узнать что-то новое, получить информацию о том, чт...

Экологическая тропинка как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольника

Презентация содержит информацию об этапах создания и функциях экологической тропы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. В ней говорится о методах работы с детьми во время прогулок и э...

"Формы познавательно - исследовательской деятельности дошкольников"

инициатива и самостоятельность ребёнка в разных видах деятельности...

Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольника.

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления....