Наурыз "Гость на порог счастье в дом"
материал (старшая группа)

Довгань Наталья Андреевна

О традициях встречи гостей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauryz.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Развлечение «Гость на порог счастье в дом»

традиции и обряды казахского народа

 (группа старшего возраста)

Подготовила:

Довгань Наталья Андреевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Рубцовск, 2021

Схема конспекта

Образовательная область познавательное развитие

Возрастная группа старшая

Тема: «Гость на порог счастье в дом»

Цель: Ознакомить детей с традициями и обрядами казахского народа.

Задачи:Ознакомить с традициями и  обрядами встречи нового года  в Казахстане, расширять и углублять интерес и  знания детей о жизни других народов, расширить знания о Казахстане: Столица, основные достопримечательности Формировать чувство толерантности,  развивать познавательный интерес, творчество. Воспитывать уважительное отношение к старшим.Научить здороваться и прощаться на казахском языке, считать до пяти, понимать простые слова: сесть встать, названия животных, части костюма (камзол, такия – тюбитейка, саукеле, дастархан, кесе- пиала, ичиги, баурсаки, шашу..) познакомить с народными играми «Такия», «Байга».

Методы и приемы

Предварительная работа:Беды:  «Моя Родина Россия», «Достопримечательности Казахстан, « Символы России», «Символы Казахстана»;  презентации:  «Москва- столица Родины», «Астана- Нур Султан»; рассматривание открыток «Москва», «Барнаул». Раскраски по теме национальные костюмы  русских и казахов. Изготовление вместе с детьми и украшение тюбитеек, саукеле. Знакомство с национальными блюдами казахского народа. Рисование казахских орнаментов, украшение ими головных уборов. Разучивание стихотворения казахского поэта «На джайляу»  Б. Тулегенов.

Оборудование: костюмы: национальный комзол, тюбитейки, жилет – женский, платок, достархан, кесе, скатерть, юрта – макет, платочки цветные  2 штуки. Лошадки на палочках 2шт., Музыка Казахстана.

Оформление зала:накрытдастархан, по кругу разложены курпешки, подготовлена выставка детских работ. Юрта – макет, ковры, курпешки в уменьшенном виде.

  1. Вводная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Отвечают на вопросы.

Включаются в игру, строятся в круг. По сигналу эмитируют движения животного.

Звучит казахская народная мелодия. (1)

Встречает гостей апа (бабушка) в национальном костюме.    

- Салеметсиздермебалалар!  (приветствие)

-МенынотамынапаАйгуль(Меня зовут бабушка Айгуль)

-сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие  в казахский аул.

А вы знаете, что такое аул? Правильно это казахская деревня. Путь предстоит не близкий. В Казахстане как и Россиимного хвойных  лесов.

- А как вы думаете какие леса называют хвойными?

-В лесу много всяких зверей, что бы мы не попали в беду мы с вами превратимся в животных.

Игра «Мы бежали…»

Мелодия «Кары жолга»

2. Основная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес ,смртрт на экран

Дети свободно выбирают места,

Воспитанники проявляют интерес к рассказу, задают вопросы и дополняют.

Включаются в игру. Выполняют , выполняют действия по ходу беседы. Показывают как здороваться. Проявляют участие.

Внимательно слушают.

Дети включаются в игры.

Девочки становятся в круг и повторяют за опашкой движения.

Девочки и мальчики надевают головные уборы. Играют, считают на казахском языке.

Называют значения своих имен.

На экране появляется изображение юрт на джайляу.(картинка 1)

- Вот мы и приближаемся к аулу. Давайте сядем передохнём.

- как называется дом у казахов? (юрта) чем отличается от обычного дома?

Показ макета юрты. Короткий рассказ о строении юрты.

Звучит казахская музыка.(1)

- Ребята, нас уже ждут.

На экране проявляется юрта в разрезе (картинка 2)

 За дастарханом сидит ата (дедушка) в национальном костюме.  Подходим здороваемся.

Ата – салеметсиздермебалалар. Кош келениздер(добро пожаловать) показывает рукой приглашение сесть.

Апа – отырындар( садитесь) мужчины садятся по турецки, а девочки ноги должны быть с боку.

- Указахов принято здороваться с аксакалом, то есть уважаемым пожилым человеком - мужчиной: асалямалейкум при этом его рука берется в две ваши руки. Сейчас Саша покажет в гости с пустыми руками не ходят , вот и мы приготовили хозяину подарок – праздничный мурак.Это праздничный головной мужской убор. И конечно как же без баурсаков.

- казахи очень гостеприимный народ. У казахов говорят: «Гость на порог счастье в дом». Считается очень большим грехом не приветить путника, обидеть гостя. Поэтому если в казахском доме появляется гость, то на дастархан выставляется все самое лучшее. Это конечно бишбармак. кызы,баурсаки,курт, кумыс, и в современном мире различные сладости. Гостя садят на самое почетное место с права от хозяина.  А на наурыз – новый год у казахов, его встречают 22 марта, готовят особое блюдо оно называет  «Наурыз коже» , его готовят из семи злаков и разбавляют кобылиным молоком или простоквашей. Считается, кто отведает на праздник наурыз коже, тот будет весь год жить в достатке.А вы знаете, что  чай разливает не хозяйка дома , а молодая сноха  или самая молодая девушка в семье. Чай наливают совсем чуть –чуть. Чем уважаемее гость тем меньше наливают чай, его хватает только на 2-3 глотка. У гостя должен быть всегда свежий чай. А когда чай пить гость не хочет, он должен перевернуть пиалу – кесе. На наурыз устраиваются народные гуляния  - той. Готовят разные блюда в огромных казанах прямо у юрт на улице и раздают всем желающим, угощают горячим чаем с баурсаками. Звучит музыка по всюду, поют песни, батыры состязаются в силе и ловкасти,, джигиты соревнуются в байге.

- Ата, а ребята когда получили приглашение к тебе в гости, стали много узнавать о Республике Казахстан, даже своими руками мастерили украшения и раскрашивали костюмы и юрты. Посмотри какая красота получилась. (Двое мальчиков помогают встать дедушке)Атаидет рассматривает хвалит.(жарайсен, жаксыбалалар)

- вы знаете как называется столица Казахстана?

- а от куда вы приехали?(Наша родина Россия, Алтайский край, г Рубцовск)

Молодцы!

Пришло время еще поиграть.

Игра «Такия» (музыка )

-Какой той без красивого танца, уважаемыйапа,  девочки постарались и выучили насколько движений казахского народного танца. Юные джигиты поддержите наших красавиц.

Танец. (музыка  )

-Давайте мы поиграем в игру «Байга»  (музыка 2)

Какие молодцы! Все постарались..

Давайте сядем отдохнем.

- каждый народ самобытен и неповторим, у каждого свои традиции и обряды,  это особенно видно из того какие имена дают своим детям.

- вот например уважаемый апа как вас зовут и что означает ваше имя?

Опа отвечает - Алтынбек – золотой богач.

Девочек часто называют:

Асель- сладкая как мед

Акбота – белый верблюжонок

Гульнар – цветок граната

Жаныл – ошибка

Мальчики

Ариан – мечта

Карим – щедрый

Ахат – железо..

- Дети, а чтозначат ваши имена?

Как я уже говорила, казахи очень гостеприимный народ так как они вели кочевой образ жизни, гостю предстаяла дальняя дорога и поэтому в дорогу ему всегда давали угощение.

Вот и мы сейчас угостим вкуснымибаурсаками всех гостей.  (музыка Казахстан города)

На стене показ казахского аула.

Макет орты, ковры курпешки.

Дастается и коробки Мурак головной убор и баурсаки. Дарятся аташке.

Рассказ сопровождается показом.

Дедушка проходит рассматривает и хвалит детей.

3. Заключительная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети делятся впечатлениями.

Дети подбирают конфеты и садятся на места

 Вот и подходит к концу наше путешествие. Вы были все молодцы, многое узнали, научились многому.  Вам понравилось наше путешествие?

 Традиция «Шашу» угощение всех детей конфетами.

Теперь давайте попрощаемся с атой .

Сауболэныз! Рахмет

звучит казахская

народная

музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Деловая игра "Ребёнок на пороге школьной жизни"

Участниками данной игры являются педагоги ДОУ, учителя начальной школы, родители детей подготовительной группы. В ходе игры её участники совместно решают какие психологические характеристики наиболее ...

Творческая мастерская "Маленькое Счастье для мамы (Изготовление русской народной куклы на счастье)"

В настоящее время очень много игрушек у наших дошкольников и очень важно научить их самостоятельно мастерить игрушки. Начнем с игрушки всех и девочек и мальчиков, и подарком для мамы КУКОЛКА СЧАСТЬЕ....

сценарий к Международному Дню счастья "Кусочек счастья"

В 2012 году ООН провозгласила 20 марта Международным днем счастья с целью поддержать идею о том, что стремление к счастью является общим чувством для всех людей нашей планеты....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

"Мир пусть будет на планете! Счастья – взрослым, Счастья – детям!"

Данный сценарий предназначен для организации и проведения Праздника Победы. Расчитан для детей старшего дошкольного возраста.Цель мероприятия:знакомство с героическими страницами истории нашей страны,...