Проект "Русская матрешка"
проект (старшая группа)

Коноплева Ирина Викторовна

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_matreshka.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическое развитие детей №31 «Родничок»

607039, Нижегородская область, город Выкса, сельский поселок Дружба,

микрорайон Дружба, здание №29-А

ПРОЕКТ

«Русская матрешка»

Возрастная группа 5-6 лет

Составитель:

И.В. Коноплева

2022г

Паспорт проекта «Русская матрёшка».

Тип проекта: познавательно – творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 7 марта-25 марта 2022

Возраст: 5-6 лет

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проблемы:

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.

Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская»). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.

Задачи проектной деятельности:

  • Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  • Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография,.
  • Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

Сюжетно – ролевые игры: «Музей народной игрушки», «Магазин «Сувениры», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка».

Уголки: Уголок ряжения (платочки, фартуки, ленты и др.), кукольный уголок (куклы, одежда и наряды для кукол);

Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки»;

Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.

Материал для продуктивной и изобразительной деятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;

Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.

Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»

Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.

Прочие материалы и оборудование: фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Предполагаемый (ожидаемый) результат:

  • У детей повысится интерес к изучению народной культуры России. Дети буду иметь знания и умения:
  • Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
  • Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
  • Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, матрешку.
  • Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
  • Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
  • Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
  • Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Гипотеза проекта: если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др.), ценить матрешку как культурный символ России.

У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, создание мультимедийных презентаций о промыслах России, участие в создании мини - музеев и др.)

Формы реализации проекта:

  • непосредственно – образовательная деятельность
  • прогулки
  • наблюдения
  • чтение художественной литературы
  • совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)
  • художественная деятельность
  • рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций
  • самостоятельная игровая деятельность детей

Стратегия осуществления проектной деятельности: данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

1.Определение темы проекта

2.Формулировка цели и определение задач

3.Подбор материалов по теме проекта

4.Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.

5.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов

6.Изучение методической литературы, сбор информации.

7.Составление плана основного этапа проекта

II этап – основной

1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2.Познакомить детей с историей матрёшки.

3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4.Игровая деятельность.

III – этап заключительный

1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.

2.Оформление экспозиции мини-музея «Русская матрёшка».

3.Презентация проекта

4. Выставка: «Семейная матрёшка».

5.Итоговое мероприятия: мини-музей «Русская матрешка»

Содержание проектной деятельности.

  • Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.
  • Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
  • Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
  • Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
  • Совместно с родителями:

- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.

- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».

НОД: «Русская матрёшка»

1. Познакомить с видами, росписью матрешек на Руси.

2. Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства.

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа.

4. Прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам.

«Расскажем о матрешке»

Задачи:

1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке.

2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие.

3. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников.

Ознакомление с художественной литературой.

Задачи:

  • Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках.
  • Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.
  • Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке.
  • Развивать память, мышление, речь
  • Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)

 «Красавицы- подружки» (изобразительная деятельность)

Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»

Раскрашивание раскрасок по теме проекта.

Задачи:

  • Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки.
  • Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.
  • Учить выкладывать узор.
  • Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками, красками.
  • Развивать творчество, воображение, фантазию.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки.

Взаимодействие с родителями:

  • родительские встречи;
  • подборка художественной литературы (стихотворения, рассказы), иллюстраций, картинок о матрешках.
  • изготовление поделок «Матрешка вместе с семьёй»
  • организация выставки «Семейная матрешка»

Итог работы над проектом:

В результате работы над проектом у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.

2. Дети умеют различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую матрёшек;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.

5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки;

Итог проекта:

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»

Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...