Краткосрочный проект "Крошка-фиалка"
проект (средняя группа)

Свиридова Людмила Петровна

Цель проекта-обогатить знания детей о комнатном растении фиалке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_fialka.docx43.81 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект "Крошка-фиалка" для детей средней группы

Сроки реализации проекта: одна неделя с 21.11.2022 по 25.11.2022

Возраст детей: 4-5 лет.

Воспитатель: Свиридова Л.П.

Описание проблемы побудившей к реализации проекта:

    Мониторинг освоения основной образовательной программы показал, что дети плохо знают и путают названия комнатных цветов, растущих в «уголке природы» группы.

Мотивация для реализации проекта: В гости к детям приходит кукла Фея Фиалка. Кукла просит детей помочь ей понять, почему её так зовут и что дети знают про цветок фиалку. Она просит разрешения у  детей побыть на занятиях и побольше узнать о комнатном растении фиалке.

Цель проекта: обогатить знания детей о комнатном растении фиалке (внешнем виде, пользе для человека).

Задачи работы с детьми:

Oбразовательные:

-дать детям элементарное представление о фиалке и разновидностях этого растения (внешнем виде, пользе для человека);

-дать понятие «Зачем нужны комнатные растения»;

- активизировать лексический запас детей за счет введения в речь слов: пушистый, зелёный, фиолетовый, сочный, опушка;

-выучить стихотворение Е. Серовой «На солнечной опушке…»; 

-познакомить детей с сказкой Дж. Родари «Фиалка на Северном полюсе»;

-в процессе НОД лепка создать коллективную работу «Фиалка в горшочке» .

Развивающие:

-развивать зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику;

-развивать интерес к теме проекта;

-развивать двигательные умения и навыки.

 

-развивать умение передавать эмоциональное состояние персонажей мимикой, жестами, движениями;

 

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к растениям.

Задачи взаимодействия с родителями:

- показать родителям возможность использования разных видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, изобразительной, чтения художественной литературы) для развития детей.

Формы работы с детьми по реализации проекта:

- создание мотивации типа «Помоги Фее Фиалке узнать про цветок фиалка.

- наблюдение за фиалкой в уголке природы;

- создание работ по лепке «Фиалка в горшочке»;

- заучивание стихотворения Е. Серовой «На солнечной опушке…»

- дидактические игры «Найди фиалку среди других цветов», «Собери цветок».

-физ. минутка «Мы цветочки поливаем»;

-чтение сказки «Фиалка на Северном полюсе».

Формы взаимодействия с родителями:

-оформление фотоотчёта о реализации проекта с указанием задач по каждому мероприятию проекта.

-Акция с родителями «Подари фиалку детскому саду» (поделки, живые, искусственные цветы) .

Ожидаемые результаты проекта:

- дети приобретут знания о фиалке (внешнем виде, особенностях строения листьев и цветков)

- дети узнают чем полезна фиалка для человека;

- из детских работ по лепке «листья и цветок фиалки» будет создана коллективная работа - «Фиалка в горшке»;

- в дидактической игре дети узнали ,как отличить фиалку от других растений»;

 - в ходе  физ. минутки дети будут слушать и слышать инструкции воспитателя; уметь ориентироваться в ограниченном пространстве.

- дети выучат стихотворение о фиалке, у них появится желание выучить дома с родителями ещё стихи о цветах;

-дети познакомятся с сказкой Дж. Родари «Фиалка на Северном полюсе».

- в ходе акции с родителями будет пополнена РППС комнатными растениями.

- повысится  компетентность родителей в вопросах использования метода проектов для развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                План действий по реализации проекта

 

Дата,

день недели

Форма работы

(мероприятие)

Задачи

Понедельник

21.11.2022

Первая половина дня:

Мотивация: В группу приходит Фея Фиалка и просит детей помочь ей понять почему её так зовут и что это за цветок- фиалка .Дети соглашаются.

Воспитатель начинает рассказ «Для чего нужны комнатные растения».

Приложение№1

Наблюдение за фиалкой в уголке природы.

Дети рассматривают растение, сравнивают его с другими растениями.

Воспитатель загадывает загадку: Девять месяцев цветёт,

На свету в тени растёт,

Листочки бархатистые,

Волосистые, пушистые!

Ответ: Фиалка



Воспитатель проводит наблюдение за фиалкой.

Приложение №2

Фея благодарит детей и просит разрешения побыть неделю в гостях, на занятиях. Дети соглашаются

Вторая половина дня.

Появляется Фея и просит детей нарисовать ему цветы на память.

Изобразительная деятельность: создание работы «Крошка фиалка.».

Приложение №3

Вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности по проекту.

- Уточнить представления детей о внешнем виде фиалки (круглые, пушистые листочки, яркие цветы.).

- Активизировать в речи детей слова: корень, листья, цветок ,  пушистый, фиолетовый, бахрома.                                                                    - Развивать наблюдательность ,                                                                                                        зрительное восприятие,                                                                                                                                                               - Развивать эстетическое восприятие, в процессе рассматривания изображения фиалок

- Воспитывать бережное отношение к растениям.                                                                      - Воспитывать дружелюбие и отзывчивость.

- Продолжать знакомить детей с растительным миром, через комнатные растения;

- Продолжать знакомить детей со строением цветка (он состоит из корня, стебля, листьев и цветка).

- Продолжать знакомить с методом рисования- «методом тычка»;

- Закреплять умение аккуратно пользоваться гуашью, не смешивая краски.

- Формировать навыки аккуратной работы.

-Закреплять знание основных цветов (зелёный, фиолетовый, розовый).

Вторник

22.11.2022

 

Вторая половина дня.

 

 

 После полдника Фея предлагает поиграть в дидактические игры «Найди фиалку среди других растений», «Один-много», «Собери картинку».

Приложение №3

 

После игры, хвалит детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вспомнить комнатное растение по памяти;

- закрепление представлений о множестве;

-закрепить представления о внешнем виде хорошо знакомых комнатных растений;

-активизировать в речи детей названия комнатных растений.

 

 

 

 

 

 

Среда

23.11.2022

Первая половина дня.

 

НОД лепка «Цветы и лист фиалки».

Мотивация.

 Фея предлагает детям вылепить из пластилина листья и цветы фиалки, чтобы после собрать коллективную работу «Фиалка в горшочке». Дети соглашаются. Воспитатель обговаривает с детьми, как выглядят листья  и цветы фиалки. Показываются изображения фиалок в горшочках и комнатное растение.

 

 

 

 

 

 

 

Вторая половина дня:

 

Воспитатель с детьми собирает из детских работ по лепке коллективную работу «Фиалка в горшке».

 

-Учить детей вылепливать лист фиалки и цветы из пластилина (раскатывать пласт, разминать, прищипывать края лепестков, придавая им характерную форму.

-Развивать зрительное восприятие, внимание, точность движений.

-Активизировать словарь (растение, лист, фиалка, сенполия ,  бархатный, зелёный, сочный, нежный.)

- развивать навыки коллективного творчества.

-Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собрать из отдельных работ целостное изображение цветка в горшочке.

-Продолжать формировать знания о комнатных растениях.

Вызывать чувство радости от созданного изображения.

 

 

 

 

 

 

Четверг

24.11.2022

 

Первая половина дня:НОД литературное чтение:

Воспитатель предлагает детям заучить стихотворение Е. Серова « На солнечной опушке». После заучивания стихотворения предлагает послушать сказку Дж. Родари «Фиалка на Северном полюсе».

Приложение№4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая половина дня.

Кукла Фея Фиалка предлагают детям физ. минутку ««Мы цветочки поливаем».

Приложение№5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Познакомить детей с творчеством.

- Учить детей слушать, слышать, запоминать и воспроизводить текст стихотворения.

- Помочь детям понять содержание стихотворения и сказки.

- Обогатить словарный запас детей, пояснив значение слова: лиловые, опушка, хоронится.

 - Учить детей видеть за словами образы и настроение стихотворения, сказки и передавать их при чтении с помощью интонации. 

- Развивать слуховое восприятие, внимание, память.  Развивать у детей умение четко, внятно не торопясь, произносить звуки, повторять слова и фразы.

- Воспитывать доброжелательность.

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить детей с новой физ. минуткой.

-Умение слушать и слышать инструкции воспитателя;

- Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

-Развивать координацию движений.

- Воспитывать умение красиво, выразительно двигаться

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятница

25.11.2022

 

Вторая половина дня.

Воспитатель вспоминает с детьми, как много они узнали о фиалке. Предлагает детям рассмотреть поделки и цветы, которые принесли родители. После просмотра цветов, спрашивает у Феи   узнала ли она новое и полезное для себя.

Фея Фиалка благодарит детей за полученные знания и прощается с ними.



 

 

-В процессе рассматривания поделок и растений, закрепить названия цветка его строение и пользу.

- Учить детей слушать, слышать, отвечать на вопросы полным ответом.

- Развивать слуховое восприятие, внимание, память.

- Воспитывать отзывчивость.

 

 

 

Полученные результаты проекта:

 -оформление фотоотчёта о реализации проекта с указанием задач по каждому мероприятию проекта.

- дети приобрели знания о фиалке (внешнем виде, особенностях строения листьев, цветов, пользе растения для человека);

- из детских работ по лепке «Лист и цветок фиалки» была создана коллективная работа «Фиалка в горшочке»;

 

- дети выучат стихотворение о фиалке у них появится желание выучить дома с родителями ещё стихи о комнатном растении;

- была проведена акция с родителями «Подари фиалку детскому саду»;

- повысилась компетентность родителей в вопросах использования метода проектов для развития детей.

 

 

Приложение№1

Для чего нужны комнатные цветы. Польза комнатных растений

Для чего же нам нужны комнатные цветы? Конечно, цветы действительно создают в помещении  уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, однако в последние годы учёные открыли и другие свойства комнатных растений, и эти открытия изменили отношение людей к ним.

Комнатные цветы нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным – в выхлопах автомобилей и сигаретном дыме содержатся такие опасные для здоровья вещества. 

Приложение №2

Конспект кратковременного наблюдения за фиалкой (сенполией) в уголке природы в средней группе.

Цель: формирование у детей представлений о растениях участка, посредством интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи

Образовательные:

- Уточнить представления детей о внешнем виде фиалки

( сенполия)  (пушистые тёмно-зелёные листочки,цветы.).                                           

- Активизировать в речи детей слова: корень, листок, бархат,                                                                                                                         - Задействовать сенсорные каналы для получения информации о фиалке: зрительный, тактильный (потрогать листья растения руками,) обонятельный (понюхать цветы и листья ).

Развивающие:

- Развивать наблюдательность.                                                                                                        - Развивать зрительное восприятие.                                                                                               - Развивать общую моторику в процессе физ. минутки.                                       - Развивать эстетическое восприятие, в процессе рассматривания.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к растениям.                                 - Воспитывать дружелюбие и отзывчивость.

Ход наблюдения:

Ребята, сегодня мы покажем Фее Фиалке  наши комнатные растения и  фиалку(сенполию).

Ребята давайте подойдем к уголку природы  (располагаем детей полукругом возле растений).

Вопросы к детям.

 - Сейчас я расскажу вам об одном из наших растений в группе, а вы отгадаете, о каком растении я говорила.

- Слушайте: это цветущее комнатное растение, низкий кустик из плотных круглых и овальных листьев, соцветие напоминает зонтик с прилегающими друг к другу цветами. 

     - Вы узнали это растение? (ответы детей)

      - Правильно, это – фиалка. Фиалка – это цветущее комнатное растение. Посмотрите, какие цветы у фиалки? (Ответы детей: красивые, нежные)

- А какие они по цвету? (Фиолетовые.)

-Какая у цветка серединка? (Желтая.)

-Правильно, у нашей фиалки фиолетовые цветки с желтыми серединками. А еще у фиалки могут быть белые или розовые цветки.

- Посмотрите на картинку. (Показываю изображение фиалок крупным планом, где видны корни, стебель, листья.)

-Что есть еще у фиалки? (Листья, стебель.)

- Какие листья у фиалки? (Зеленые, сочные, опушенные.)

-Какие стебли у фиалки? (Короткие.)

- Как вы думаете нужно ухаживать за фиалкой, чтобы она так красиво цвела? (Нужно поливать, рыхлить землю.)

-Правильно. Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям необходимы земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

С листьев необходимо смахивать пыль кисточкой, потому что у фиалки опушенные и хрупкие листья, и их протирать нельзя.

 - А теперь давайте попробуем рассказать о фиалке. Назовите растение. Расскажите, какое оно. Опишите его листья и цветы. Расскажите, в каком горшке оно растет.

 

Это фиалка. Она красивая, нежная. У нее зеленые листья и фиолетовые цветы. Фиалка растет в коричневом горшке. ( Рассказ повторяют дети.)

 

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Комнатные цветы». Я буду читать стихотворение, и выполнять движение и вы выполняйте вместе со мной.

 

 На окне в горшочках  (Дети приседают  лицом в круг.)

Поднялись цветочки. (Медленно встают.)

К солнцу подтянулись ,(Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Солнцу улыбнулись.    

К солнышку листочки (Разводят руки в стороны ладонями вверх.)

Повернут цветочки.

Развернут бутоны, (Соединяют руки над головой и медленно покачиваются.)

В солнышке утонут.

 

 

 Ребята, вот наша Фея и  познакомилась с нашей комнатной фиалкой и увидела, как она выглядит.  Ну, а мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе. 

Нужно ещё сказать, что наши ребята знают, что растения  нельзя ломать и ко всем растениям нужно относиться бережно.

Приложение №3

Игра «Найди фиалку среди других растений».

Цель игры: Найти растение из предложенных картинок, закрепить название комнатных растений.

Ход игры: Воспитатель говорит всем детям «Я покажу картинку с изображением фиалки, а вы должны найти её среди других комнатных растений.

Правила игры: Выигрывает тот, кто больше всего найдёт растений.

 

Игра «Один-Много»

Цель игры: Вспомнить комнатное растение по памяти, закрепить представление о множестве.

Ход игры: Воспитатель говорит у кого 1 фикус и много фиалок,1 бегония и много фиалок,1 фиалка и много фикусов. У кого из детей есть такая карточка, поднимает её.

Игра « Собери картинку»

Цель игры: Закрепить представления о внешнем виде хорошо знакомых комнатных растений, активизировать в речи детей названия комнатных растений.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям изображение хорошо знакомых комнатных растений и разрезанные части растения (от3- до 5 частей). Дети собирают изображение растения по образцу и называют его.

Приложение №4

Фиалка на Северном полюсе

Однажды утром на Северном полюсе проснулся большой белый медведь. Проснулся он и первым долгом стал нюхать воздух. Понюхал с одной стороны — ничем не пахнет, понюхал с другой — и вдруг почуял странный, неведомый запах.

— Хм, — буркнул медведь, повернувшись к своей медведице. — Уж не забрела ли сюда какая-нибудь экспедиция?
Но в этот момент медвежата нашли неподалёку лиловую фиалку. Это была маленькая фиалочка с тонюсеньким стебельком. Она трепетала от холода, но продолжала мужественно источать аромат, потому что это был её долг.

— Мама! Папа! — закричали медвежата.

— Я же сразу сказал, что поблизости есть что-то странное, — обращаясь к своей семье, заметил белый медведь. — Но на мой взгляд, это всё-таки не рыба.

— Конечно, нет, — сказала медведица. — Но это и не птица.

— Да, ты права, — сказал медведь, после того как хорошенько обдумал слова жены.

К вечеру новость разнеслась по всему полюсу. В необозримой ледяной пустыне появилось крошечное лиловатое существо, распространявшее вокруг странный аромат. Оно держалось на одной-единственной тонюсенькой ножке и не умирало!
Кто только не приходил, чтобы полюбоваться фиалкой! Из Сибири прибежали олени, из Америки — мускусные быки, приплыли тюлени и моржи, откуда-то издалека прибежали белые песцы, прискакали волки, а первыми, конечно, были болтушки-хлопотушки морские сороки. Все дивились на диковинный цветок, на его тоненький, дрожащий стебелёк и вдыхали его нежный аромат. И странное дело — аромата хватало даже тем, кто приходил позже всех. В самую последнюю минуту он был таким же, как вначале.

— Чтобы все время испускать такой аромат, — сказал тюлень, — надо иметь целую кладовую. Где-то подо льдом у неё определённо есть запасы.

— Так ведь я же это сразу сказал! — воскликнул белый медведь. — Что-то там есть!

Ничего подобного он, конечно, не говорил, но никто об этом не помнил.
Под конец вернулась чайка, которую посылали на юг разузнать что-нибудь о странной незнакомке. Отдышавшись, она сказала, что это маленькое благоухающее существо зовётся фиалкой и в иных местах, там, на юге, их миллионы.

— Вот и посылай их! — фыркнул тюлень. — Ну разве мы узнали хоть на йоту больше, чем раньше? А каким образом получилось, что именно здесь, у нас, оказалась именно эта фиалка? Нет, скажу вам по чистой совести: я в полном недоумении.

— Как он сказал, в чём он в таком? — шёпотом спросил медведь у своей жены.

— В недоумении, — тоже шёпотом ответила медведица. — Ну вроде озадачен, не знает, с какой лапы ступить.

— Во-во! — воскликнул белый медведь. — Это самое я и думал, слово в слово.

В эту ночь весь полюс потряс неимоверный треск и грохот. Целые льдинищи дрожали и лопались, как тонкие стёклышки. Бедная фиалка исторгла в студёный воздух все своё благоухание, словно решила в один миг растопить эту беспредельную ледяную пустыню и превратить её в тёплое лазурное море или в бескрайний луг, покрытый бархатным ковром зелени, а потом, обессиленная, поникла и больше уже не поднялась.
На заре все увидели, что фиалка завяла. Склонившись на своём тоненьком стебельке, она лежала на снегу бледная и безжизненная.
Если бы можно было выразить словами её последнюю мысль, то мы бы, наверно, услышали: «Ну вот, я умираю. Но надо же было кому-то начать. Когда-нибудь здесь распустятся миллионы фиалок. Льды растают, и откроются острова, звенящие ребячьим смехом».

 

Е. Серова

 

На солнечной опушке
Фиалка расцвела ,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.

В траве она хоронится ,
Не любит лезть вперёд.
Но кто-то ей поклонится
И бережно возьмёт.

 

Приложение№5 

 

 

Мы цветочки поливаем, (наклоняем туловище в разные стороны, имитируя полив растений)

Землю полочкой взрыхляем. (делаем руками вращательные движения)

Вот росточек появился, (соединяем ладошки)

Потихоньку распустился. (разводим руки)

Пусть цветочки подрастают, (поднимаемся на носочки)

Пусть на радость расцветают,

А мы тряпочки возьмём, (имитируем хватательные движения)

Все подставочки протрём

К солнцу тянутся листочки, (поднимаемся на носочки, тянемся вверх)

Будут чистыми горшочки. (показываем большой палец(класс)

 

 

Приложение№6

Представители африканских народов применяют сенполию в лечебных целях. Из листьев и цветков растения готовят отвары и настои. Обладая противовоспалительными, мочегонными, отхаркивающими свойствами, сенполия  эффективна при лечении простудных заболеваний, бронхитов, воспалении почек и мочевыводящих путей. Отвары из листьев растения действуют как болеутоляющее средство при артритах, радикулитах. Отвар фиалки применяют для лечения кожных заболеваний (экзем, дерматитов, золотухи и рахита), втирая его в пораженные места на коже. Настой добавляют в ванну для купания детей.

Чай из цветков сенполии обладает седативным свойством, помогает устранить  бессоницу  и лечит нервозы. Считается, что чай помогает при нарушении обмена веществ, чистит сосуды при атеросклерозе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект к неделе игры и игрушки.

В проекте представлено планирование разных видов совместной деятельности с детьми по теме "Есть игрушки у меня..."....

Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.

Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...

. Краткосрочный проект “ Я расту ”

краткосрочный проект по здоровосбережению "Я расту "...

. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”

краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...

Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"

Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; -  воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...

Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»

 Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....

Краткосрочный проект «Транспорт»

Проект показывает как в игровой форме раскрыть детям с ОНР раскрыть тему "Транспорт"...