Применение " Кубика Блума " на занятиях и на прогулке.
методическая разработка

Воробьева Лариса Владимировна

Применение « Кубика Блума» и « Ромашки Блума» на НОД и на                                                                 прогулке

Пример применения на НОД по ФЭМП  « Кубика Блума» и « Ромашки Блума»

«Ромашки Блума»

А сказка называется « Квадрат и прямоугольник»

Жили – были два брата Прямоугольник с Квадратом.  Прямоугольник всё время завидовал Квадрату.

 -  Я такой неуклюжий, - жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану  длинным и узким. Вот таким:

 

- А если лягу на бок, то буду низким и толстым . Вот таким:

 

- А ты всегда остаёшься одинаковым, - продолжал он. – И сидя, и стоя, и лёжа!

- Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат.  - У меня все стороны равны и в отличие от тебя. И квадрат с гордостью перевёртывался с боку на бок, но его рост не  менялся.

А однажды случилось вот что. Один человек заблудился в лесу. Он наугад шёл сквозь чащу и встретился с Квадратом и Прямоугольником. Поскольку  у Квадрата был очень важный вид, то человек обратился за помощью именно к нему. « Можно, я заберусь на Вас и погляжу, где мой дом?» - спросил он у Квадрата. Квадрат согласился. И человек забрался на него, но ничего не увидел, потому что ему мешали макушки деревьев.  Тогда человек попросил Квадрата перевернуться на бок и снова залез на него, но, как известно, что у Квадрата все стороны одинаковые, то и на сей раз, человек ничего не увидел из-за деревьев.

- Гражданин  Квадрат! – взмолился человек. – Помогите мне хотя бы через реку перебраться! Квадрат подошёл к речке и попытался дотянуться до другого берега. Плюх – х – х! Плюхнулся в воду.

- Может, я смогу вам помочь? – предложил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, человек забрался на него и оказался выше деревьев. Вдалеке он увидел свой дом и, наконец, понял, куда идти. Тогда Прямоугольник лёг и стал мостом. Человек перешёл через реку и, горячо поблагодарив, отправился домой.

А Квадрат, который сушился на берегу, после вынужденного купания сказал прямоугольнику: «Ты, брат, оказывается полезная фигура!»

- Ну, что ты! - скромно улыбнулся Прямоугольник.

- Ты не расстраивайся, давай с тобой жить дружно и помогать друг другу, - сказал Прямоугольник.

И стали они жить - поживать и помогать друг другу и добрым людям.

Ребята, понравилась вам  ли сказка? Давайте при помощи нашей ромашки попробуем ответить на вопросы (использованием приема «ромашка Блума»)

-На доске цветок с 6 лепестками. Каждый

лепесток – вопрос.

1.Простые.

Кто главные герои сказки?

Где происходит действие в сказке?

2.Уточняющие.

Если я правильно поняла, то прямоугольник завидовал квадрату?

Насколько я поняла, из-за того, что у Квадрата был очень важный вид, то человек обратился за помощью именно к нему?

3.Интерпретационные.

Почему прямоугольник завидовал квадрату?

4.Творческие.

Что изменилось бы, если бы Квадрат, который сушился на берегу, после вынужденного купания сказал прямоугольнику, не понял бы, что он важная фигура?

5.Практические.

Как бы вы поступили на месте квадрата?

6. Оценочные.

Почему квадрат все-таки понял. Что прямоугольник-полезная фигура?

Понравилась вам сказка??

Ответы детей:

Воспитатель: А вы хотите выяснить чем похожи и чем отличаются квадрат от прямоугольника.

Ответы детей:

Зеленый гном предлагает вам выполнить следующее задание.

Воспитатель:

Воспитатель:  Ребята положите слева перед собой прямоугольник, а справа - квадрат.

Для этого мы будем использовать «кубик Блума»

Использование кубика Блума

Давайте рассмотрим прямоугольник и квадрат. Бросаем кубик и отвечаем на вопросы.

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Посмотрите, я покажу углы прямоугольника, а вы их сосчитайте. (Показываю углы, делая веерообразные движение от одной стороны до другой).

- Ребята, а теперь посчитайте углы своего прямоугольника.

- Сколько углов у прямоугольника?

 - По сколько углов и сторон у прямоугольника (ответы 2-3 детей)

- Как доказать что противоположные стороны равны?

Правильно, можно согнуть прямоугольник по противоположным сторонам.

Совпали они? Да, стороны совпали, значит они равны!

- Ребята  покажите две другие противоположные стороны! Докажите что они тоже равны! Как проверить? Правильно прямоугольник нужно согнуть так, чтобы эти смежные стороны приложить друг к другу. (дети выполняют).

- Равны ли эти стороны между собой? (они не равны)

- Сколько же равных сторон у прямоугольника (по 2 равных).

- Как расположены эти стороны? (друг напротив друга)

- Дети обведите рукой квадрат.

 - Что есть у квадрата?

- Сколько сторон, - Сколько углов?

- Дети, чем похожи квадрат и прямоугольник? (ответы детей)

- Правильно дети, у квадрата и прямоугольника по 4 стороны и 4угла. Этим они похожи.

- Дети, посмотрите одинакового ли размера стороны прямоугольника?

- Есть ли у них равные стороны? Сколько их?

- Ребята, а что можно сказать о размере сторон квадрата?

- Как проверить все ли стороны квадрата равны?

Верно можно сгибать квадрат, прикладывая одну сторону к другой, и увидеть равны они. Проверьте равны ли стороны квадрата.

- Ребята скажите, чем отличается квадрат от прямоугольника?

Верно у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные стороны равны.

- А чем похожи квадрат и прямоугольник? (у квадрата у прямоугольника по 4 угла и 4 стороны).

- Что же мы узнали о квадрате и прямоугольнике (у квадрата 4 угла и 4 стороны, которые равны, у прямоугольника 4 угла и 4 стороны противоположные равны).

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем сегодня занимались? Что нового узнали?

Воспитатель: Если вам понравилось занятие то свой смайлик прикрепите к зеленому гномику, а если не понравилось то к желтому гномику.

Пример применения « Кубика Блума» и « Ромашки Блума» на НО               Художественное чтение Русская  народная сказка « Колобок»

азови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.Например, "Назовите

- назовите как называется сказка в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

- главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.


 

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

                        - Почему колобок так поступил?

                        -Почему спрыгнул ?

                        -Почему покатился ?

  Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

                        - Объясни, как удавалось колобку от всех убежать.

                        - Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

Предложи.

 Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

                         - Предложи, как бы ты поступил на месте колобка?

                        - Предложи, как можно спастись колобку.

                        - Предложи, другую концовку сказки.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

                        - Придумай, свою версию концовки сказки.

                        - Придумай, с какими героями может встретиться колобок,

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

           - Поделись , с папой, с мамой, с бабушкой новой сказкой про   колобка.       

Применение " Кубика Блума " на занятии, «Какие бываю деньги» 

 - грань «Назови» ребенку нужно назвать форму, цвет, размер, свойства купюры и монеты,

  - грань «Почему» людям нужны деньги ,

 -  Грань «Объясни», какие бывают деньги ,

- грань  «Предложи » - что можно использовать вместо денег, варианты различных закупок товара в магазине,

грань  «Придумай » -  как будут выглядеть деньги, если не будет деревьев,

-грань «Предложи» - что можно использовать вместо денег,

грань «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности. Если у вас был миллион рублей, куда бы вы его потратили?

 

Пример применения « Кубика Блума» и «Ромашки Блума» на    прогулке

                              « Наблюдение за дождем»

Опиши: дождь – мелкий, жидкий, теплый, мокрый, ледяной,   сильный, осенний  ( опиши формы, размер, цвет).

Почему – в отличие от снега дождь идет весной, летом, осенью и редко    зимой? (сравни, укажи сходство и различие).

Придумай – для чего можно использовать дождевую воду? ( состав    отдельных предложений или рассказа).

Предложи - варианты  игр в которые  течении дня мы будим с вами   играть, проэкспериментировать.

Объясни – дождь это  (вода –увлажняет почву- питает растения (   расскажи из чего состоит, как сделано).

Данный прием педагогической техники Бенджамина Блума может быть использован при изучении любой темы.

Использование "Кубика Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной                                 и занимательной форме проводить занятия.

Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает в работе с детьми сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Желаю успехов в применении данной технологии на занятиях .

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетного занятия по плаванию "Прогулка по реке Челбас". Подготовительная группа.

Нетрадиционное занятие по плаванию, с использованием мультимедийного оборудования, с детьми старшего дошкольного возраста в бассейне детского сада, посвященное дню станицы Каневской....

Конспект интегрированного занятия по теме: "Прогулки с динозаврами"

В этой работе в доступной для детей старшего дошкольного возраста форме рассказывается о динозаврах, которые жили на нашей планете миллионы лет назад....

открытое занятие на улице " Прогулка в лесу"

Прогулка в лесуЗадачи:-  Закреплять навыки ходьбы парами и «змейкой»;-  Развивать умение перешагивать препятствие;-  Нормализация дыхания;-  Упражнять в ползании в прямом направлен...

Методические рекомендации. "Применение кубика Блума на занятиях с детьми дошкольного возраста"

Использование кубика Блума - популярный приём критического мышления, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом....

Мастер-класс для педагогов "Применение инновационного приема "Кубик Блума" на занятиях с детьми дошкольного возраста"

На этом мастер-классе педагоги познакомятся с применением инновационного приема "Кубик Блума" на занятиях с детьми дошкольного возраста для закрепления пройденного материала....

Использование приема «Кубик Блума» на занятиях по обучению дошкольников азам финансовой грамотности

Использование приема «Кубик Блума» на занятиях по обучению дошкольников азам финансовой грамотности...

«Кубик Блума» на занятиях по обучению дошкольников азам финансовой грамотности.

Кубик Блума на занятиях по обучению дошкольников азам финансовой грамотности....