"Развивающая среда, как активное средство развития личности ребенка шести лет»
консультация (старшая группа)

Сенченко Наталья Васильевна

       При создании развивающей среды в группе всегда надо помнить об одном из значимых и в то же время сложно выполнимых условий - это   соответствие возрасту.Хочу поделиться опытом работы в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» Мальвина»

«Развивающая среда,

 как активное средство развития личности ребёнка шести лет».

Подготовила: воспитатель Сенченко Н.В

                                                            2023 год.

       При создании развивающей среды в группе всегда надо помнить об одном из значимых и в то же время сложно выполнимых условий - это   соответствие возрасту. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития, во- первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.

У меня дети, соответствующие возрасту старшей и подготовительной к школе   группы.  Старший возраст- это период пика развития творческой сюжетно - ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка, и игры. В старшей группе основные уголки деятельности познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах - строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те, же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочется сказать, что мы не стараемся  превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В. Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить?» Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение.

Мы постарались так и сделать!

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО в разных возрастных группах ДО, необходимо помнить, что среда должна быть:

• Содержательно- насыщенной

• Полифункциональной

• Трансформируемой

• Доступной

• Безопасной

• Вариативной

Я бы добавила ещё одно требование- моделируемой детьми. По  видению взрослого, предметно-развивающая среда должна  выглядить  так,  дети же порой считают иначе и начинают вносить свои изменения  и корректировки.  Моделируют!

Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат. Поэлементный образец является для ребенка зрительным, слуховым или речевым контрольным эталоном его успеха.

При построении среды мы используем три функции: (слайд 2)

  • Развивающая;
  •  Организующая;
  •  воспитывающая.

Среда должна быть наполнена (слайд 3)

1) содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития.

 2) тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению.

 3) для отдельных еще и недостижимо.

А сейчас не много о том, как соблюдая рекомендации мы организовывали предметную среду в нашей группе. И сделаю я это на примере некоторого методического и игрового оборудования, которыми  оснащены уголки нашей группы.

Уголок конструирования.

Цель: формирование у воспитанников желания заниматься конструктивно-модельной деятельностью;  стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования; (слайд 4)

Любой конструктивный материал уголка можно применить на всех этапах.

  1. Ребёнок может сам смоделировать, сконструировать и описать постройку, что отвечает требованию №1.
  2. Ребёнок, конструирует по образцу и это позволяет ребёнку в стадии движения к достижению.
  3. Ребёнок приобретает   начальный опыт.

Зона математическая:

Цель: активизировать познавательную деятельность в области математики.

(слайд 5-6)

На примере счётных палочек:

  1. Ребёнок  уже самостоятельно создаёт схемы для работы, начиная создавать багаж для следующей ступени развития.
  2. Ребёнок работает по образцу, выполняя аналогичные задания, но еще остается в стадии движения к достижению.
  3. Пока не достижимо, но  выполняет простейшие задания по словесной инструкции.

По подобному принципу мы оснащаем все уголки нашей группы строим работу, ориентируясь на достижения детей  с разным уровнем развития.

 

Уголок двигательной активности, направлен на создание условий для повышения двигательной активности детей и коррекции двигательных нарушений; развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. (слайд 7-8)

Зона исследования и экспериментирования: (слайд 9)

Народная мудрость гласит

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

процессе развития дошкольниковЭкспериментальная деятельность расширяет кругозор, учит устанавливать причинно-следственные связи, пробуждает любознательность, учит наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.

Речевой уголок, способствует созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей. (слайд 10)

Мы стараемся организовать предметную среду так, чтобы она не только отвечала требованиям ФГОС, но и удовлетворяла потребностям каждого ребёнка нашей группы!

 Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Мальвина» Развивающая среда, как активное средство развития личности ребенка шести лет» Подготовила: Сенченко Н.В 2023 г.

Слайд 2

Наполнение среды Опыт освоили, присвоили, с оздают багаж знаний. Находятся в стадии движения к достижению. Ещё не достижимо.

Слайд 3

Уголок конструирования.

Слайд 4

Уголок математики.

Слайд 5

Уголок математики.

Слайд 6

Уголок исследования и экспериментирования.

Слайд 7

Речевое развитие.

Слайд 8

Физическое развитие.

Слайд 9

Физическое развитие.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающая среда как активное средство развития личности дошкольника»

В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как...

Здоровьесозидающая образовательная среда как необходимое условие развития личности ребенка.

В статье заведующего ГБДОУ № 101 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Афанасьевой Д.Л. раскрывается понятие "образовательная среда ДОУ" и дается характеристика образовательной среды с точки ...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...

Квест -игра «В поисках развивающей среды для активного, самостоятельного, инициативного, любознательного ребенка»

Квест-игра для педагогов по теме «В поисках развивающей среды для активного, самостоятельного, инициативного, любознательного ребенка»...