Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет. В гостях у Лунтика в его лаборатории.
методическая разработка (старшая группа)

Лидия Юрьевна Орлова

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет.

 В гостях у Лунтика в его лаборатории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет.

 В гостях у Лунтика в его лаборатории.

Подготовила: Орлова Л.Ю, воспитатель.

         Цель:

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

формирование представлений детей о воде и ее свойствах; развивать умение действовать в соответствие с предлагаемым алгоритмом в ходе работы; продолжать работу по обогащению словаря детей (прозрачная, бесцветная, «тяжелый», «легкий» и т.д.); дать представление о том, что вода может привести в движение некоторые предметы.

Развивающие:

развитие способности сравнивать, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения; развить логическое мышление, внимание, память, любознательность, стремление получать новые знания; развивать связанную речь;

Воспитательные:

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, взаимовыручку.

         Ход мероприятия:

         Приветствие :

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, нам принесли письмо. Только не написано, от кого это письмо. Откроем конверт и узнаем, от кого мы получили это письмо (педагог заглядывает в конверт, но не показывает детям что в нем). А вам интересно от кого пришло письмо? Тогда разгадайте загадку.
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.(Ответы детей)
Правильно ребята, это письмо пришло от Лунтика.
Сегодня он будет нашим гостем. Он очень рад Вас видеть! Ребята, а где живет Лунтик? Откуда он к нам прилетел? (Ответы детей: с Луны). Луна – это очень интересное и загадочное место. Лунтик хотел бы вас познакомить со своей родиной. Но сначала он предлагает нам подружиться с ним, ведь у него на Земле не так много друзей. А новые друзья – это всегда приятно.
Воспитатель: Дети, вы хотите отправится со мной в путешествие в лабораторию Лунтика ?
закройте глаза, и мы вместе с Лунтиком отправимся в путешествие по планете Земля, пристегните ремни, начинаем отсчет: 3, 2, 1. Старт.
«Звучит космическая мелодия или звуковые эффекты».
Воспитатель: Открывайте глаза и вот мы превратились в исследователей и попали в нашу лабораторию.
Лунтик приземлился к нам с Луны на планету земля и не когда не видел снега, давайте же ребята покажем ему как выглядит снег. Ну, вот теперь мы можем приступать к изобретению снега. (Дети и воспитатель подходят к столу) Воспитатель берет контейнер для искусственного снега наполняет пеной для бритья и постепенно вводит пищевую соду. Искусственный снег готов.
А давайте сравним его с настоящим снегом?
Настоящий снег какой по цвету? А искусственный? (Ответы детей), А что будет если мы погреем настоящий снег в руке? А с искусственным? (Ответы детей).

Воспитатель: Значит можно сказать, что искусственным снегом можно играть в группе и он не растает? ( Ответы детей) Ребята, можем мы отправить такой снег Лунтику и его друзьям?(Ответы детей
А сейчас предлагаю поиграть немного с нашим снежком. (Встаем в кружок)
Воспитатель бросает детям снежок –мячик с вопросами. Что мы сегодня с вами делали? Какой снег мы получили? Что может случиться со снегом если его подержать в руках. (Ответы детей) Лунтик благодарит вас за то, что показали ему как выглядит снег на земле. А теперь Лунтик желает познакомить вас со своей родиной и рассказать о ней что-то интересное. Лунтик предлагает вам провести еще один эксперимент.
Опыт «Вращение Луны»
Цель: показать, что Луна вращается вокруг своей оси.
Оборудование: 2 листа бумаги, клейкая лента, фломастер.
Содержание: проведите круг в центре одного круга. Напишите слово «Земля» в круге и положите лист на пол. Фломастером нарисуйте большой крест на другом листе бумаги и прикрепите его к стене. Встаньте возле лежащего на полу листа с надписью «Земля» и при этом стойте лицом к другому листу бумаги, где нарисован крест.
Идите вокруг «Земли», продолжая оставаться лицом к кресту. Встаньте лицом к «Земле». Идите вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом.
Итоги: пока вы ходили вокруг «Земли» и при этом оставались лицом к кресту, висящему на стене, различные части вашего тела оказывались повернутыми к «Земле». Когда вы ходили вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то были постоянно обращены к ней только передней частью тела. ПОЧЕМУ? Вам приходилось постепенно поворачивать свое тело по мере вашего движения вокруг «Земли». И Луне тоже, поскольку она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, приходится постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.
Воспитатель: Ребята, Лунтик очень рад, что вам понравилось это исследование, и предлагает провести Динамическую паузу
«Полет на ракете»
На ракете мы летим
В невесомости парим.
Смотрим все в иллюминатор,
Ищем для посадки кратер.
Вдруг пошёл метеоритный,
Дождь космический магнитный.
Мы на кнопку нажимаем
И ракету опускаем.
Повреждений вроде нету
Мы выходим на планету!
Улыбнитесь, встрепенитесь!
И кругом вы оглядитесь.
В гости Лунтик приглашает,
Удивиться предлагает.
Дружно стульчики берем
И места свои займем. 
Воспитатель: Играть довольно весело. Откроем много тайн. И будем мы стремиться. Вокруг всё познавать ! Лунтик детям в мир дверь открывает, Его опыты в путь за собой увлекают. Почемучкам помогает знания добыть, На все «почему» ответ получить

Воспитатель: - Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:
- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Дети: Вода.
Воспитатель: - А давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? (ответы детей)
Воспитатель: - Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ.
Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.
Воспитатель: - Ребята, вы любите волшебство? (Ответы детей)
Воспитатель:- Хотите проведём ещё один эксперимент.
Материалы: Весы детские с ковшами, 2 кувшинчика с водой, пипетки-капельницы, перекись водорода 3%, йод, Перед вами стоят весы. Мы с вами будем поочередно наливать воду в каждый ковш и будем наблюдать за изменениями. Сначала оба ковша пустые, теперь мы наливаем воду и обращаем внимание, что чаша с весами с одной стороны стала выше, чем другая. Это происходит от того, что одна чаша весов стала тяжелее другой. Что нужно сделать, чтобы уравнять обе чаши (налить воду в пустую чашу). Какого цвета вода в чашах весов? (Прозрачная). Теперь в одну из чаш при помощи волнистой пипетки мы добавляем несколько капель йода и аккуратно перемешиваем. Какого цвета стала вода? (Вода приобрела коричневый цвет). А в другой чаше весов вода остается какой? (прозрачной). 
Воспитатель: Ребята, вы стали настоящими волшебниками, и вам предстоит разгадать еще одну тайну. Подойдите, все к столам.
Воспитатель: А какой следующий волшебный фокус будет, вы догадаетесь после моей загадки.
Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)
Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан, т. е. гейзер! Вы знаете, что такое гейзер? (ответы детей)
Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли. Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать! Приглашаю двух помощников. Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, выливает в кратер воду и гейзер извергает шипучий фонтан.
Что происходит? (ответы детей).
Воспитатель: При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.
Все вокруг Лунтику было интересно, но жаль, не было рядом друга, с которым он мог бы поделиться своими открытиями. И он решил его нарисовать.
Оборудование: миска, гуашь, жидкое мыло, вода, трубочки, лист бумаги, карандаши.
Воспитатель: - Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой. Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются. Положите лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист бумаги от миски. У вас получится изображение – отпечаток. Дорисуйте способом «спиральки» глаза, ручки, нос, ножки, прорисуйте ротик. Получится друг для Лунтика – Капитошка.
Воспитатель: - Лунтику понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него еще осталось очень много вопросов, на которые теперь он будет искать ответы со своим другом Капитошкой.
Итог занятия.
Воспитатель: -Ребята, вам понравилось в лаборатории? А что вам понравилось? Чем вы занимались?
-Кто приходил к вам в гости? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам поблагодарить Лунтика за то, что он познакомил вас сегодня с таким интересным материалом.

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, старшая группа - театральная речевая мастерская - "Волшебная книга"

Цель: использование театральной деятельности для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка.Задачи:- разнообразить содержание, методы и приёмы работы ...

Методическая разработка по образовательной деятельности с детьми в старшей группы на тему : «В гостях у Лунтика» приоритетная область физическое развитие

Методическая разработка по образовательной деятельности с детьми в старшей группына тему : «В гостях у Лунтика»приоритетная область физическое развитие Вид занятия: тематически-игрово...

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 1

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 2

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 2...

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 3

Фотоотчет о проделанной работе в рамках методической разработки «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ЧАСТЬ 3...

Методическая разработка опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет «Магнит – волшебник»

Разработка направлена на развитие исследовательских компетенций детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Представляет собой готовый сценарий занятия для дошкольников 4-5 лет в р...

методическая разработка по конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста

методическая разработка по конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста...