Что такое ТРИЗ?
картотека (подготовительная группа)

Алхасова Рафинат Алибашировна

ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач

 

Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения. Полезна технология ТРИЗ и в речевом развитии детей, потому что в процессе выполнения различных заданий существенно пополняется словарный запас ребенка, а специфика заданий стимулирует устную речь.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

 

«Где живет?»

 Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.

 - Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.

 Воспитатель: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Дети: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.

Воспитатель: Где живет цифра 3? Дети: В днях недели, в месяцах года

Воспитатель: Где живет цифра 5? Дети: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада и т. п.

 

 

«Системный оператор».

Загадывается загадка про число 5.

 - Каким числом было число 5 прошлом? (числом 4).

- Каким числом станет число 5 в будущем? (числом 6).

- Из каких двух чисел можно составить число 5? (1 и 4, 2 и 3, 5 и 0).

 - Из каких двух чисел можно составить число 4? (1 и 3, 2 и 2, 4 и 0).

 - Из каких двух чисел можно составить число 6? (1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 6 и 0).

- Между какими числами находится число 5 в числовом ряду? (между 4 и 6).

 - Между какими числами находится число 4 числовом ряду? (между 3 и 5)

- Между какими числами находится число 6 в числовом ряду? (между 5 и 7).

 

Игра «Мои друзья».

Дети берут себе карточки с изображением каких-либо объектов. Ведущий выбирает функцию и называет ее. Дети, объект которых имеет данную функцию, подходят к ведущему. Незнайка: мои друзья - это то, чем можно измерять. Дети - линейка, веревка, палочка, рука, градусник, весы....

 

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра «Один – много

 

«Дразнилка» (проводится с 5-лет). Правила игры: Ведущий называет объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: — лка, -чк, -ще и др. Ход игры:

Воспитатель: Квадрат

Дети: квадратище, квадратулька…

Воспитатель: плюс

Дети: складывалка, прибавлялка, плюсище…

 

«Хорошо-плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры: Ведущим называется любой объект у которого  определяются положительные и отрицательные свойства.

 Ход игры. В: Сегодня пятница — хорошо.

Почему? : Потому, что завтра выходной.

 Сегодня пятница — плохо. Почему?

 Конец еще одной недели. То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?»

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...