Функциональная грамотность
материал
Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность
Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
В настоящее время реализуется государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы.
Цель программы – качество образования, которое характеризуется cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Для достижения этой цели в настоящее время имеются следующие организационные условия:
1. Приняты политические решения и осуществляется их организационная и финансовая поддержка (например, запущен национальный проект «Образование»);
2. Введены ФГОС (в т.ч. дошкольного образования), в которых отражены основные тенденции развития образования в мире;
3. Создана инфраструктура оценки качества образования на различных уровнях;
4. Имеется объективная информация о качестве общего образования в России в сравнении с международными стандартами.
В настоящее время изменился запрос на качество общего образования: приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.
Напоминаем, что в соответствии с №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование относится к системе общего образования, поэтому формирование функциональной грамотности детей должно начинаться уже в дошкольном возрасте.
Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
Функциональная грамотность. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. [Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].
Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности.
Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способностью строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
[Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. 16–17].
Таким образом, функциональная грамотность – это способность человека к решению максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
В рамках международных исследований сформированности функциональной грамотности школьников (обычно 15-летних детей) оцениваются:
- читательская грамотность,
- математическая грамотность,
- естественно-научная грамотность,
- финансовая грамотность,
- глобальная компетенция (основы),
- креативное мышление.
Однако перечень видов функциональной грамотности значительно шире:
- грамотность в чтении и письме,
- грамотность в естественных науках,
- математическая грамотность,
- компьютерная грамотность,
- грамотность в вопросах семейной жизни,
- грамотность в вопросах здоровья,
- юридическая грамотность,
- финансовая грамотность и др.
Нужно помнить, что владение человеком совокупностью различных видов функциональной грамотности должно обеспечить ему готовность к решению проблем и задач, с которыми он будет сталкиваться в повседневной жизни.
Функциональная грамотность должна быть знакома детям уже в 6-7 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322214-1615883889.jpg)
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/28/picture-1007252-1519799524.jpg)
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/13/picture-1304164-1610524180.jpg)
Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...
«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/18/picture-1393923-1647555364.jpg)
«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391366-1390759601.jpg)
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...