Методические разработки
методическая разработка (младшая группа)

Бураншина Аида Рамилевна

Методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_mladshey_gruppy_no6.docx460.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

Второй младшей  группы № 6

общеразвивающей направленности

Муниципального Автономного Дошкольного Образовательного Учреждения

Детский сад «Березка »

Бураншина Аида Рамилевна – воспитатель.

г. Когалым, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка        3
  1. Принципы и подходы к формированию программы        4
  2. Психолого-педагогические и индивидуальные особенности развития

детей        4

  1. Паспорт группы…        5
  2. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте…        5
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям        6
  2. Развитие игровой деятельности        21
  3. Содержание образовательной работы по видам деятельности        22
  4. Система работы с родителями воспитанников        25
  5. Взаимодействие специалистов, осуществляющих работу в группе        27
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы.        22
  2. Режим дня…        23
  3. Учебно-методическое обеспечение группы        24

                ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                     37

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа второй младшей  группы раннего возраста разработана воспитателями МАДОУ «Цветик –семицветик» Бураншиной Аидой Рамилевной и Литвиненко Валерией Евгеньевной.

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Цветик-семицветик»( г. Когалым ХМАО- Югра)  и  предназначена для детей 3 - 4 лет (вторая группа раннего возраста) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию основной образовательной программы МАДОУ «Цветик-семицветик».

Рабочая программа второй группы раннего возраста МАДОУ «Цветик - семицветик» разработана  в соответствии с ФГОС (далее программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

В основе разработки программы:

-Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. №273-ФЗ

-Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС.

-Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»действует с 01.01.2014г.

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Программа включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.

3

1.1.        Принципы и подходы к формированию образовательной программы

  • основе реализации основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО, который предполагает:

  • полноценное проживание ребѐнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития

  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарѐнных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником

(субъектом) образовательных отношений;

  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • учѐт этнокультурной ситуации развития детей.

Образовательная программа дошкольного образования строится на основании следующих принципов:

  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;

  1. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы

должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

  1. Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса;

  1. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

  1. Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

  1. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

  1. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

4

8.Принцип  решения  программных  образовательных  задач  в  совместной  деятельности  взрослого  и

детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  1. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

1.2. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Возрастная характеристика, контингента детей 3-4 лет.

Образовательная область «Физическое развитие»

3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание,

действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д.

  • 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).

Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. 3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой). 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками.

У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте с взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.

5

Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»).

Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво,

кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.

  • развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов

  • быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х

предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов.

6

4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательной для него деятельностью в течение 5 минут.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

  • музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.

7

1.3. Паспорт группы

Группа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, в условиях 12-часового пребывания детей; в группе осуществляется образовательный процесс с учетом региональных и климатогеографических особенностей Крайнего Севера.

Группу посещают 23ребенка : 14 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей от 3 до 4 лет. Все дети относятся ко второй группе здоровья, детей с ограниченными возможностями здоровья -  0. Основной контингент группы 100% - дети из полных семей.

Список детей:

1.Абдеев Клим

2.Банников Филипп

3.Володин Давид

4.Вагапов Давид

5.Галаветдинов Арслан

6.Галиев Эмиль

7.Гатауллин Эмир

8.Григорьев Богдан

9.Гордич Иван

10.Горин Савелий

11.Драчева Ева

12.Захария Алена

13.Елизарова Ульяна

14.Морозов Кирилл

15. Муталлимов Магомед

16.Малаева Аделя

17.Масаидов Сабир

18.Новоковская Ева

19.Овчарова Арина

20.Панасенко Анна

21.Хужин Марк

22.Шарафутдинова Лиана

23.Шарафутдинова Милана

8

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

  • целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  1. ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

  1. использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

  1. владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

  1. стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  2. проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

  1. проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

  1. у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

9

2.Содержательный раздел образовательной программы дошкольного образования.

2.1.Образовательная область «Физическое развитие»

Цель: гармоничное физическое развитие и формирование основ здорового образа жизни

Примерная модель двигательного режима в МАДОУ «Цветик – семицветик»

№ п/п

Формы организации

Особенности организации

Ежедневно на открытом воздухе

1.

Утренняя гимнастика

или в зале, длительность

согласно расписания.

2.

Двигательная разминка во время перерыва между

Ежедневно

Занятиями

3.

Динамические паузы во время организованной

Ежедневно

образовательной деятельности

4.

Подвижные игры и физические упражнения на

Ежедневно

Прогулке

5.

Индивидуальная работа по развитию движений на

Ежедневно

Прогулке

6.

Прогулки

Ежедневно

7.

Гимнастика после дневного сна в сочетании

Ежедневно

закаливающими процедурами

8.

ООД по физической культуре /бассейн

3 раза в неделю, согласно

расписанию по ООД

9.

Самостоятельная двигательная деятельность под

Ежедневно

руководством воспитателя

10.

Физкультурный досуг

2  раза в год

11.

Физкультурно - спортивные праздники

1 раз в год

Участие родителей (законных представителей) в

Во время проведения

физкультурно-

12.

мероприятий по образовательной

оздоровительных, массовых мероприятиях детского

области «Физическое развитие»

сада

Здоровьесберегающие технологии, используемые в МАДОУ «Цветик – семицветик» Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение здоровья

и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

№ п/п

Виды

Особенности организации

1.

Закаливание – «Рижский метод закаливания»

Все группы

Профилактические

2.

Витаминотерапия

2 раза в год (осень, весна)

3.

Употребление фитонцидов (лук, чеснок)

Осенне-зимний период

4.

Полоскание рта после еды

Ежедневно

Медицинские

5.

Мониторинг здоровья воспитанников

В течение года

6.

Плановые медицинские осмотры

2 раза в год

7.

Антропометрические измерения

2 раза в год

8.

Профилактические прививки

По возрасту

9.

Обеззараживание воздуха при помощи

Согласно графика

облучателей воздуха

10.

Организация и контроль питания детей

Ежедневно

Физкультурно – оздоровительные

11

Корригирующие упражнения (улучшение осанки,

Ежедневно

плоскостопие)

12.

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно

13.

Психотерапия

Согласно расписания занятий

педагога – психолога

14.

Динамические часы и паузы

Еженедельно

Образовательные

15.

Образовательная деятельность из серии «Уроки

По расписанию

здоровья»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение

детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Задачи социально  коммуникативного развития

  1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая

моральные и нравственные ценности

  1. Становление самостоятельности,

целенаправленности и

саморегуляции

  1. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к

своей семье и к сообществу детей и

взрослых в ДОУ

.

  1. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


  1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

  1. Развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

  1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

  1. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Основные направления реализации образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»

Развитие игровой деятельности детей с        Формирование основ безопасного

целью освоения различных социальных        поведения в быту, социуме, природе

ролей

Трудовое воспитание

Патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста.

Игровая деятельность.

Структурные элементы игры

Сюжет игры (сфера деятельности,

Роль (игровая позиция, в

которая воспроизводится детьми,

которой ребенок отождествляет

отражение определённых

себя с каким – либо персонажем

действий, событий из жизни и

сюжета и действует в

Деятельности

соответствии с представлениями

о данном персонаже

Содержание игры

Ролевое (игровое) действие

Игровая (воображаемая) ситуация

Ролевое (игровое)

Взаимодействие

Замысел

Правило

Сюжетная самодеятельная игра

как деятельность предъявляет к ребенку ряд

требований, способствующих формированию психических новообразований:

действие        в        воображаемом        плане        способствует        развитию        символической        функции

мышления;

наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений;

игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться;

необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Цели:

1.Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

  1. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

формирование представлений об опасных для человека и окружающего  мира природы

ситуациях и способах поведения в них;

приобщение        к        правилам        безопасного        для        человека        и        окружающего        мира        природы

поведения;

передачу        детям        знаний        о        правилах        безопасности        дорожного        движения        в        качестве

пешехода и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для

человека и окружающего мира природы ситуациям.

Основные направления работы по

основам безопасности жизнедеятельности

Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилахбезопасного поведения;

Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

3-4 года:

формировать первичные представления об основных источниках опасности в быту (горячая вода, огонь, острые предметы и др.)

формировать первичные представления об основных источниках опасности на улице (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть

рядом со взрослым, при переходе улице держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально – художественной, трудовой)

формировать первичные представления об основных источниках опасности в природе (незнакомые животные, водоемы)

Развитие трудовой деятельности.

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи трудовой деятельности

1.Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своейдеятельности, проявлять нравственные качества..

2. Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности).

3.Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. (Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности).

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития

1. Овладение речью

2. Обогащение

как средством

активного словаря.

общения и культуры

4. Развитие речевого

3. Развитие связной,

грамматически

творчества.

правильной диалоговой и

монологической речи.

5.Знакомство с книжной

6.Формирование звуковой

культурой, детской

аналитико-синтенической

литературой, понимание на

активности как

слух текстов различных

предпосылки обучения

жанров детской литературы.

грамоте.

  1. Развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха


Развитие элементарных математических представление.

Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Развивающие задачи ФЭМП

1.Формировать представление о числе.

2.Формировать геометрические представления.

3.Развивать сенсорные возможности.

4.Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях).

5.Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин

6.Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин.

7.Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии  предпосылки творческого продуктивного мышления.

Реализация содержания образовательной области «Познавательное развитие»

3-4 года

Задачи и содержание

Формы

Примерный объем

Формы работы

организации

работы

(в неделю)

детей

Организованная образовательная деятельность

Развитие сенсорной

-С/р игры

Групповая

15 мин., а также в рамках

культуры

-Рассматривание

Подгрупповая

реализации других

Развитие познавательно-

-Наблюдение

Индивидуальная

образовательных модулей

исследовательской и

-Игра-

(в пределах примерного

продуктивной

экспериментирование

времени, с

(конструктивной)

-Исследовательская

использованием форм и

деятельности

методов работы, а также

деятельность

Формирование

форм организации детей,

-Конструирование

элементарных

определенных для

-Развивающие игры

математических

каждого конкретного

-Экскурсия

представлений

образовательного модуля).

Формирование целостной

картины мира,

расширение кругозора

детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие сенсорной

-С/р игры

Групповая

15 мин.

культуры

-Рассматривание

Подгрупповая

Развитие познавательно-

-Наблюдение

Индивидуальная

исследовательской и

-Игра-

продуктивной

экспериментирование

(конструктивной)

-Исследовательская

деятельности

деятельность

Формирование

элементарных

-Конструирование

математических

-Развивающие игры

представлений

-Экскурсия

Формирование целостной

-Ситуативный

картины мира,

разговор

расширение кругозора

-Рассказ

детей

Самостоятельная деятельность детей

Развитие сенсорной

-С/р игры

Подгрупповая

культуры

-Рассматривание

Индивидуальная

Развитие познавательно-

-Игра-

исследовательской и

экспериментирование

продуктивной

-Исследовательская

(конструктивной)

деятельность

деятельности

-Конструирование

Формирование

-Развивающие игры

элементарных

математических

представлений

Формы взаимодействия

  • семьями воспитанников по образовательной области «Познавательное развитие»

  1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах:

 Чему мы научимся? (Чему научились?),

 Наши достижения,

 Познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ,

 Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)

 Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников,

  1. Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат.

  1. Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.

  1. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребёнка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.

  1. Открытые мероприятия с детьми для родителей.

  1. Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.

  1. Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей.

  1. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.).

  1. Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников.

  1. Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Семья и спорт», «Я живу в городе Когалыме», «Как мы отдыхаем» и др.

  1. Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «На пороге Новый год» и т.п.

  1. Проведение встреч с родителями с целью знакомства с профессиями, формирования уважительного отношения к людям труда.

  1. Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.

  1. Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов, пуговиц и др. предметов для познавательно-творческой работы.

15.Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.

16.Провеление открытой игровой деятельности на родительских собраниях в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи

17.Совместные выставки игр-самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности в детских играх.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении..

Задачи:

  1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

  1. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

  1. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

  1. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

  1. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

  1. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:

1) Эстетическое восприятие мира природы:

 Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

  Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

 Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

  Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

  1. Эстетическое восприятие социального мира:

Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

Формировать интерес к окружающим предметам.

Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

  1. Художественное восприятие произведений искусства:

Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

Дать элементарные представления об архитектуре.

Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

7

Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

  1. Художественно-изобразительная деятельность:

Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

Развивать воображение, творческие способности.

Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте

  1. Эстетическое восприятие мира природы:

Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой

Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы

экологической культуры

Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения,

передавать его облик, характер, настроение

  1. Эстетическое восприятие социального мира:

Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях

Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей

Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира

Формировать знания о Родине, Москве

Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов

Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение

Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире

Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки

  1. Художественное восприятие произведений искусства

Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства,

всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес

Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства

Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства

Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки,

события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д.

Развивать представления детей об архитектуре

Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма

Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи Содействовать эмоциональному общению

  1. Художественно-изобразительная деятельность

 Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности

Развивать эстетические чувства

Учить создавать художественный образ

8

Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать

Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события

 Развивать художественное творчество детей

Учить передавать животных, человека в движении

Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные

Художественно-изобразительная деятельность

Принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  1. Эстетизация предметно-развивающей среды и быта в целом.

  1. Культурное обогащение (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.

  1. Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

  1. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.

  1. Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).

  1. Обогащение сенсорно-чувственного опыта.

  1. Организация тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

  1. Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.

  1. Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Музыкальное развитие.

цели: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи :

1.развитие музыкально-художественной деятельности.

2.прилбщение к музыкальному искусству.

3.развитие изображения и творческой активности.

Методы музыкального развития:

  1. Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений.
  2. Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах.

  1. Словесно-слуховой: пение.
  2. Слуховой: слушание музыки.

  1. Игровой: музыкальные игры.
  2. Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.

Содержание работы: «Слушание»

 ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса; развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Содержание работы: «Пение»

 формирование у детей певческих умений и навыков;

обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

 развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;  развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Содержание раздела «Музыкально-ритмические движения»

 развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

обучение        детей        музыкально-ритмическим        умениям        и        навыкам        через        игры,        пляски        и

упражнения;

развитие художественно-творческих способностей.

Содержание работы: «Игра на детских музыкальных инструментах»

совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность,

усидчивость;

развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального

вкуса;

знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них; развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Технология по программе «Социокультурные истоки» (от 3 до 7 лет).

Описание образовательной деятельности по технологии представлено в разделе программы «Социокультурные истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук)

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Формы работы с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Образовательные

Формы и методы

Средства

Технология

области

игровые

упражнения,

игрушки,

-здоровьесберегающие

совместная

с

дидактический

технологии

воспитателем игра, чтение

материал,

книги

для

-проектная технология

худ.

литературы,

детского чтения, в том

- игровая технология

Социально-

обсуждение,

разучивание

числе

аудиокниги,

-технология

стихотворений,

беседа,

настольные

игры,

исследовательской

коммуникативное

наблюдение,

праздник,

игры

на

развитие

деятельности

развитие

совместная

со

сенсорных

- ИКТ

сверстниками

игра

представлений,

(парная, в малой группе),

иллюстративный

рассматривание,

материал,

индивидуальная игра

оборудование

и

сюжетная

игра,

материалы для лепки,

рассматривание

аппликации,

сюжетных  и

предметных

рисования

и

картинок,

наблюдение,

конструирования,

в

Познавательное

игра-

том

числе

развитие

экспериментирование,

строительный

развивающая игра, чтение

материал,

худ.

литературы,

конструкторы,

мультимедийные

природный

и

презентации

бросовый

материал,

рассматривание,

детские

музыкальные

обследование

предметов,

инструменты,

игровая

ситуация,

дидактический

дидактическая

игра,

материал и др.

рассматривание  картинок,

Речевое развитие

серии  картинок  -

чтение

худ.

литературы,

театрализованные

игры,

подвижная

хороводная

игра,сюжетнаяигра,

ситуация общения

Художественно-

продуктивная

нетрадиционные

техники

деятельность

(рисование,

изобразительной

деятельности

эстетическое

лепка,

аппликация),

(рисование

пальцами,

развитие

рассматривание

ладошками, оттиск, печать)

28

эстетически

привлекательных

предметов,

произведений

книжной

графики,

иллюстраций,

малых

скульптурных

форм,

конструирование,

слушание музыки

-экспериментирование  со

звуками,

музыкально-

дидактические

игры,

танцы,  совместное  пение,

слушание

музыки,

сопровождающей

проведение

режимных

моментов,

музыкальная

подвижная  игра-игра  на

музыкальных

инструментах

игровая

беседа

с

Оборудование

для

здоровьесберегающие

элементами

движений,

ходьбы,

бега,

технологии

Физическое

малоподвижная,

ползания,

лазания,

развитие

хороводная,

подвижная

прыгания,

мячи

игра,

физические

разного диаметра

упражнения

Формы работы с дошкольниками (от 3 до 7 лет)

ОО

Формы и методы

Средства

Технологии

Создание  ситуаций:

педагогических,

-  атрибуты  к  сюжетно-

-здоровьесберегающие

морального выбора.

ролевым играм,

технологии

Беседы

социально-нравственного

-

атрибуты

к

- проектная технология

Социально-коммуникативное

развитие

содержания,

специальные

рассказы

театрализованным

- игровая технология

воспитателя

детям

об

интересных

играм,

-технология

фактах

и

событиях,

о

выходе

из

- оборудования для труда

исследовательской

трудных

житейских

ситуаций,

в природе, хозяйственно-

деятельности

ситуативные разговоры с детьми.

бытового

труда,

- "ТРИЗ"

Игры: дидактические,

дидактические с

дежурства,

- Лэпбук

элементами

движения,

сюжетно-

- иллюстрации, альбомы,

- ИКТ и др.

ролевые,   подвижные,   музыкальные,

-

художественная

хороводные,  театрализованные,  игры-

литература,

драматизации,

игры

на

прогулке,

-

мультимедийные

подвижные

игры

имитационного

презентации

характера.

Составление и отгадывание загадок

Труд

Дежурство

Поручение

Задания

Реализация проектов

Речевоеразвитие

Чтение

и

обсуждение  программных

-

художественная

произведений  разных

жанров,

чтение,

литература,

рассматривание

и

обсуждение

- видеотека,

познавательных

и

художественных

-

сюжетные

и

книг,

предметные картинки,

29

детских

иллюстрированных

-

мультимедийные

энциклопедий

презентации,

Рассматривание

и

обсуждение

- энциклопедии,

предметных   и   сюжетных   картинок,

- дидактические игры,

иллюстраций  к  знакомым  сказкам  и

-   атрибуты   для   игр-

потешкам,

игрушек,

эстетически

драматизаций

привлекательных предметов  (растений,

предметов  быта  и  пр.),  произведений

искусства   (народного,   декоративно-

прикладного,

изобразительного,

книжной  графики  и  пр.),  обсуждение

средств выразительности.

Просмотр        и        обсуждение

мультфильмов,        видеофильмов,

телепередач.

Викторины, сочинение загадок.

Инсценирование        и        драматизация

отрывков        из        сказок,        разучивание

стихотворений, развитие артистических

способностей        в        подвижных        играх

имитационного характера.

Наблюдение

-

оборудованиедля

Экскурсия

проведения

опытно-

Решение проблемных ситуаций

экспериментальной

развитие

Викторины

деятельности,

Экспериментирование

- картотека опытов,

Коллекционирование

-

мультимедийные

Моделирование (конструирование)

презентации,

Познавательное

Реализация проектов

- видеотека,

Игры  с  правилами  (дидактические,

- дидактические игры,

развивающие)

- развивающие игры,

- логические игры,

- блоки Дьенеша,

- палочки Кюизенера,

- кубики Никитина,

- головоломки,

- коллекции,

- энциклопедии

Слушание  и  обсуждение  народной,

- фонотека,

- проектная технология

классической,

детской

музыки,

-

музыкальные

- игровая технология.

дидактические   игры,   связанные   с

инструменты,

-нетрадиционные  техники

восприятием музыки.

- костюмы,

изобразительной

Исполнение

(пение,

танцы,

-оборудование

для

деятельности

(рисование

подыгрывание,

инсценирование

и

музыкально-

пальцами,

ладошками,

драматизация).

дидактических игр,

набрызг и др.)

Пение  совместное  пение,  упражнения

-оборудование

и

- ИКТ

на   развитие   голосового    аппарата,

материалы

для

развитие

артикуляции, певческого голоса, беседы

художественно-

по   содержанию   песни   (ответы   на

продуктивной

вопросы),  драматизация  песен.  Танцы

деятельности:

краски,

показвзрослым

танцевальных

и

кисти,

бумага,

плясовых

музыкально-ритмических

пластилин,  ножницы  и

30

движений,  показ  ребенком  плясовых

др.,

движений, совместные действия детей,

-произведения

совместное   составление

плясок   под

декоративно-

народные мелодии, хороводы.

прикладного искусства,

Подыгрывание

на

музыкальных

- предметы искусства,

инструментах,

оркестр

детских

-репродукции

картин

музыкальных инструментов;

художников, альбомы,

Импровизация

-

мультимедийные

Подвижные

игры

с

музыкальным

презентации

сопровождением

(хороводные,

народные и др.)

Музыкально-дидактические игры

Мастерские

по

изготовлению

продуктов

детского

творчества:

рисование,

лепка,

аппликация,

художественный  труд,  по  замыслу,  на

темы  народных  потешек,  по  мотивам

знакомых  стихов  и  сказок,  на  тему

прочитанного

или

просмотренного

произведения;

рисование

иллюстраций

  • художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных;

творческиезадания,рисование

иллюстрацийкпрослушанным

музыкальным произведениям, изготовление атрибутов для игр, украшений для праздников, сувениров и др.

Реализация творческих проектов

Физкультурная

НОД:

игровая,

-

спортивное

- круговая тренировка

сюжетная, тематическая (с одним видом

оборудование

(мячи,

-здоровьесберегающие

физических

упражнений),

комплексная

гимнастические

палки,

технологии

элементами

развития

речи,

скамейки,

кегли,

- фитнес-технологии

развитие

математики,

конструирования),

скакалки, стойки, маты и

- детский флешмоб

Игры

и   упражнения

под

тексты

-

оборудование

для

контрольно-диагностическая,учебно-

др.),

Физическое

тренирующего характера.

- тренажеры,

стихотворений,    потешек,    народных

спортивных игр,

песенок,авторских    стихотворений,

- лыжи,

считалок.

-

атрибуты

для

Ритмическая   гимнастика,   игры   и

подвижных игр

упражнения под музыку.

Игровые

беседы

с

элементами

движений.

Подвижные игры, игры-эстафеты

Физминутки

Содержание образовательной деятельности в группах от 3 до 7 лет

Основные

направления

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

развития

Социально-

Ситуативные

беседы

при

Индивидуальные,

коллективные,

коммуникативное

проведении  режимных  моментов;

совместные

игры,

все

виды

31

развитие трудовых навыков через

самостоятельной

деятельности,

поручения  и  задания,  дежурства,

предполагающей

общение

со

самообслуживание;

помощь

сверстниками

взрослым;участиедетейв

расстановке и уборке инвентаря и

оборудования   для   занятий,   в

построении

конструкций

для

подвижных игр и упражнений (из

мягких

блоков,

спортивного

оборудования);

формирование

навыков

безопасного

поведения

при

проведении

режимных

моментов; сюжетно-ролевые игры

Проектирование и макетирование,

Самостоятельное

раскрашивание

познавательно-исследовательская

«умных

раскрасок»,

развивающие

Познавательное

деятельность,

наблюдения

на

настольно-печатные   игры,

игры

на

прогулке,

дидактические

и

прогулке,  дидактические  игры  и  т.п.,

развивающие

игры,

конструирование

конструирование; экскурсии

Свободные  диалоги  с  детьми  в

Самостоятельное

чтение

детьми

играх,

наблюдениях,

при

коротких

стихотворений,

восприятии картин, иллюстраций,

самостоятельные

игры

по

мотивам

мультфильмов,

ситуативные

художественных

произведений,

Речевое

разговоры  с  детьми,  чтение  и

самостоятельная работа в уголке книги,

обсуждение  книг,

дидактические

в   уголке   театра,   сюжетно-ролевые

игры,

игры-драматизации;

игры, рассматривание книг и картинок

театрализация

сказок,

посещение

выставок,

моделирование речевых

ситуаций; сочинительство

Использование

музыки

в

Самостоятельная

художественно-

повседневной жизни детей, в игре,

продуктивная деятельность (рисование,

  • досуговой   деятельности,   на   лепка,   аппликация),   рассматривание

прогулке, в изобразительной репродукций картин, иллюстраций, деятельности, при проведении музицирование, пение, танцы, игра на

утренней

гимнастики,

детских

музыкальных

инструментах

привлечение  внимания

детей

к

слушание музыки

Художественно-

разнообразным

звукам

в

окружающем мире, к оформлению

эстетическое

помещения,

привлекательности

оборудования,  красоте  и  чистоте

окружающих

помещений,

предметов,

игрушек;

дидактические   игры;   конкурсы,

фестивали;  походы  на  выставки;

праздники и развлечения; участие

в выставках

Комплексы

закаливающих

Самостоятельные

подвижные,

процедур

(оздоровительные

малоподвижные игры, игры на свежем

прогулки,  мытье  рук  прохладной

воздухе,

спортивные  игры  и  занятия

Физическое

водой   перед

каждым

приемом

(катание на санках, лыжах) и пр.

пищи, полоскание рта после еды,

воздушные ванны, ходьба босиком

по  «дорожкам  здоровья»  после

сна,  растирание  сухой

варежкой,

32

контрастные        ножные        ванны),

утренняя гимнастика, упражнения

и        подвижные        игры        разной

подвижности;        дыхательная

гимнастика,  гимнастика  для глаз,

хороводные,        малоподвижные

игры,        спортивные        досуги,

праздники        и        развлечения,

соревнования

Игровая деятельность как средство реализации технологии по программе «Социокультурные истоки»,

реализуемой в части, формируемой участниками образовательных отношений

Группа младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)

№ п/п

Тема занятия

Название игры

Вид игры

Содержание игры

«Называние

своего

имени

1.

Любимое имя

Речевая игра

"Назови свое имя»

новой   игрушке,

игровому

персонажу"

Выполнение

игровых

действий

в

соответствии

с

2.

Доброе слово

Сюжетно-

«У

нас

в

гостях

заданной

темой

(дети

дидактическая

кукла Катя»

встречают

куклу,

угощают

чаем, поют для нее песенки,

читают стихи).

Сюжетно-

«Уложи

свою

Выполнение

игровых

3.

Ласковая песня

любимую

куклу

действий

в

соответствии

с

дидактическая

спать»

заданной темой

Праздничная

Игровое

«В

лесу

родилась

Выполнение

игровых

4.

действий

в

соответствии

с

песня

инсценирование

елочка»

текстом песен

Выполнение

игровых

действий

в

соответствии

с

Любимый

Сюжетно-

задуманной

темой

игры,

5.

«Поможем маме»

выражение своего отношения

образ

дидактическая

к  маме  через  принятую  на

себя роль (постираем, сварим

обед, приберемся в комнате)

Дети

«гуляют»

при

6.

Образ света

Подвижная

«Солнышко

и

солнечной

погоде,

дождик»

«прячутся» под зонт от дождя

при появлении туч

«Наседка

и

«Цыплята» гуляют по двору,

7.

Святой образ

Подвижная

по сигналу: «Коршун летит»,

цыплята»

прячутся под крылья наседки.

Инсценирование  действий

в

соответствии

с

текстом

8.

Добрая книга

Игра-драматизация

«Репка»

сказки

эмоциональные

проживание

содержания

текста детьми

Угадывание

название

книги

9.

Любимая книга

Дидактическая игра

«Угадай название»

по   иллюстрации,

обложке,

отрывку,

загадке,

зачину,

Образовательная деятельность по профессиональной

коррекции нарушений развития детей

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие становится сегодня неотъемлемой целью деятельности нашего образовательного учреждения. Само понятие качества образования мы связываем с такими категориями как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение.

  • МАДОУ «Цветик – семицветик» дети с ограниченными возможностями здоровья посещают группы общеразвивающей направленности. Помощь и поддержку таким воспитанникам оказывают: педагоги, учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники. Содержание деятельности по профессиональной коррекции для воспитанников с нарушением в речевом развитии и задержкой психического развития представлена в примерной

АОПДО.

Данная ОПДО не предназначена для воспитанников, нуждающихся в профессиональной коррекции нарушений развития, т.е. для воспитанников с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО, направленного на своевременное выявление и оказание помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении ОПДО ДОО Деятельность педагогов и специалистов ориентирована:

  • на работу, направленную на всестороннюю диагностику воспитанников, с целью построения индивидуализации образовательного процесса;
  • на обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
  • сопровождение детей в кризисные периоды адаптации;

  • оказание квалифицированной помощи педагогам и родителям в решении проблем воспитанников.

Система работы педагога-психолога

Цель работы педагога-психолога: сохранение и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи:

  • сохранять психологическое здоровье детей;

  • диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений

  • разработать и реализовать индивидуальные и групповые психокоррекционные программы;

  • организовать консультационную работу с родителями и педагогами;

  • разработать и реализовать программы просветительской работы; повышать психолого-педагогическую культуру взрослых;
  • организовать психологическое сопровождение детей в период адаптации;

  • организовать психологическое сопровождение детей подготовительной к школе группы: подготовка к школе, мониторинг развития;

  • участвовать в работе психолого-медико-педагогического консилиума.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие

конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущей целью взаимодействия МБДОУ с семьей является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Программа направлена на взаимодействие с семьей для осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

В связи с этим основными задачами взаимодействия МБДОУ с семьей являются:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития важных личностных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействие с взрослыми сверстниками и др.), а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

-информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

  • создание в МБДОУ условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;

  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе, округе;

  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

  1. Организационный раздел образовательной программы

3.1.        Материально – техническое обеспечение Программы

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

Развивающая предметно – пространственная среда построена на следующих принципах:

  1. насыщенность;

  1. трансформируемость;

  1. полифункциональность;
  2. вариативной;

  1. доступность;
  2. безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использоватьразличные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования

Развивающая предметно-пространственная среда в группах

Расширение

познавательного

«Уголок природы»

опыта,   его   использование   в

Календарьприроды(2мл,

трудовой деятельности

средняя,    старшая,    подготовительная

группа);

 Комнатные

растения

в

соответствии

с

возрастными

рекомендациями;

Сезонный материал;

Стенд

со

сменяющимся

материалом на экологическую тематику;

Макеты;

Литература

природоведческого

содержания, набор картинок, альбомы;

Обучающие

и    дидактические

игры по экологии;

Инвентарь

для

трудовой

деятельности

«Уголок

Расширение

познавательного

Дидактический

материал

по

развивающих игр»

сенсорного опыта детей

сенсорному воспитанию;

Настольно-печатные игры;

Дидактические игры;

Настольно-печатные игры;

Познавательный материал;

Материал

для

детского

экспериментирования

61

Центр

«Юный

Проживание,

преобразование

Напольный

строительный

строитель»

познавательного

опыта

в

материал;

продуктивной

деятельности.

Пластмассовые

конструкторы

Развитие

ручной

умелости,

(младшийвозраст-скрупными

творчества. Выработка позиции

деталями);

творца

Конструкторы  с металлическими

деталями- старший возраст;

Схемы и модели для всех видов

конструкторов – старший возраст;

Мягкие

строительно-

игровые

модули- младший возраст;

Транспортные игрушки;

Схемы,

иллюстрации

отдельных

построек    (мосты,    дома,    корабли,

самолёт и др.).

«Игровая зона»

Реализация

ребенком

Атрибутика

длясюжетно

-

полученных

и

имеющихся

ролевых

игр

по

возрасту

детей

знаний об окружающем мире в

(«Семья»,

«Больница»,

«Магазин»,

игре.  Накопление

жизненного

«Школа», «Парикмахерская», «Почта»,

опыта.

«Военные»,

«Космонавты»,

«Библиотека», «Ателье»)

Предметы- заместители.

«Книжный уголок»

Формирование

умения

Детская

художественная

самостоятельно

работать

с

литература  в  соответствии  с  возрастом

книгой.

детей;

Иллюстрации

по

темам

образовательной

деятельности

по

ознакомлению с окружающим миром и

ознакомлению

с

художественной

литературой;

Материалы

о

художниках

иллюстраторах;

Портреты

поэтов,

писателей

(старший возраст);

Тематические выставки

Развитие

творческих

«Театрализованный

способностей

ребенка,

Ширмы;

уголок»

стремление

проявить  себя

в

Элементы костюмов;

играх-драматизациях

Различные   виды   театров   (в

соответствии с возрастом);

Предметы декорации.

Уголок

Проживание,

преобразование

Бумага  разного  формата,  разной

«Изобразительной

познавательного

опыта

в

формы, разного тона;

деятельности»

продуктивной

деятельности.

Цветныекарандаши,краски,

Развитие

ручной

умелости,

кисти, тряпочки, пластилин (стеки, доски

творчества.

для лепки) по количеству детей в группе;

Ножницы

с

закругленными

концами,

клей,

клеенки,

тряпочки,

62

салфетки для аппликации;

Бросовый

материал(фольга,

фантики от конфет и др.);

Альбомы по видам искусства (по

программе и согласно возраста детей;

Альбомы- раскраски;

Наборыоткрыток,картинки,

книги   и   альбомы   с  иллюстрациями,

предметные картинки;

Предметы народно – прикладного

искусства.

Развитие

творческих

«Музыкальный

способностей

в

Детские

музыкальные

уголок»

самостоятельно-ритмической

инструменты;

деятельности

Портрет

композитора

(старший

возраст);

Музыкальный центр;

Набор аудиозаписей;

Музыкальные

игрушки

(озвученные, не озвученные);

Игрушки - самоделки;

Музыкально

-

дидактические

игры;

Музыкально

-

дидактические

пособия.

Пособия

и

игрушки

для

«Речевой уголок»

Закрепление и

выработки

направленной   воздушной

совершенствование речи

струи  (тренажеры,  «мыльные

пузыри»,

дошкольников

надувные игрушки;

Сюжетные

картинки

для

автоматизации

и

дифференциации

поставленных  звуков  в  предложения  и

рассказах;

Материал

для

звукового

и

слогового анализа слов, предложений.

Игры

для

совершенствования

грамматического строя речи;

«Алгоритмы»  и  схемы  описания

предметов  и  объектов;  мнемотаблицы

для   заучивания   стихов   и   пересказа

текстов;

Лото,  домино  и  другие  игры  по

изучаемым лексическим темам;

Настольно  –  печатные  игры  для

автоматизации

и

дифференциации

поставленных звуков.

3.3 Организация режима пребывания детей в ДОО

Воспитание и обучение в период дошкольного детства строится на основе уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению ребенком предъявляемых к нему окружающими людьми требований.

Режим работы МАДОУ «Цветик – семицветик»:

  • рабочая неделя – пятидневная;

  • длительность работы – 12 часов;

  • ежедневный график работы – с 07.00 до 19.00 часов.

Организация образовательного процесса включает в себя такие аспекты как: режим дня сетку организованной образовательной деятельности, реализацию основной образовательной программы (рабочая программа по образовательным направлениям, включающая в себя комплексно-тематическое планирование образовательных областей; календарное планирование, включающее в себя организованную образовательную деятельность и проведение образовательной деятельности в режимных моментах).

Выше перечисленные аспекты отражаются в двух периодах, так как процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным: учебный год (сентябрь-май), летний период (июнь-август), для которого предусмотрен режим дня на летний период.

Режим дня

(холодный период)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...