Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды
материал

Меринова Светлана Анатольевна

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды   оздоровительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 17 «Здоровячок» комбинированного вида.

Свою образовательную деятельность осуществляю в соответствии с ООП МБДОУ д\с № 17, составленной в соответствии с ФГОС ДО, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155, с учетом ПООП ДО и образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Развивающую предметно-пространственную среду в группе я обустроила с учетом возрастных особенностей детей (10 детей 4х возрастов: младший, средний, старший, подготовительный). Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Мебель соответствует росту и возрасту детей, каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Помещение группы соответствует требованиям пожарной безопасности.

Развивающая предметно – пространственная среда организована с учётом требований ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями по основным направлениям детской деятельности и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

 Произведено зонирование в соответствии с программой, имеются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Обеспечивается периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Созданы условия для самостоятельной трансформации пространства группы за счет различных составляющих предметной среды: детской мебели, ширм, деревянных каркасов, отрезов ткани.  

Одна из основных черт ребёнка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.

В связи с этим мною были созданы:

Центр по ПДД и ОБЖ. Центр по ОБЖ учит безопасности жизнедеятельности детей. Дидактический материал знакомит детей с опасными ситуациями, и учит их избегать. В центре дорожного движения – рассказывается о правилах поведения на дороге. Представлены различные машины, дорожные знаки, макеты улиц с перекрестками, светофором, макеты домов, игры по данной тематике.

Центр патриотического воспитания.  Для реализации задач части Программы ДОО, формируемой участниками образовательных отношений - формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Красноярского края разработала и использую в своей работе игры: «Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников», «Благородные поступки», «Вспомним сказку», «Придумай рассказ или сказку о своем городе», «Бумажные куклы в национальных костюмах», «Назови жилище людей», «Собери флаг», «Сложи герб из фрагментов», «Назови какой стране принадлежит флаг», «Заповедные места Крсноярского края», альбом «Достопримечательности нашего города» и т.д.

Центр развития речи включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбираю наглядные материалы для самостоятельного восприятия. Так же туда вошли: дидактические игры, сделанные своими руками; открытки, репродукции картин русских художников, энциклопедии, научная литература.

 Центр сюжетно-ролевой игры. Уделяю большое внимание созданию необходимых условий для развития детской игры. Так как группа разновозрастная, согласно паспорту игры (концепция Е.Кравцовой), учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей группы предусмотрела атрибуты для всех видов игр (для режиссерской, образной, сюжетно – ролевой, с правилами), подобрала приемы прямого или косвенного руководства игрой, разработала план развития игры, в соответствии с которым и выстраиваю свою работу. Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Почта», «Магазин» «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Моряки», «Мы - пожарные», «Солдаты» и т.п.

Центр музыкально - театральной деятельности, в котором подобраны разнообразные маски сказочных персонажей, пальчиковый театра, куклы бибабо, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, ширмы.

Центр математики и логики. «игротека»  имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы, различные дидактические игры: «Части суток и дни недели», «Построй по росту» и т.д. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  

Центр науки и экспериментирования включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, палочки для рыхления,  пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Центр опытно - экспериментальной деятельности. Центр экспериментирования постоянно пополняю различными материалами и оборудованием для исследовательской деятельности. Совместно с детьми и их родителями создала разнообразные коллекции: фантиков, тканей, камней, марок, морских обитателей, ключей, пуговиц, магнитов, ракушек, насекомых, грунт, камни, минералы, крупы, «Лаборатория растений» и т.д. Так же здесь находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Имеется картотека опытов и экспериментов.

Центр воды и песка. Организуя игры с песком и водой, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Дети любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности ребёнка. Для игр с песком я подобрала совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки.

Центр творчества. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым бросовым материалом для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.  Готовые работы ребята дарят родителям, используют в игре, украшают группу или участвуют с ними в различных конкурсах.

Так как дети являются активными участниками планирования своей деятельности в соответствии с предстоящим событием, в группе везде видны результаты, продукты их деятельности.

Центр экономики. Сюда вошли дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Карточная игра «Веселый город», «Лото «Играем в профессии», «Хочу! Надо!», «Магазин», «Открываем бутербродную, закупаем товар»; картотека игр по финансовой грамотности, экономические сказки для детей дошкольного возраста; коллекция копилок, коллекция денег, лэпбук «Финансы», подобрали художественную литературу по теме; изготовили пособие для сюжетно-ролевых игр: банкомат, сейф, пособия для дыхательной гимнастики с использованием денежных купюр различных стран.

 Оборудован центр для физического развития, который стимулирует физическую активную детей. Для него отведено пространство в раздевалке, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком,  разноцветные флажки, ленточки, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.

Для организации уголка уединения детей мы используем ширмы, ткань. Дети по своему усмотрению строят уголок уединения в пространстве группы.

Чтобы сформировать у детей умение планировать свою деятельность мы используем технологию детского планирования «Тайм – менеджмент» (автор Марианна Лукашенко) в виде настенного пособия «Умные часы», которые активизируют познавательную деятельность у детей, они совместно осуществляют планирование  деятельности (во время утреннего сбора).

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда группы имеет характер  открытой системы и обеспечивает эффективную организацию образовательной работы с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Аналитическая справка  развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС...

Аналитическая справка развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды младшей группы «Солнечные зайчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияд/с № 17«Здоровячок» комбиниров...

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы

Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей оздоровительной группы ...

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ № 25 г.Красноярска

Аналитическая справка  развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ № 25 г.Красноярска в соответствии с требованиями ФГОС ДО (безопасное, трансформируемое, полифункциональное обор...