Фольклор и фольклористика
статья (подготовительная группа)

Фольклор - поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_i_folkloristika.odt28.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Фольклор  и фольклористика.

           Фольклор (англ. folklore)-народное творчество, народная мудрость, народное знание, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

           Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.

            Науку изучающую фольклор называют-фольклористикой.

Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А.М. Горьким. В своем докладе советских писателей Горький говорил:

           «Я снова обращаю ваше внимание, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее — доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец,-Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, чорта и даже смерть.

            Фольклор — поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.

           В древние времена лес не только дарил славянам возможность выжить, добывать пропитание, построить прочное жилище, обогреть его огнем, но и наделял их особыми представлениями о своем происхождении. Охотничьи роды и племена верили в то, что их отдаленными предками были дикие животные, обладающие сверхъестественными магическими способностями. Таких животных считали великими божествами и поклонялись их священным изображениям, оберегавшим род.

            У славян, особенно у северных племен, были различные культы, посвященные животным. Так во время праздников и важных обрядов, посвященных волку, мужчины племени наряжались в волчьи шкуры. Зверь воспринимался пожирателем злых духов, недаром жрецы культа и даже простые воины из «волчьих» племен считались хорошими врачевателями.

          Имя могущественного покровителя было настолько священно, что его запрещалось произносить вслух. Поэтому волка обозначали эпитетом «лютый». Отсюда и название одного из славянских племен — лютичи.

          Женское начало всегда связанное с плодородием, в лесную эпоху олицетворяла богиня Олениха или Лосиха. В отличие от реальных самок оленей и лосей, богиня обладала рогами, что заставляет вспоминать о корове. Рога считались символом солнечных лучей, поэтому они были оберегом от темных сил и прикреплялись над входом в жилище.

             И охотники, и земледельцы почитали коня. Солнце они представляли в образе золотого коня, бегущего по небесам. Образ солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, украшенной коньком с одной или двумя конскими головами. Амулеты с изображением конской головы, а позднее просто подкова, считались солнечными символами и воспринимались как могучие обереги.

         Важнейшим божеством лесного пантеона древних славян был медведь, который в народном сознании воспринимался как могучий властелин леса. Истинное имя этого зверя навсегда утрачено, оно не произносилось вслух и, видимо, было известно только жрецам. Этим священным неизреченным именем скреплялись клятвы и договоры. В быту же охотники именовали своего бога медоедом, откуда и произошло название медведь. Древний корень бер, сохранившийся в слове берлога, т. е. Логово бера, звучит также, как и скандинавское boer, означающее бурый.

          Выполнением общеплеменных ритуальных действий, организацией ритуальных действий, святилищ и грандиозных княжеских курганов, соблюдением календарных сроков годичного обрядного цикла, пополнением мифологических и этических сказаний занимались люди специального жреческого сословия — волхвы, чародеи, облакогонители, ведуны, потворы и др.

             На первый план выдвинулся бог Род, которому отводилась роль главы пантеона, создателя Вселенной. Далее культ Рода распался на множество более мелких культов, из которых в конце концов самым важным стал культ Перуна — покровителя князя и его дружины, бога войны и сражений, мечущего молнии в своих противников. Известный поединок Перуна со змием представляет собой славянский вариант главного индоевропейского мифа о борьбе небесного всадника-богатыря с ползучим гадом.

         Сварог — хозяин неба, покровитель ремесел — на определенном этапе становления древней славянской религии играл важнейшую роль. Имя его носит общий для индоевропейских народов характер и связано с индийским словом сварога — небо. Со временем культ Сварога распался на культы его сыновей — Сварожича, бога огня, и Даждьбога, бога солнца. Поклонялись восточные славяне Велесу — богу скота и богатства, Стрибогу — богу ветров и бурь, Хорсу -богу, связанному с солнечным культом. Бог Ярило нес ответственность за произрастание хлебных злаков, Купала отвечал за созревание плодов, Суд ведал человеческими судьбами, Чур охранял межи между полями и всяческие границы.

           Были в славянском пантеоне и богини: Макошь — богиня собранного урожая и гаданий, Лада — хранительница домашнего очага и покровительница брака, Леля — богиня весеннего расцвета природы, Денница — олицетворение утренней звезды. Богини Карна и Желя олицетворяли важнейший для язычников похоронный обряд: отвечали за плач по умершему и огонь погребального костра — крады. Морена была богиней темных сил природы — зимы, холодов.

     В 980 году, для придания языческой религии общественно значимого характера, князь Владимир установил единый пантеон, обязательный для почитания всеми его подданными. В него вошли: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, и Макошь.

        Кроме персонажей высшей мифологии славяне населяли свой мир и менее значительными существами: русалками, лешими, водяными, домовыми, овинниками, банниками и целым сонмом других мелких божков и духов. Древние славяне свято верили в то, что окружающий мир населен духами, что лесная чаща, водоем, болото или поле являются местом обитания могущественных существ. Природный дух, как собственно и сама природа, мог быть по отношению к человеку и добрым и злым — все зависело только от умения правильно вести себя по отношению к природе.

           Леший или лешак, ляд, лесовик, гаркун — один из древнейших образов славянской мифологии и является чисто национальным персонажем и порожден народной фантазией по аналогии с греческими сатирами, римскими фавнами, немецкими лесными людьми. Это настоящий хозяин леса — косматый, рогатый, иногда зеленый, дух, обитающий в самых непроходимых чащах, возле болот. Обычно, желая доброй удачи, охотники оставляли лешему на пне первую подстреленную дичь. Леший может завести в гибельное место, а может и вывести заблудившегося путника из чащи. Леший исключительно сластолюбив, он особенно неравнодушен к молодым поселянкам, забредающим в его владения. Став женой лешего, женщина обретала исключительную плодовитость.

             Водяной или водовик, водяной дедушка, речной барин и даже царь — наиболее известный дух природы, который имеет силу и богатство и внушает страх. Он злобен, хитер и злопамятен, всегда старается помешать спасти утопающего. Он имеет длинную зеленную бороду и сам покрыт волосами. Очень интересны версии происхождения водяного. По некоторым русским поверьям, водяные, как и лешие, будучи духами водной стихии, возникли вместе с ней. После принятия христианства на Руси, более распространенной стала версия их происхождения от восставших против Бога ангелов. Господь низверг их на землю, где те из них, которые попали на сушу, превратились в леших, а попавшие в воду — водяных. Существует еще одна версия, утверждающая, что водяные ведут свое происхождение от детей, которых в раю стыдливый Адам спрятал от Бога. Распространенной является версия, согласно которой водяные произошли от «проклятых» людей, «заложных покойников», тела которых нередко сбрасывались в воды озер и омутов.

             Домовой или батюшка, додрожш, соседушка, кормилец, конюшник, хлевник и т. д. (около 46 наименований) — домашний дух, оберегает жилые и хозяйственные постройки, следит за порядком в доме, помогает хозяевам и даже предупреждает их о грядущих бедах. Говорит домовой редко, сообщая о будущем звуками (стуком), а если и пользуется речью, то она похожа на шелест листьев или завывание ветра. Есть предположение, что домовой заменил когда-то языческого бога Рода, или Чура, и сохранилось восклицание: «Чур, меня!» Духи женского пола — доможириха, доманя, кикимора — злой дух дома, шишимора. Мора — богиня смерти, наваждений, кикать — кричать, шуметь, шиш — нечистый дух. Увидеть кикимору — к несчастью. Выглядит как маленькая безобразная неопрятно одетая старушка со скверным характером. Любит безобразничать в доме, бить посуду, пугать детей, рассыпает крупу, выдергивает по ночам волосы у мужчин и выщипывает перья у птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Конспект сценария в старшей группе: «Спасение бабушки Фольклористики».

Закрепить знания детей о русском фольклоре; развивать знания о русских народных сказках; формировать умения выполнять действия в соответствии с последовательностью; воспитывать любовь к русскому фольк...