звуковая культура речи
занимательные факты
развитие звуковой культуры речи в доу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vyrazitelnosti_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста»
Современные дошкольные учреждения постоянно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Всё это возможно с помощью развития речи, развития свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи-диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Владение выразительностью речи приобрело в наши дни глобальное значение - это основа взаимопонимания, как отдельных людей, так и целых народов. Это социальный заказ общества. Серьезное внимание в контексте реализации программ нового поколения и решения задач коммуникативной компетентности уделяется активизации выразительности речи детей.
Наблюдения за работой педагогов нашего ДОУ подтвердил необходимость разработки проблемы выразительности речи различными средствами в двух взаимосвязанных направлениях: как проблемы эстетического и нравственного воспитания детей, как проблемы речевого образования.
О формировании выразительности речи у дошкольников
Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им. Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «… есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).
Что же это такое, интонационная выразительность речи?
Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
Мелодика – движение голоса по высоте
Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.
Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.
Фразовое ударение – выделение голосом группы слов.
Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия: Естественная выразительность повседневной детской речи. Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.
Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии. Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.
В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами:
Средним темпом. Ритмичностью. Умеренной силой. Средней высотой голоса.
Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро…
Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Начиная с младшего возраста, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона. В нашем саду учитываются все эти факторы.
В группе раннего возраста.
Способствовать развитию речи как средством общения, развитию артикулярного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
В младшей группе.
Продолжать помогать детям общаться, развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Средняя группа.
Развивать артикуляционный аппарат. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Старшая группа.
Отрабатывать интонационную выразительность речи. Учить связно, выразительно пересказывать небольшие сказки рассказы.
Подготовительная группа.
Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Теоретическая разминка.
Вопросы:
1. Какие виды речи вы знаете?
2. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
3. Что такое диалог?
4. С помощью чего можно передавать в речи свои чувства и настроение?
5. Что такое монолог?
6. Как назвать особенность речи, привлекающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, передающая чувства: радость, печаль, удивление и настроение.
7. Какие формы устного народного творчества могут помочь в развитии выразительности, образности речи дошкольников?
8. В каких видах деятельности детей осуществляется развитие речи?
9. Назовите типичные ошибки в речи педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...