НОД "Масленица" в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Таланова Елена Владимировна

НОД "Масленица" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_maslenitsa.odt14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Широкая Масленица»

Цель: Познакомить детей с историей, традициями, русского народа.

Задачи:

  • познакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;
  • познакомить с русским народным фольклором, используя заклички, хороводы;
  • воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

Материалы: блины (круги, вырезанные из бумаги желтого цвета); куколка «Масленица»; демонстрационные картинки с изображением куклы-масленицы, разрезанные на 6-8 частей; репродукции картин русских художников и картинки по теме занятия.

Ход непосредственно образовательной деятельности

- Какое сейчас время года (зима).

- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

- А знаете ли вы какой народный праздник мы отмечаем в феврале на этой неделе?

*Масленица

- А почему этот праздник так называется?

*предположения детей

- Масленица — это долгожданное прощание с зимой и весёлая встреча весны. Еще его называют «Проводы зимы». Масленица – самый веселый и поистине всеобщий народный праздник.
- Про Масленицу говорили «широкая масленица». Как вы думаете почему?

*этот праздник празднуют целую неделю

- А сколько дней в неделе? Как они называются?

- Каждый день на масленичной недели имеет свое название. Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. Вы мне его сейчас назовете, отгадав загадку.

На шесте стою, с высока гляжу.

Тело, руки, голова - всё из соломы у меня.

Обрядили, принесли,

А затем меня сожгли (чучело)

- Конечно, делали большую куклу – чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест.

*демонстрация куколки – масленицы в миниатюре и показ изображения

- Была еще традиция: в каждом доме делать маленькую тряпичную куколку с косой, одевать её в девичий наряд и усаживать на почетное место. Это была - домашняя Масленица. Если кто–то обижал женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

- В каждом селе чучело куклы было своё. А какие они были разные, вы полюбуетесь, собрав из частей их изображение.

*собери мозаику – куклу «Масленица»

- Сделав чучело - куклу, её с пением и шутками возили на санях по деревне. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки дети и ряжаные. Затем чучело-Масленицу ставили на снежной горе. А ребятишки, скатившись с горы, бегали по деревни и выкрикивали: «Приехала масленица! Приехала масленица».

- Собравшись группками, они обходили дворы, поздравляли хозяев с наступлением Масленицы и выпрашивали самое главное угощение на масленицу - блины:

Тин-тинка, подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

- А почему именно блины – главное угощение на Масленицу?

*ответы детей

- Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. А солнышко люди всячески призывали к себе на помощь в эти дни. В образе блина почитали будущий хлеб и блином как бы говорили солнцу: «Вот каким круглым, румяным, и горячим ты должно быть теперь! Ведь скоро сев! »

- А как вы думаете, почему праздник называется «Масленица»?

*всю неделю каждый день пеклись блины, которые обильно поливали маслом

- Родственники, друзья, соседи- все ходили друг к другу в гости, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

- Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один - называем просто … /блин/

Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/

Испекли для дочек – назовём … /блиночек/

Будет кушать их сынок - назовём тогда … /блинок/

Огромный, как домище назовём - … /блинище/

- Со второго дня – вторника - начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «заигрыши».

Вот и нам пришла пора поиграть.

Танец-игра «Ты катись, горячий блинчик»

Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:

Ты катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого горячий блинчик, тот

Сейчас станцует нам.

У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.

- Каждый день на масленичной недели проходили народные гулянья, игрища, потехи и забавы. Какие же развлечения придумал народ: дети катались со снежных гор на лыжах и санках, даже устраивали соревнования, чьи сани дальше улетят с горы, катались на каруселях и качелях, чтобы всё в будущем году было благополучно, бегали по деревне и пели песенки-заклички.

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна-красна,

Приди, весна, с радостью!

- Взрослые по деревне катались на украшенных нарядных тройках с бубенцами, перезвоном колокольчиков. В больших деревянных балаганах (уличных театрах) давали представления и концерты бродячие артисты во главе с Петрушкой. Народные гулянья не обходились без скоморохов, которые веселили людей. Они пели, играли на музыкальных инструментах, плясали, устраивали медвежьи потехи. Шуты и скоморохи смешили людей до слез, рассказывая всякие небылицы.

- Устраивались также состязания:

В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

- Строили снежные городки и ледяные крепости и брали их с боем. Играющие делились на две команды и одни пытались разрушить крепость, а другие оборонялись

Кириллов Иван. «Масленица. Кулачки»

- Молодые мужчины устраивали кулачные бои. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один».

- Не менее интересным было испытание ледяным столбом. Посреди деревни ставили высокий облитый водой столб. На него подвешивали ценные подарки, и все желающие могли попробовать влезть на столб и достать подарок.

- В воскресенье, в последний день праздника, «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. Её устанавливали в центре площади (а в деревне за околицей) и прощались с ней шутками; песнями, плясками, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Водили вокруг куклы - Масленицы хороводы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все невзгоды,
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть в огне сгорают
К солнцу улетают!

- Люди верили, что с сожженным чучелом из их жизни уходили все беды и невзгоды прошлого. Верили, что отправляют в костер все свои неприятности, а впереди их ждут лучшие дни.

- И последний день праздника назывался «прощеное воскресенье». Все люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды: «Прости меня, если я тебя обидел». И обнимаясь, слышали в ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю». Вот какие чудесные наши русские традиции.

- Мы с вами, ребята, тоже всю неделю будем водить хороводы, играть в снежки, кататься на санках, брать снежные крепости на прогулке, сжигать чучело и угощаться блинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...