Требование к развивающей среде.
консультация (младшая группа)

Колесова Анна Сергеевна

         «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

      Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»                                                      

                                                                                                         Е. И. Тихеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_zachet_po_pprs.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

Программа профессиональной переподготовки «Педагогика и методика ДО в условиях реализации ФГОС»

ЗАЧЕТ

Требования к развивающей среде в ДОУ с учетом ФГОС

                   

Группа: 20210825/520/24/мВДОО

Выполнила:

Колесова Анна Сергеевна

Омск 2021


Содержание

Введение………………………………………………………………………

Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС……….

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………..

Введение

         «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

      Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»                                                      

                                                                                                         Е. И. Тихеева.

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.

Для решения этих задач был принят новый закон  «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, введен новый Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).  ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов. Теперь образование в ДОУ рассматривается  как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.  На смену  пришла более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. Новая образовательная программа для ДОУ по ФГОС  нацелена на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.  ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. 

Понятие предметно-развивающая среда в ДОУ.

Подходы учёных к организации РППС

    Жан Жак Руссо (философ и педагог)  1712-1778гг.  -  одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

     Нелестен Френе (французский педагог)    1896-1966гг.

считал, что благодаря среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании

такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Само понятие «предметно – развивающая среда» было введено в лексику педагогов и дизайнеров после 1988 года, когда вышла Концепция дошкольного воспитания. В1990-егоды в работах В. А. Петровского, Л. М. Клариной, С. Л. Новоселовой поднимается вопрос обогащения предметно –развивающей среды, принципов организации такой среды.

(к.п.н. Академик РАЕН и Академии творческой педагогики)  1933-2005гг. “Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка”.

С позиций Стандарта дошкольного образования  развивающая образовательная среда дошкольной организации – это предметно-пространственная среда как часть образовательной среды и ключевой фактор перехода на ФГОС ДО.  

В дошкольной педагогике  под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

С позиций психологического контекста, по мнению  Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,  В. В. Давыдова,   Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

   Организация образовательной среды в условиях реализации ФГОС

При организации развивающей предметно-пространственной среды  необходимо учитывать:

  • гигиенические нормы площади на одного ребенка;
  • наличие физкультурного и музыкального залов;
  • наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
  • оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;
  • наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;
  • наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;
  • наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;  
  • наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.

Требования к  развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной организации (ФГОС п. 3.3).

     РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материаловоборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 

      РППС должна обеспечивать:

1.Возможность общения и совместной  деятельности детей и взрослых, двигательной активности  детей, а также возможности для уединения.

2. Реализацию различных образовательных программ.

3. В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.

4. Учет национально-культурных, климатических    условий, в которых осуществляется                       образовательная деятельность.

5. Учёт возрастных особенностей детей.

     РПП среда в младшем дошкольном возрасте:

       Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

      При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

 

     РПП среда в среднем дошкольном возрасте:

     Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

       Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

 

 РПП среда в старшем дошкольном возрасте:

     В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

      Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

 

   Основные составляющие при проектировании развивающей предметно-пространственной среды в группе:

 - Пространство   

 - Время   

 - Предметное окружение

       Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

 - рабочая;

 - активная;                

 - спокойная.

 

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

 - Содержательно-насыщенной        

 - Полифункциональной            

 - Трансформируемой

 - Вариативной        

 - Доступной    

 - Безопасной

 

     Насыщенность среды.

    Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

     

   

     Полифункциональность материалов предполагает:

     Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

      Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

 

    Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей и возможностей детей.

 

    Вариативность среды предполагает:

    Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

      Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 

    Доступность среды предполагает:

-  Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов,  всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.

-  Свободный доступ детей  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

-  Исправность и сохранность материалов и оборудования.

 

   Безопасность среды:

  Предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации о соответствии.

    Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС.

 

Образовательная область:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Рекомендуется организовать следующие центры:

 - Центр ППД.

 - Центр пожарной безопасности.

 - Центр труда, уголок дежурств.

 - Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр).

 

    Познавательное развитие:

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,  пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Рекомендуется организовать следующие центры:

-  Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения.

-  Центр сенсорного развития.

-  Центр конструктивной деятельности.

-  Центр математического развития.

-  Центр экспериментирования.

 

    Речевое развитие:

    Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

   Это -  Центр речевого развития или уголок речи, грамотности,

или  -  Центр «Будем говорить правильно» или - Центр «Здравствуй, книжка!».

 Художественно-эстетическое развитие:

 «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

 - Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки».

 - Центр музыкально-театрализованной деятельности.

 

    Физическое развитие:

 «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,  крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

-  Центр физического развития или

-  Центр сохранения здоровья или

-  Спортивный уголок «Будь здоров!».

 

Заключение

Новые требования ФГОС ДО подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда поможет решить поставленные перед педагогом задачи.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

          В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  •  охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

   Если в МДОУ создать предметно-развивающую образовательную среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей образовательной среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

     Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Список используемой литературы

1.  Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2. Письмо Минобрнауки России от 10 января 2014 г. № 08-10 "План введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.  

4. Гладких, М. Ю. Предметно-пространственная развивающая среда [Текст] / М. Ю. Гладких. – М. : Гэотар-Медиа, 2015. – 529 с.

5. Дроздова, Е. А. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды [Текст] / Е. А. Дроздова // Молодой ученый. – 2017. – №25. – С. 280-283.

6. Кирьянова, Р. А. Проектирование предметно-развивающей среды [Текст] / Р. А. Кирьянова. – СПб. : КАРО, 2007. – 80 с.

7. Корнеев, Л. А. Предметно-пространственная развивающая среда [Текст] / Л. А. Корнеев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 569 с.

8. Корчак, Я. Как любить ребенка [Текст] / Я. Корчак. – М. : Книга, 1990. – 320 с.

9. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.

10. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С. Л. Новоселова. – М. : Дошкольное детство, 2001. – 74 с.

11. Онищенко, Г. Г. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.» N 189. – 2010. – 36 с.

12. Сохина, В. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд. испр. / В. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Санитарные требования к развивающей среде по ФГОС ДО

Как при организации развивающей среды соблюсти санитарные нормы, по каким принципам оборудовать помещения детского сада....