Санитарные требования к развивающей среде по ФГОС ДО
консультация

Рыжикова Наталья Александровна

Как при организации развивающей среды соблюсти санитарные нормы, по каким принципам оборудовать помещения детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санитарные требования к развивающей среде по ФГОС ДО

Как при организации развивающей среды соблюсти санитарные нормы, по каким принципам оборудовать помещения детского сада.

Справка

Нормативный документ о санитарных нормах в ДОО

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки регулирует СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача от 15 мая 2013 г. № 26). Этот же документ устанавливает общие правила, как организовать работу в ДОО.

Как размещать оборудование в помещениях детского сада

Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. А размеры стульев, диванов и столов – требованиям технических регламентов и национальных стандартов.

Приобретайте детскую мебель и оборудование, которые изготовлены из экологически чистых материалов. Сохраните документы, которые подтверждают происхождение и безопасность мебели и оборудования.

Помещения или группы компенсирующего вида оборудуйте в зависимости от вида коррекционной работы, которую собираетесь проводить с детьми. Обсудим подробнее, как обустроить различные помещения детского сада.

Раздевальные комнаты. Разместите шкафчики для верхней одежды и обуви детей и персонала. Шкафы оснастите индивидуальными ячейками-полками для головных уборов, крючками для верхней одежды. Промаркируйте ячейки, чтобы дети и взрослые их не путали. Предусмотрите условия для сушки верхней одежды и обуви детей.

На заметку

Что можно предусмотреть на выходе из ДОО

Установите в тамбуре детского сада стеллажи для игрушек. Храните там игрушки, которые дети берут с собой на прогулку.

Для осмотра, переодевания и пеленания детей младенческого и раннего возраста оборудуйте раздевалки пеленальными столами, стульями, раковиной для мытья рук, шкафом для одежды матерей. Предусмотрите место для грудного кормления детей: поставьте в этом уголке стол и стул.

Групповые комнаты. Установите в светлой части помещения манеж для детей раннего возраста. Размер – 6 × 5, высота ограждения – 0,4 м. Длинную сторону манежа поставьте параллельно окнам, на расстоянии от них не менее
1 м.

Выделите место на полу, чтобы дети могли ползать. Ограничьте пространство барьером. Хорошо устанавливать горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и длиной ската 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м.

Вблизи буфетной установите пеленальные столы и специальные столики с выдвижными креслами для кормления детей 8–12 месяцев. Возле пеленального стола поставьте бак с крышкой для грязного белья.

В групповых комнатах для детей 1,5 года и старше установите столы и стулья по числу детей. Для дошкольников старшей и подготовительной групп используйте столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Стулья и столы должны быть одной группы мебели. Промаркируйте их, чтобы дети знали свои места. Подбирайте мебель с учетом роста детей (см. таблицу 1).

Таблица 1. Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

Группа роста детей, (мм)

Группа мебели

Высота стола, (мм)

Высота стула, (мм)

До 850

00

340

180

850–1000

0

400

220

1000–1150

1

460

260

1150–1300

2

520

300

1300–1450

3

580

340

1450–1600

4

640

380

Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы облицовки столов и стульев должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к влаге, моющим и дезинфекционным средствам.

Меловые доски покупайте из материалов с высокой адгезией*. Они должны хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими. Цвет досок – темно-зеленый или коричневый. Покрытие – антибликовое или матовое.

*Адгезия – это способность лакокрасочного покрытия прочно сцепляться с поверхностью мебели.

Если пользуетесь маркерными досками, используйте контрастные цвета маркеров. Например, черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого. Учебные доски, у которых нет собственного свечения, обеспечьте равномерным искусственным освещением.

Используйте игрушки, безвредные для здоровья детей, которые отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям. Сохраняйте документы, которые подтверждают безопасность игрушек. Регулярно подвергайте игрушки дезинфекции и влажной обработке (стирке). Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для дошкольников используйте только в качестве дидактических пособий.

 

Спальные места. В новых детских садах обычно сразу оборудуют отдельные спальные помещения со стационарными кроватями. Но иногда спальные места отгораживают раздвижными перегородками – это не нарушение. При таком варианте кровати могут быть раскладными с жестким ложем или трансформируемыми (выдвижными, выкатными).

Если используете раскладные кровати, в каждой групповой предусмотрите место для их хранения. Кроме того, необходимы места для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.

Кровати должны соответствовать росту детей. Расставлять кровати нужно так, чтобы дети могли свободно перемещаться между ними, стенами и отопительными приборами. Количество кроватей должно соответствовать количеству детей в группе.

Туалетные помещения. Разделите помещение на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне разместите детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов оборудуйте унитазы (таблица 2).

Таблица 2. Как оборудовать туалетные комнаты с учетом возраста детей

Возраст детей

Как оборудовать

Ранний

В одном помещении установите:

– три умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей (со смесителем);

– одну умывальную раковину для персонала
(со смесителем);

– шкаф или стеллаж с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки;

– детскую ванну;

– хозяйственный шкаф.

Горшки промаркируйте, чтобы дети знали свой горшок.

Младший
и средний

В умывальной зоне установите четыре раковины для детей и одну умывальную раковину для взрослых, четыре детских унитаза

Старший и предшкольный

Установите в помещении:

– умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей (из расчета одна раковина на пять детей);

– одну умывальную раковину для взрослых;

– детские унитазы (из расчета один унитаз на пять детей). Детские унитазы желательно размещать в закрывающихся кабинах. Высота ограждения кабины – 1,2 м от пола. Между полом и ограждением должно быть пустое пространство высотой 0,15 м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда по ФГОС в ДОУ

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.......

Карта оценки предметно - развивающей среды по ФГОС

Карта оценки предметно - развивающей среды по ФГОС. Карта содержит критерии оценки предметно-развивающей среды группы в соответствие с ФГОС ДО (раскрыты показатели доступности, трансформируемости...

Развивающая среда по ФГОС

Развивающая предметно - пространственная среда, как механизм развития образовательного процесса....

Требования к построению предметно-развивающей среды по ФГОС ДО. Принципы построения ППР.

Требования к построению предметно-развивающей среды по ФГОС ДО. Принципы построения ППР....

Требование к развивающей среде.

       «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окр...