Консультация для педагогов «Детская агрессия»
консультация

Струкова Ирина Владимировна

      Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы, агрессия может проявляться в приступах упрямства, с которым трудно совладеть взрослому. У малышей время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_agressiya.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Детская агрессия»

Агрессия – это склонность к причинению другим (а так же себе) морального и физического ущерба.

Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы, агрессия может проявляться в приступах упрямства, с которым трудно совладеть взрослому. У малышей время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.

Причиной агрессии является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманные действия, желание (подобное поведение наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм). В процессе развития личности, проблема детской агрессивности разрешается. Но существуют факторы, которые закрепляют агрессию. Например, у детей с нарушением развития в силу их особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонение со стороны ЦНС т пр., особенностей их семей (неблагополучные семьи, семьи с агрессивной моделью поведения) такая форма поведения может закрепиться и впоследствии перерасти в устойчивую черту поведения.

Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей :

1. Наследственная предрасположенность, поведение родителей.

2. Биологические факторы (биохимические, гормональные механизмы)

3. Соматические заболевания, заболевание головного мозга, травмы головного мозга.

4. Влияние социального окружения

Влияние социального окружения.

Для дошкольников значимыми являются 3 фактора:

1. Семья.

2. Окружающие дети.

3. Средства массой информации.

1. В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей.

- Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку - вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности, или подражание модели поведения - ребенок часто конфликтует, дерется, т. е. применяет агрессивную модель поведения.

- Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания - уровень агрессивности повышается, вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте, либо защитная агрессия.

- Родители не обращают внимание на агрессивное поведение ребенка, не контролируют его - вседозволенность, в дальнейшем как типичная поведенческая черта.

- Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева - ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции - в дальнейшем деструктивная агрессия (насмешки над окружающими, воровство, внезапные вспышки гнева и т. д.)

- Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются о соседях, педагогах и тд.), у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех бед  вероятно, что ребенок возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения проявление агрессии.

-Конфликты между родителями, развод - демонстративная агрессия (привлечение внимания к своей персоне) формирование агрессивной модели «выяснения отношений».

«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов, используемых их родителями…. Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие частью их поведения, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям!»

2. Учатся агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения – игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, дразнятся и пр. В дошкольном возрасте наиболее характерна ответная агрессия на действия сверстников

3. Влияние средств массовой информации.

Подсчитано, что в наиболее популярных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Секс и насилие фигурирует более чем в 60% анонсов телепрограмм. Сцены насилия способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Сопровождение агрессивного ребенка :

Работа должна строиться в зависимости от природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессию и не фиксировать на ней внимания, а в другом – включать агрессивные действия в игру, придав новый смысл, в третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия, в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию агрессивных действий, в ос, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы.

Социализация гнева:

1. Обучение ребенка прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью различных приемов.

2. Обучение переносить чувства на неопасные предметы (в основном для детей с нарушением интеллектуального развития, подушки, мягкие игрушки, «стаканчик для крика» и тд.

3.

Обучение детей приемам саморегуляции

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук, поэтому будут полезны любые релаксационные и психогимнастические упражнения («Штанга» - ребенок поднимает тяжелую штангу, потом бросает ее, отдыхает, «Камень – веревка» - сжать кулаки, как камень, затем разжать опустить, как веревку, «возьми себя в руки», дорожный знак «стоп» и тд.)

Отработка коммуникативных навыков:

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача – научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью могут использоваться: обсуждение конфликта в кругу, ролевая игра и тд.

Формирование эмпатии:

Эмпатия – сопереживание, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Развивать эмпатию можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.

Методы сопровождения агрессивного ребенка

1. Игровая коррекция:

Игра «Обзывалки»«Гномики»«Добрая и злая кошка»«Снежки»«Да и Нет»«Тух-Тиби-Дух», различные настольные игры.

2. Тематические беседы:

«Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?»«Какого цвета твоя злость?» и тд.

3. Проигрывание ситуаций, ролевые игры.

4. Метод рисунка (пальцем, локтем, ладошкой, пяткой и тд.)

5. Песочная терапия

6. Сказкотерапия

7. Работа с мягким материалом

8. Использование воды

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ГРУППЕ...

Консультация для педагогов "Детская одаренность".

Глобальные социальные преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, ассертивных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Поэтому р...

Консультация "Самообразование педагога детского сада".

Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать современными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность дл...

Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

Консультация для педагогов "Детские конфликты в детском саду"

Данный материал содержит информацию о разрешении детских конфликтов в детском саду между детьми, рассказывается о правилах поведения педагога в спорных ситуациях....

консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности  детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...