ДОКЛАД к педагогическому совету: «Работа с родителями на современном этапе развития дошкольного образования»
материал

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

ДОКЛАД

к педагогическому совету:

 «Работа с родителями

на современном этапе развития дошкольного образования»

Подготовила:  педагог-психолог Зюляева М. С.

                                          Дата проведения: 28.02.2023 г.

                                                               

Козловка – 2023

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

•поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

•обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Главным в работе любой дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста.

Педагоги стараются наиболее полно использовать педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей. Планируя ту или иную форму работы, мы исходим из того, готовы ли современные родители к сотрудничеству, выбираем следующие требования к формам взаимодействия:

•оригинальность,

•востребованность,

•интерактивность.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Поэтому детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие задачи:

•установление единства в воспитании детей,

•педагогическое просвещение родителей,

•изучение и распространение передового опыта семейного воспитания,

•ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения,

•привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.

Работа с родителями начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. В начале года проводится анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

•Проектная деятельность

•Проведение мастер-классов

•Выставка семейных реликвий

•Акции

•Сайт ДОО

•Группы в Контакте, которые создают как педагоги, так и администрация ДОУ

•Тематические стенгазеты

Преимущества такого взаимодействия с семьей неоспоримы:

•Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

•Это учет индивидуальности ребенка;

•Это укрепление внутрисемейных связей;

•Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

•анкетирование

•тестирование

•оповещение родителей по их электронной почте.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.

Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

•общие, групповые собрания (стараемся на родительских собраниях отходить от отчетов и поучающих бесед, педагоги проводят собрания в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т. д.)

Используют видеозаписи, слайд-шоу деятельности детей, фрагменты занятий, выступлений детей;

•консультации и индивидуальные беседы;

•выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями, участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали;

•совместное создание предметно развивающей среды;

•совместное создание лепбуков на разные темы;

•проектная деятельность (совместные проекты: педагог — родитель — дети, родитель - дети)

Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

- Родительский уголок, включающий различную информацию.

-        Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

-        Нормативные документы

-        Объявления и рекламы

-        Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки)

-        Папки-передвижки.

-        Тематические стенды: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребёнка»

-        Фотовыставки: «Из жизни группы», «Мы — друзья природы», «Наши меньшие друзья», «В кругу семьи».

-        Детский сад имеет свой сайт. На сайте родители могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Посетители сайта могут посмотреть фото и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям расширить, оптимизировать свой опыт взаимодействия с ребенком, а также включиться  во взаимодействие с педагогами и другими родителями.

По данному направлению можно организовать:

  • праздники, совместные досуги наиболее полно раскрывают возможности для сотрудничества. Проведение спортивных праздников «Мама, папа, я - спортивная семья» сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются газеты, альбомы с фотографиями.
  • акции; в ходе акций родители получают возможность оказать помощь в благоустройстве территории и игрового участка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Например, участвуя в акции «Бессмертный полк», родители помогают развивать у детей эмоционально – положительное  отношение к воинам – героям ВОВ, воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за нашу страну и нашу Республику.
  • участие родителей в конкурсах, выставках сближают родителей и детей, носят не просто «развлекательный» характер, но и способствуют педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.
  • участие родителей в мероприятиях (выступают как носители новой интересной информации о своей работе, о домашних питомцах, или как сказочный персонажи, или как мастера для передачи своего опыта и мастерства)
  • мастер-класс: включает в себя практическую часть: «Попробовать. Научиться чему-нибудь» в заключении каждый родитель получает памятку по теме.

Таким образом, использование современных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты:

•родители вовлекаются в образовательную деятельность ДОО,

•повышается уровень психолого - педагогических знаний родителей,

•оптимизируются детско - родительские отношения,

•дети получают огромное удовольствие от совместной деятельности с родителями в детском саду.

Дистанционные формы взаимодействия детского сада с родителями,

условия их использования

         Большинство дошкольных учреждений на сегодняшний день имеют собственные сайты, на которых знакомят родителей с большим спектром важной информации. На сайте размещаются анонсы предстоящих мероприятий, фотоотчеты. На страничке учреждения располагаются электронные версии документов, список педагогического состава. На сайтах некоторых детских садов имеется возможность получить консультацию узких специалистов (психологов, логопедов) работающих в данном ДОО.

Сайт позволяет информировать родителей обо всех закономерностях развития, а также особенностях методической работы воспитания детей дошкольного возраста. Полезные статьи, ссылки, необходимые для родительского ознакомления. Страница ДОО позволяет дублировать о предстоящих мероприятиях, объявлениях, новостях.

Благодаря интернет-информированию педагоги могут познакомить родителей с детсадовской деятельностью, включающей сетку занятий с детьми, режим дня. Сайт позволяет делиться интересной и полезной информации для родителей, также их детей: рисунки, поделки, групповые работы и др. Так же это упрощает работу по заполнению опросников и анкет.

Эта форма общения позволяет быстро обмениваться контентом (полезными статьями, видео- и фотоматериалами) прямо на страницах сайта.

Формой дистанционного взаимодействия детского сада с родителями является СМС-рассылка.

СМС-рассылка для детского сада – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, что предоставляет дошкольному учреждению дополнительные возможности в работе.

СМС-информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной  информации, а именно: оповещение родителей о собрании или дне открытых дверей; приглашения на массовые мероприятия (концерты, экскурсии, субботники); поздравления родителей с праздниками.

Электронная почта - технология пересылки и получения электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Данный вид связи с родителями:

- позволяет обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей;

- позволяет моментально обмениваться сообщениями, документами, ссылками, фото и видеоматериалами.

- позволяет педагогу без визуального контакта проконсультировать родителей, ответить на интересующие их вопросы, пригласить их на собрание, очную консультацию, прислать задания для самостоятельной работы с ребенком, а также познакомить их с играми, интересными заданиями или необходимым картинным материалом, что очень актуально в период дистанционного процесса обучения.

Дистанционные формы взаимодействия с родителями находят широкое применение в практике детских садов, т. к. позволяют родителям быстро, интересно и комфортно знакомиться с жизнью группы, экономят время, позволяют делиться актуальной информацией, соответствуют современным требованиям ФГОС ДО.

Таким образом, общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов и действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Родители, которые выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые предлагает детский сад. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования

В данной методической разработке рассматриваются особенности осуществления коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования....

Виды педагогических советов, формы их организации на современном этапе развития дошкольного образования

Одной из важнейших форм руководства дошкольным образовательным учреждением и повышения профессионального мастерства воспитателей являются педагогические советы....

«Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования»

Дошкольное воспитание как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения. Анализ сложившейся ситуации показывает  ее позитивные стороны – уход от еди...

Педагогический совет « Воспитатель на современном этапе развития дошкольного образования»

Педагогический совет:« Воспитатель на современном этапе развития дошкольного образования»...

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования...