Игры на развитие творческого воображения
материал (средняя группа)

Картотека игр на развитие творческих способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_triz.docx271.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 498»

Игры на развитие творческого воображения

ОТСМ-ТРИЗ - РТВ технология

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. С помощью игр можно не только научить ребёнка чему либо, но и вселить уверенность в себе, сформировать уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.

  Каждая игра - это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

Игры на развитие творческих способностей

 «Кто я?»

«Кто я?» - спрашиваете у ребёнка и воображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) машину, поезд, самолёт, зайчика, врача, чайник и т.п. Когда ребёнок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.

«Разноцветная вода»

Предложить ребёнку покрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного и того же цвета.

Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешивания цветов. Заморозить покрашенную ребёнком воду, а потом рассмотреть вместе с ним цветные льдинки, и вспомнить, как получились такие цвета.

«Волшебные кляксы»

До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист бумаги складываем пополам. Затем лист разворачивается и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

«Угадай, что получится?»

 Для этой игры нужны лист бумаги и карандаши для каждого играющего, Первый начинает какой-нибудь рисунок (линию). Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

«Самое весёлое»

Для игры потребуется карандаши, а ещё лучше - краски и листы бумаги, Всем участникам предлагается нарисовать что-нибудь весёлое - самоё весёлое на свете. На рисунке можно изображать не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. Готовые рисунки рассматриваются, и принимается коллективное решение: чей рисунок оказался самым весёлым.

«Чего на свете не бывает?»

Предложить ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Попросите его рассказать, что он нарисовал, вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни. Игра пройдёт веселее, если вы тоже примите участие в придумывании и рисовании.

«Что это может быть?»

Взрослый предлагает ребенку нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

«Что это?»

Воспитатель называет слово, а дети должны подумать: что это или про кого так можно сказать: бегущий (висящий, брошенный, срубленный и т.д.). Предложить детям нарисовать.

Игры-занятия «В нарисованной стране»

Детям предлагаются задания на решение противоречий.

Средняя группа

Тема: «Как зайцы прятались от волка в ромашках».

Задача: В одном лесу жили очень умные зайцы и глупый волк. И, как водится, волк охотился на зайцев. Только зайцы его не боялись, потому, что его легко можно было обмануть. Как нарисовать зайцев на лугу с ромашками, чтобы глупый волк их не увидел? Изобразительная задача: уметь соотносить форму головы и ушей зайца с серединкой и лепестками ромашки.

Анализ работы: Дети предложили нарисовать зайцев свернувшихся в клубочек и спрятать их в траве. С решением задачи справились когда педагог предложила сравнить форму головы зайца и цветка ромашки. Тогда появилось решение - объединить в рисунке голову зайца и ромашку.

Старшая группа

Тема: «Платье для Дюймовочки». 

Задача: Дюймовочка живет на зеленом лугу, и ей нужно новое платье-яркое, видимое для принца-эльфа, и невидимое для жука.

Изобразительная задача: закреплять знания о составе зеленого цвета.

Анализ работы: Дети предложили сделать заднюю часть платья зеленой, а перед - ярким и, например, красным. После показа педагогом, как круг из синих и желтых полосок при вращении становится зеленым, созрело решение сделать платье из желтых и синих полосок. Если быстро вращать платье - оно становиться зеленым. 

https://api.bashinform.ru/attachments/e27c2c5be66a155a781c495bd685d07da7a13b8c/store/crop/0/0/419/409/1600/0/0/a5e351a6ff8300d47b2e0e5efc3f7e08dbde3df5b8a17e77d198409fd982/c3c190f68c294628b726cc614ea889c9.jpg

Этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста по составлению описательного рассказа по портрету*

Портретный жанр является одним из сложных в изобразительном искусстве, т.к. ребёнок, в силу своего маленького жизненного опыта не может составить своё мнение об образе. Можно смотреть на портрет и не уловить мысли и чувства, которые художник вкладывал в образ. А вот как научить ребенка увидеть тайну, которую скрыл художник в портрете? Как научить ребёнка последовательно, связно и образно составить рассказ по портрету, выражая своё отношение к персонажу?

Всю работу можно разделить на 3 этапа.

1 этап. Составление алгоритма для описания портрета с детьми и его схематическое обозначение.

2 этап. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста рассматривать портрет и задавать вопросы.

3 этап. Обучение детей изложению своих мыслей в форме связного монолога по изображённому на портрете.

На ПЕРВОМ этапе мы обсуждаем с детьми схематическое изображение последовательных действий описания портрета. С помощью модели признаков, по которым ребенок может составить описательный рассказ.

 Список имен признаков:

•Обозначение имени персонажа (кто изображен на портрете, его пол и возраст);

•Объект реального или фантастического мира; •Описание одежды, в которой находится персонаж;

•Обозначение композиции портрета (изображение объекта во весь рост, по пояс или по плечи);

•Обозначение места, где изображён персонаж;

•Обозначение времени года, времени суток;

•Обозначение ощущений с анализаторов;

•Обозначение объектов окружения;

•Обозначение цели действия; •Обозначение проблемы объекта;

•Обозначение настроения (по выражению глаз, позе и цвету картины);

•Обозначение цели написания портрета автором;

•Название картины (ребенком) и имя автора и авторское название.

Технология работы на втором этапе имеет свои особенности. Мы учимся задавать вопросы с объяснением связей между содержанием и средствами выразительности. Чем больше вопросов возникает у детей в процессе восприятия портрета, тем выше возрастает их интерес к этому виду искусства.

 Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи:

   Целостное восприятие (кто изображен?), затем переходим к описанию лица, рук, одежды, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому объекту.

 Предлагаем детям задавать вопросы по очереди. Например, на первые два пункта алгоритма задаёт вопросы один ребёнок, а на следующие - другой т.д.

   На третьем этапе детям предлагается составить описательный рассказ по портрету без наводящих вопросов. При этом дети научаются самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя использовать схему.

 В процессе работы над портретами дети научились последовательно составлять рассказ, выражая своё отношение к изображаемому персонажу, используя в речи прилагательные, образные сравнения.

https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2021/02/7500x4219_731688_www.ArtFile.ru_-scaled.jpg

*Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. , «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине». -М. АРКТИ, 2016г.

Подготовила: Шпехт Н.А.

Новосибирск, 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей « Игры на развитие творческого воображения».

Рекомендации для воспитателей « Игры   на   развитие   творческого   воображения»: подобраны игры, которые воспитатели могут использовать в своей работе....

Статья " Влияние игры на развитие творческого воображения взрослых и детей"

В настоящее время существуют большие проблемы социализации современного ребенка. на это влияют факторы: занятость родителей, непонимание значения игры, компьютерные игры. Изменяется смысловая нагрузка...

дидактические игры на развитие творческих воображений

игры на развитие творческого воображения...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Игры на развитие творческого воображения...

Игры на развитие творческого воображения

Игры, представленные в данной статье, способствуют развитию самостоятельности, индивидуальности, творческих способностей...

"Игралочка" или помощь в развитии детской одарённости. Игры на развитие творческого воображения.

Данный материал представлен для работы в рамках развития детской креативности, творческого "Я". Применим, как для работы с детьми педагогами, так и для родителей....

Игры на развитие творческого воображения для детей дошкольного возраста

В материале подобраны различные задания для детей, способствующие развитию творческого воображения и мышления...