"Игралочка" или помощь в развитии детской одарённости. Игры на развитие творческого воображения.
материал на тему

Абдрахманова Юлия Гафановна

Данный материал представлен для работы в рамках развития детской креативности, творческого "Я". Применим, как для работы с детьми педагогами, так и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya_dlya_sayta.doc758.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обращение к умным и мудрым родителям!

                    Раз, два, три, четыре, пять!

                    Станем с детками играть!

                    Будем новое мы с вами

                    Исследовать и изобретать,

                    Интегрировать и созидать.

 Интереса всплеск – источник

                    Для сынков ваших и дочек,

                    Чтобы импульс дал толчок

                     Для развития скачок.

Игры на развитие творческого воображения дошкольников

Игры для малышей 2-3 лет

1. «ДВИЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ»

Потренируйтесь в изображении различных животных. 

Давай поскачем, как кузнечик.
Давай повиляем хвостиком, как собачка.
Давай походим, как слоник.
Давай попрыгаем, как лягушка.
Давай полетаем, как птичка.
Давай поплаваем, как рыбка.

   
ИСТОЧНИК: 
Силберг Дж. 300 трёхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. – Мн.: ООО «Попурри», 2004.

2. «ЦВЕТОЧНАЯ ИСТОРИЯ»

Рассказывая эту историю, инсценируйте ее по ходу рассказа и поощряйте малышей повторять за вами движения. 

Я маленький цветочек, я еще не вырос,
(согнитесь как можно ниже) 
Мне нужны солнечные лучи
(поднимите руки над головой,
округлив их, изображая Солнце.)
 
Мне нужна вода
(потрясите пальцами и повторите: «кап-кап-кап»).
Благодаря Солнцу и воде я расту все выше,
и выше, и выше
(распрямитесь в полный рост, потом поднимайтесь на носки). 
Теперь я такой же высокий, как и остальные цветы,
и все хотят меня понюхать
(потяните носом воздух, как будто вы нюхаете цветок). 

ИСТОЧНИК: 
Силберг Дж. 300 трёхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. – Мн.: ООО «Попурри», 2004.

3. «КАТУШКИ НИТОК»

Эта игра знакомит не только с цветами, но еще и со счетом, и со многими другими вещами. Заполните корзинку катушками с разноцветными нитками. Вот что можно с ними делать, когда у вас с малышом выдалась свободная минутка:
- находить катушки с нитками одинакового цвета
- считать катушки
- строить башенку из катушек
- выложить катушки в виде круга и представить, что это игровая площадка, арена цирка или дорога, где можно играть с игрушечными машинками.
ИСТОЧНИК: 
Силберг Дж. 300 трёхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. – Мн.: ООО «Попурри», 2004.

4. «КАМУШКИ НА БЕРЕГУ»

Для этой игры нарисуйте морской берег (ваши художественные способности не имеют никакого значения: это может быть просто полоска желтого цвета – песок и полоска синего - вода). На берегу нарисуйте несколько камушков (5-6) разной формы. Каждый камушек должен быть похож на несколько разных предметов, животных, человека. Может быть несколько камушков одинаковой формы. Вы говорите ребёнку, что по берегу моря только что прошел волшебник и заколдовал, превратил в камушки все, что было на берегу. Чтобы все расколдовать, надо догадаться, что же здесь такое. Помогите придумать про каждый камушек несколько вариантов. После ответа ребёнка выберите один из вариантов и вместе с ним дорисуйте «камушек» так, чтобы получилось полное изображение придуманного предмета. Камушки могут быть такими:

Это может быть собачка, ослик, кошка.

Это – спасательный круг, мячик, медуза.

А это – удочка, палка, сложенный зонт.

Это может быть шляпа, панамка, юбочка, рюкзак.

А это – полотенце, надувной матрас, подстилка.


ИСТОЧНИК: 
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

5. «ВЫСОКО-ВЫСОКО В НЕБЕ»

Это стихотворение дети могут инсценировать, изображая птичек. 

В небе высоком

Птички летают
(сделайте вид, будто вы летаете).
В гнездышке теплом
Они отдыхают
(сядьте, как будто вы отдыхаете в гнезде). 
Крылья сложили,
(сложите руки рядом, как крылья) 
Глазки сомкнули,
За день, налетавшись,
Тут же уснули
(притворитесь спящими). 
Солнышко встало,
(поднимите вверх руки в виде круга) 
Тепло улыбнулось,
(улыбнитесь пошире) 
«Доброе утро!»
Птички проснулись. 

ИСТОЧНИК: 
Силберг Дж. 300 трёхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. – Мн.: ООО «Попурри», 2004.

6. «ПИРОГ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

 Все мы очень любим дни рождения. Почему бы не испечь воображаемый торт вместе с ребенком? Повторяйте стихотворение, одновременно выполняя указанные действия: 

Мы с тобой на день рожденья

Тортик испечем с вареньем.
Хорошо перемешаем, 
(замешивайте тесто) 
И в духовку торт поставим

(полейте сверху вареньем и поставьте в духовку).
Мы духовку открываем

(откройте дверцу духовки),
И наш тортик вынимаем

(достаньте готовый пирог).
Ах, какое объеденье  -

Этот сладкий торт с вареньем 
(режьте на кусочки)! 

         Теперь самое время петь «С днем рожденья тебя!». После представьте, что вы разрезаете торт и с удовольствием его поедаете.

ИСТОЧНИК:
 
Силберг Дж. 300 трёхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. – Мн.: ООО «Попурри», 2004

7. «ДЕТИ НА ПРОГУЛКЕ»

Для этой игры приготовьте несколько картинок с изображениями детей (картинки можно вырезать и наклеить: на каждом листе изображение одного ребёнка). К руке каждого ребёнка дорисуйте линию неопределенной формы, про которую можно придумать самое разное. Вы говорите малышу, что художник рисовал картину, нарисовал девочку (мальчика), но что она несет с собой на прогулку, не дорисовал. Надо придумать, что это может быть такое. Линии можно нарисовать такие:

Это может быть шарик, флажок, цветок, мороженое.

Это – корзинка, сумка, портфель, ведро. 

А это – лодка, собака, машинка.

Это – удочка, сачок, ружье.

А это – мяч, лодочка, корзинка.

После каждого ответа можно спросить, что ребёнок будет делать на прогулке с этим предметом, как зовут эту девочку, с кем она будет играть, что она хочет и т.п. Важно только, чтобы ребёнок постарался найти как можно больше разных вариантов ответов, опирался на свои представления, свою выдумку.

ИСТОЧНИК: 
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

ПОЛЕТИМ НА ЛУНУ

8. «ПОЛЕТИМ НА ЛУНУ»

 Выполняйте действия по стихотворению: 

Полечу я на Луну,

Всех друзей с собой возьму.
Хочешь полететь со мной –
Залезай в корабль мой
(сделайте вид, что карабкаетесь по лестнице). 
Всех друзей с собой возьму,

Полетим мы на Луну.
Десять, девять, восемь, семь, шесть
(постепенно сгибайтесь к земле),
Пять, четыре, три, два, один,

Пуск
(высоко подпрыгните и хлопните в ладоши)!

ИСТОЧНИК: 
Силберг Дж. 300 трёхминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. – Мн.: ООО «Попурри», 2004.

9. «КТО Я?»

В эту игру можно играть где угодно: дома на кухне, по дороге из детского сада или в кукольном уголке. Для нее не требуется специального стола и других приготовлений, нужна только родительская выдумка и фантазия. Итак, «Кто я?» - спрашиваете вы у ребёнка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта вашего ребёнка. Расширяйте его и с помощью такой игры. Когда ребёнок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди. Игра «Кто я?» с различными вариантами и усложнениями не наскучит в более старшем возрасте.

ИСТОЧНИК: 
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

10. «СДЕЛАЙ САМ»

Мастеря, рисуя, занимаясь лепкой, предлагайте детям фантазировать, создавать новых животных, делать и лепить из самых необычных подручных средств, предлагайте ребенку называть созданные существа.

ИСТОЧНИК: 
Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005

Игры для детей 4-6 лет

1. «ПОМОЖЕМ ХУДОЖНИКУ»

Эта игра принесет вам радость совместного творчества, сблизит вас с ребёнком, научит лучше понимать друг друга. Перед этой игрой на листе бумаги нарисуйте схематическое изображение человека. Буквально так: «Ручки, ножки, огуречик…». Приготовьте еще цветные карандаши или фломастеры. Скажите ребёнку, что ваш знакомый художник не успел дорисовать картину, и сейчас вы ему поможете. Пусть ваш малыш придумывает, что хочет про этого человечка, а вы рисуйте все его выдумки, хотя можно и вместе обсуждать разные варианты. Придумайте, кто здесь будет нарисован (мальчик или девочка). Какого цвета будут глаза? Придумали? Рисуйте, не смущаясь тем, как это у вас получается, все равно для ребёнка это будет большой радостью. Какого цвета волосы? Как одеть человечка? Обсудите всё в деталях. Можно придумать и нарисовать, что у человека в руках, что рядом с ним. После того как вы решите, что рисунок закончен, можно вместе (а потом и малыш самостоятельно) придумать, как зовут вашего человечка, куда он идет, что там случится. Игру эту можно проводить много раз, дорисовывая, дополняя деталями: домик и собачку, поезд и машину, дерево и цветок, да и всё, что придумается. Эта игра особенно дает почувствовать радость творчества детям, не очень уверенным в себе. Тут появляется такая возможность всё говорить самому, а взрослый, большой и всезнающий, будет всё это выполнять! Многие дети с каждым разом все смелее и веселее начинают диктовать свои выдумки, особенно если взрослые охотно принимают их. А вот ребят-«всезнаек» эта игра может приучить прислушиваться к мнению других. С такими детьми можно вместе обсуждать разные варианты решения, выбирая, чей лучше. Какой бантик больше подойдет к голубым глазам девочки, коричневый или голубой? Какого цвета будут у нее туфельки? И это тоже школа умения договариваться, а не просто упрямо стоять на своём. Важно, чтобы вы вместе создавали детальный рисунок, чтобы история, сочиняемая про него ребёнком, включала в себя некоторые неожиданности. Чтобы все истории не сводились к стандарту, как это часто делают дети: «Это девочка Лена. Она идет гулять. Погуляет, покушает и ляжет спать». Тут тоже предложите неожиданность: «Идет Лена, идет и встречает говорящего котенка…». Но при этом помогите малышу не забредать слишком далеко в дебри фантазии, ведь он еще не очень справляется со своим воображением, сочините вместе с ним небольшую, но законченную историю, и уж, конечно, с опорой на ваше совместное произведение.

 

ИСТОЧНИК: 
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

2. «МАГАЗИН ДЛЯ ЛЕНТЯЕВ»

Магазины бывают разные. И в вашем городе, оказывается, собираются открыть новую серию магазинов «Для лентяев», «Для нерях», «Для врунишек».

ИСТОЧНИК: 
Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

3. «МАСТЕРСКАЯ ПО РЕМОНТУ»

 Эту игру можно предлагать детям уже с 4 лет. Заранее заготавливаются карточки с рисунками знакомых предметов. Однако в каждом из рисунков допущена какая-нибудь ошибка, которую следует найти ребёнку. Всем дается по одной картинке. Мастер должен «починить» свою картинку: на чистом листе бумаги сделать правильный рисунок. В мастерскую могут поступить: машина без колеса, машина с тремя колесами одного типа и одним колесом от велосипеда, молоток без ручки или молоток со сломанной ручкой, чашка со сломанной ручкой, стул без одной ножки или с ножками разной длины, расческа со сломанными зубьями, самолет без хвоста и т.п.  Если ребёнок хорошо справляется с этим заданием, можно предложить ему не просто «починить» предмет, а изобрести новый, необычный, такой, какого еще не было. Если, например, на карточке был изображен сломанный стул, то надо сначала его «починить» (нарисовать хороший стул), потом на новом листе нарисовать необычный стул. Но этот необычный стул должен быть чем-нибудь полезен. Например, необычный стул, у которого 8 ножек, не нужен, а стул на колесиках пригодиться может. В заключение игры можно организовать выставку изобретений.

ИСТОЧНИК: 
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

4. «РИСУНОК В НЕСКОЛЬКО РУК»

Это знаменитая сюрреалистическая игра. Первый участник группы изображает нечто, подсказывающее образ, делает набросок, который может иметь какой-то смысл, а может и не иметь смысла. Второй участник игры, непременно отталкиваясь от первоначальной наметки, использует ее в качестве элемента другого изображения, с иным значением. Точно так же поступает третий: он не восполняет рисунок первых двух, а меняет его направленность, трансформирует замысел. Конечный результат чаще всего представляет собой нечто непонятное, поскольку ни одна из форм не завершена, одна переходит в другую…. Дети увлекаются этой игрой. Первый рисует… овал глаза. Второй, интерпретируя по-своему, пририсовывает к нему куриные ноги. Третий вместо головы изображает цветок и т.д. В эту игру можно играть как вдвоем, так и в группе.

ИСТОЧНИК: 
Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

5. «ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ?»

В этой игре ребёнку предлагается придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. А потом автор рисунка рассказывает, что он хотел нарисовать, и вместе с ним обсуждается, действительно ли то, что нарисовано, не встречается в жизни.

ИСТОЧНИК:
 
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

6. «СКАЗКА «В НЕСКОЛЬКО РУК»

Первый участник (это может быть воспитатель или мама) говорит первую фразу, допустим: «Жили-были три зайца в одном домике. И вот однажды к ним в домик кто-то постучал…». А после этого ребенку предлагается продолжить, рассказать продолжение в 2-3 предложения. После этого роль рассказчика присуждается следующему участнику или возвращается к первому участнику.

ИСТОЧНИК: 
Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

7. «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ…?»

Предложите ребенку пофантазировать на тему: «Что было бы, если…»?  Если, например, динозавры дожили до наших дней? Или что было бы, если круглые сутки был только день или только ночь? При этом, чем сложнее задача, тем интереснее ребенку будет ее решать, дети любят решать «взрослые» задачи. И еще, пофантазировав на тему отсутствия дня или ночи, вы можете рассказать своему ребенку, что на севере, на самом деле, бывает такое время, когда наступает полярная ночь и т.д. Так вы совместите приятное с полезным – не только пофантазируете, но и расширите знания вашего ребенка.

ИСТОЧНИК: 
Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

8. «ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС»

Заранее приготовьте цветные карандаши и фломастеры и нарисуйте на большом листе бумаги несколько деревьев и еще в разных местах небольшие неопределенные фигурки и линии. Теперь можно приступать к созданию леса. Вместе с ребёнком дорисуйте все неоконченные изображения (дорисовывает каждый свою фигурку), превратите их, кто во что захочет: в бабочек, птиц, цветы, деревья, людей. Превращать фигурки можно в то, что бывает на самом деле, и в то, что будет только вашей выдумкой: невиданные растения и животные и даже «пришельцы». После того как вы закончите рисовать, можно попробовать разгадать рисунки друг друга. А потом можно вместе придумать историю про одного из обитателей чудесного леса. Точно так же можно нарисовать «чудесное море», «чудесную полянку», «чудесный парк» и ещё, что вам захочется. Важно только, чтобы рисунки включали в себя заранее заготовленные фигурки, и рассказ точно опирался на вашу картину.

ИСТОЧНИК: 
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.

9. «ДОМ ЗВЕРЕЙ»

 Для этой игры вам также понадобится большой лист бумаги. На этом листе нарисуйте заранее большой дом с большими окнами разной формы и величины. Окна могут быть большие и маленькие, прямоугольные и квадратные, круглые и треугольные, какие захотите, всего 4-5 окон. А потом можно брать карандаши и заселять дом. 
Скажите ребёнку, что в этом доме живут разные звери, и настоящие, и такие, каких на свете не бывает. У каждого зверя свое окошко, кому какое подходит. Надо придумать зверя для каждого окошка и там его нарисовать. Фантазируйте вместе, как хотите, но помните, что надо будет объяснить, почему именно этот зверь живет в таком окошке. 
После того как вы закончите рисовать, расскажите друг другу про своих зверей: как их зовут, чем они любят заниматься. А затем попробуйте придумать историю, которая однажды случилась в вашем доме зверей. Постарайтесь, чтобы все ваши звери приняли в ней участие, чтобы события в этой истории соответствовали внешнему виду и привычкам каждого из ваших выдуманных героев.

ИСТОЧНИК: 
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? – М.: Знание, 1994.
 

10. «НОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ» 

Все знают, для чего нужна кастрюля – в ней варят суп. Но у кастрюли могут быть и другие применения, например, из кастрюли можно сделать аквариум или из нее может получиться отличный шлем.
Предложите детям найти новое применение для скатерти или зубной щетки, столовой ложки, носового платка и т.д.

ИСТОЧНИК: 
Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
 

Удачных творческих игр в свободные минутки!

   

Материал подготовила педагог – психолог: Абдрахмановой Ю.Г.

(ссылка на Детский развлекательно -  развивающий сайт «Кошки – мышки» (картотека творческих игр))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Значимость дошкольного детства в развитии детской одарённости

Статья "Значимость дошкольного детства в развитии детской одарённости"...

Проектирование процесса развития у детей 5-6 лет творческого воображения посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения посредством нетрадиционных техник рисования...

Развитие детской одарённости средствами нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности....

Опыт работы «Развитие детской одарённости через познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Фестиваль «Хочу все знать» исследовательских работ дошкольников стал программой развития детского творческого потенциала, познавательных способностей, умений и навыков исследовательской де...

Роль игры в развитии детского воображения

Роль игры в развитии детского воображения...