Значимость дошкольного детства в развитии детской одарённости
статья на тему

Статья "Значимость дошкольного детства в развитии детской одарённости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дубровина Ольга Ильинична, воспитатель

Значимость дошкольного детства в развитии детской одарённости

Аннотация: психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно «сформировать» любые нужные качества. Только в последние годы проблемы различий между детьми по одаренности «вышло из тени» и вызывает теперь большой интерес.

Ключевые слова: одарённость, исследование одарённости, дифференцированные образовательные

               стратегии.

Проявление признаков одаренности у детей начинается уже на ранней ступени образовательного процесса - в дошкольных учреждениях. Поэтому одной из приоритетных задач педагогического коллектива дошкольного учреждения в реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» является создание и организация условий по выявлению природных задатков воспитанников.

На сегодняшний день в нашей стране существует значительное количество разных программ для развития одаренных детей, основанных на различных теоретических моделях одаренности. Почти в каждую модель включаются личностный (мотивация) и когнитивный (интеллектуальные и творческие способности) компоненты.

Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться только имея целостную систему, программу, то есть работать систематически и целенаправленно в данном направлении.

В последнее время уделяется большое внимание составлению программ именно по развитию одаренных детей. Основная причина сбоев в этом направлении была в том, что уровень и темп развития способностей у каждого ребенка индивидуален. Поэтому при составлении плана программы для одаренных детей необходимо, чтобы программа учитывала самораскрытие одаренных ребят; оно должно охватывать умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывать индивидуальные различия детей. Программа также должна удовлетворять потребность в новой информации, одаренный ребенок должен быть широко информирован; должна помочь ребенку в самовыражении. Необходимо, чтобы программа предусматривала развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического приложения. Программа должна поощрять инициативу детей.

Основным подходом в выявлении одаренных детей является комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на взрослых. В первую очередь на воспитателей и родителей. Желательно использовать разные методики отбора детей и в дальнейшем постоянно наблюдать за их успехами.

На первом этапе поиска юных дарований учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и воспитателей. Можно использовать результаты групповых тестирований.

Второй этап - диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов исследования на первом этапе ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой и гибкостью мышления, любознательностью и легко учится. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей.

На третьем этапе работы с одаренными детьми наибольшая роль отводится воспитателям, задача которых - развивать и углубить их способности.

Было проведено исследование одаренности дошкольников.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что дети 6-7-летнего возраста имеют низкий уровень развития. Хотелось бы отметить, что у детей шестилетнего возраста, хотя и ниже, чем у других испытуемых ярко выражено стремление составить как можно больше слов, один из испытуемых составил 10 слов, что характеризует как высокий уровень, но поскольку в словах были допущены орфографические ошибки и использованы буквы те, которые отсутствовали в исходном слове, приведенные испытуемым новые слова не учитывались при установлении уровня развития.

Спортивная одаренность выявлена у 27% детей, у 17% детей выявлена музыкальная одаренность, 13% детей имеют художественно-изобразительную одаренность, по 10% академическую и творческую одаренность, по 7% техническую и интеллектуальную одаренность, по 3% детей имеют литературную, артистическую и лидерскую одаренность.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Выявление на ранних стадиях, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования и воспитания. Но низкий уровень психологической подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их индивидуальных качеств и всей их деятельности. Достаточно часто творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы. Очень сложно изменить систему образования, перестроить отношение воспитателя к одаренному ребенку.

Таким образом, работа с одаренными детьми в ДОУ должна проводится в трех направлениях: дети, воспитатели, родители.

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]/ Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 2000. – 370 с.
  2. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям [Текст]/ А.И. Доровской. – М.: Российское педагогическое агентство, 2007. – 312 с.
  3. Панов, В.И. Если одаренность – явление, то одарённые дети – это проблема [Текст]/ В.И. Панов // Детский сад и школа – 2000. – №3. – С. 3-11.
  4. Доровской, А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям [Текст]/ А.И. Доровской. – М.: Российское педагогическое агентство, 2007. – 312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

"Игралочка" или помощь в развитии детской одарённости. Игры на развитие творческого воображения.

Данный материал представлен для работы в рамках развития детской креативности, творческого "Я". Применим, как для работы с детьми педагогами, так и для родителей....

Развитие социально-коммуникативной сферы личности в период дошкольного детства. Задачи развития.

Развитие социально-коммуникативной  сферы личности  в период дошкольного  детства.Задачи развития....

Мастер-класс «Использование арт-технологии «сказкотерапия» в образовательной деятельности дошкольной организации для развития артистической одарённости дошкольников

Цель:создать условия для повышения мотивации педагогов к использованию в своей работе сказкотерапии.Задачи:- познакомить педагогов с технологией « сказкотерапия»;- способствовать развитию ...

Развитие детской одарённости средствами нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности....

Опыт работы «Развитие детской одарённости через познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Фестиваль «Хочу все знать» исследовательских работ дошкольников стал программой развития детского творческого потенциала, познавательных способностей, умений и навыков исследовательской де...