«Развитие детской одарённости посредством проектной деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)
Одаренные дети – особая категория детей, которые обладают высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядной креативностью. Цель педагога: содействие развитию детской одарённости, успешной его самореализации. Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе. Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, самоутвердиться, ощутить радость успеха, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Основная цель проектной деятельности в ДО – это формирование креативной личности дошкольника, способную заниматься развитием исследовательской деятельности, адекватной своему возрастному периоду. Поэтому проектная деятельность считается наиболее успешной в работе с одаренными детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие детской одарённости посредством проектной деятельности»
Одаренные дети – особая категория детей, которые обладают высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядной креативностью. Работа с талантливыми одарёнными детьми является мощным ресурсом общественного развития, которая способна обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Задача воспитателя – сохранение и развитие одарённости детей. Успешно решать данную задачу педагог может, имея своё личное желание и способность к развитию личности ребёнка. Для этого необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в общеразвивающей группе образовательного учреждения. Это современная и целенаправленная работа педагога по развитию таланта ребёнка, которая поможет в выборе профессионального пути.
Организация работы с одарёнными детьми – это сложный педагогический процесс. Педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности, с которыми он может столкнуться.
Цель педагога: содействие развитию детской одарённости, успешной его самореализации.
Существует точка зрения, что одарённость, если она есть, сама обязательно проявится, не заметить её будет невозможно. Большинство современных исследователей считают важным раннее выявление дарований.
Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе. Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, самоутвердиться, ощутить радость успеха, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними.
Основная цель проектной деятельности в ДО – это формирование креативной личности дошкольника, способную заниматься развитием исследовательской деятельности, адекватной своему возрастному периоду. Поэтому проектная деятельность считается наиболее успешной в работе с одаренными детьми.
В современных дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды проектов:
- исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево - игровые: дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы,
витражи и др.);
- творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского
дизайна.
Содержание деятельности по развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения включает следующие направления:
- работа с педагогами;
- работа с воспитанниками;
- работа с родителями воспитанников.
Я, как педагог заинтересована в использовании метода проектов. В нашей группе есть талантливые дети, которые испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Я решила реализовать творческо-исследовательский проект «Сказочное Поволжье».
Цель проекта состояла в содействии развитию творческой одарённости ребёнка, успешной его самореализации.
Задачи проекта:
- воспитывать доброе, толерантное отношение к людям разных национальностей, любви к своей Родине, интереса к сказкам народов Поволжья;
-формировать представления о культуре народов Поволжья (мордва, чуваши, башкиры, татары) через театрализованную деятельность (разных видов театра);
-создать условия для совместной деятельности педагога и ребёнка в театрализации сказок народов Поволжья;
-расширить знания о разных видах театра приёмами работы с куклами, театральными атрибутами, декорациями и т.д.;
-формировать творческие способности, выразительность речи, художественно-эстетическое воспитание; способствовать развитию речи, как средства общения;
-раскрыть творческий потенциал ребёнка через театрализованную деятельность.
Исследовательская суть проекта:
1.Выявить общее в сказках разных народов:
-похожие герои;
-похожая мораль (добро побеждает зло);
-чему учат сказки (смелости, отваге, любви к Родине, семье, не обманывать, уважать старших, приходить на помощь).
2.Выявить отличие друг от друга в сказках:
-предметы быта;
-одежда разных национальностей;
-традиции и культура.
И с одной талантливой девочкой – дошкольницей группы мы устроили для детей нашей группы «Осенний сезон показа сказок», где главным исполнителем была она. Мы выбрали сказки народов Поволжья, т.к. дети должны знать и уважать не только традиции и культуру русского народа, но и людей других национальностей. В нашей группе есть дети разных национальностей. Поэтому мы решили познакомить группу с их традициями и культурой с помощью сказок. Работа по проекту велась в 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый.
На первом подготовительном этапе мы выбрали сказки, познакомились с ними; заучили тексты сказок; выбрали теневой, кукольный, настольный, магнитный; подобрали аудиозаписи; подготовили театральные атрибуты, декорации; изготовили афиши.
Основной этап состоял из показа сказок с помощью разных видов театра; фото, видео съёмки.
А на итоговом этапе девочка создала книгу со своими творческо-исследовательскими рассуждениями и анализами сказок с символами и иллюстрациями.
Конечно же мы вели совместную работу вместе с родителями девочки.
Таким образом, проектная деятельность – одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике с одаренными детьми, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой), развивая при этом, его природные склонности и задатки.
Нашему обществу необходим человек, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Список использованной литературы:
1.Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
2.Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной инициативности посредством проектной деятельности»
Развитие познавательной инициативности посредством проектной деятельности...

Аналитический отчет "Развитие познавательной активности посредствам проектной деятельности "
Аналитический отчет за межаттестационный период...

СЕМИНАР НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, ...

КОНСПЕКТ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ».
Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для повышение компетентности педагогов в применении те...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством проектной деятельности"
Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности....

Психолого-педагогические условия вовлечения родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности
В педагогике при изучении условий придерживаются близкой к психологической позиции, рассматривая условие как совокупность переменных, природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, которые в...

Развитие технического образования детей в детском саду, посредством проектной деятельности
В статье описывается опыт реализации инновационных проектов технической направленности в детском саду....