Аналитический отчет "Развитие познавательной активности посредствам проектной деятельности "
материал (старшая группа)

Любовь Армянинова

Аналитический отчет за межаттестационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл аналитический отчет90.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению развития воспитанников» городского округа Красноуфимск Свердловской области

Аналитический отчёт

за межаттестационный период

  2017 - 2021годы  

«Развитие познавательной активности через проектную деятельность с использованием современных технологий »

                                                                         

                                                                                    Составитель: воспитатель

                                                                                МАДОУ Детский сад 18

                                                                  Армянинова Л.А.

                                                   

г. Красноуфимск, 2021

Содержание

Введение……………………………………………………………. …………3

Глава I. .Теоретические  основы организации проектной деятельности с дошкольниками. ………………………………………………………………..5

1.1. Сущность проектного метода………………………………. ……………5

1.2. . Проектный метод в деятельности ДОУ ………………………………...8

Глава 2. Анализ результатов педагогической деятельности по развитию познавательной активности  детей дошкольного возраста через  проектную деятельность……………………………………………………………………14

Заключение …………………………………………………………………….22

Проектирование педагогической деятельности на следующий  межаттестационный период…………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………… ……..…..25

Введение

 Изменившаяся ситуация общественного развития связана с необходимостью перестройки системы образования, смещения акцентов   развития личности исполнителя на развитие активной личности. Это обуславливает пересмотр содержания педагогической деятельности, которая связана с переосмыслением не только того, чему учить, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, какова его активность. Стремление к познанию мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру.

    А детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь.  Дошкольников называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

     Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его вопросы, – в этом ему помогают воспитатели. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.

Главная особенность того или иного достижения заключается в его новизне и связи с потребностной сферой.

Что же способствует личностному развитию человека?

 Одним из главных условий является поддержка активности личности или развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

       На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста -   актуальная проблема современности.  Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования,   направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с   индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Таким образом, проблема развитие познавательной активности детей дошкольного  возраста в соответствии с требованиями ФГОС по  познавательному направлению развития, позволила определить актуальность темы: «Развитие познавательной активности через проектную деятельность с использованием современных технологий».

Из  вышесказанного,  вытекает  следующая  проблема исследования - 

каковы педагогические условия эффективного использования проектной деятельности  в развитии познавательной активности у детей дошкольного  возраста.

Цель  - Создание психолого-педагогических  условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Объект исследования  – педагогический процесс развития  познавательных  способностей у детей дошкольного  возраста.

Предмет исследования  –  проектная деятельность   как   средство  развития  познавательной активности у детей дошкольного  возраста.

Гипотеза исследования -   активное и систематическое использование проектной деятельности  окажет положительное влияние на развитие познавательной активности  у детей  дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 

  1. Проанализировать и обобщить теоретическую и методическую  литературу по вопросу развития познавательной активности  детей дошкольного  возраста.
  2. Создать условия для обогащения и накопления познавательного опыта у детей дошкольного  возраста.
  3.  Разработать и апробировать комплекс дидактических игр для развития познавательной активности  у детей дошкольного возраста .  

 4. Повышать уровень собственной профессиональной компетенции через участие в различных формах педагогического взаимодействия.

Глава 1.Теоретические  основы организации проектной деятельности с дошкольниками.

1.1. Сущность проектного метода

           Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Для того, чтобы проводить занятия по проектированию, вначале изучила  научную и методическую литературу следующих дидактов: американского педагога У.Х. Кильпатрика – основоположника  метода проектов. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

          У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой  ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

  -  постановку проблемы;

  -  составление плана ее реализации;

  -  оценку ее выполнения.

          Использование этих условий, по мнению У.Х.Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь  по окончании школы, в настоящем.

          «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера.

Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

           Е.Г. Кагаров считал, что:

 - исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

 - проект должен осуществляться поэтапно;

  - проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

        М.В.Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

  По мнению Н.Е.Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка  обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива

проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил эспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

В детской психологии  до сих пор недостаточно исследован вопрос о самостоятельном усовершенствовании дошкольниками средств и способов мыслительной деятельности.

            Какие же условия заставляют детей изменять средства мышления? Если ребенку в решении новой для него задачи старые способы позволяют получить правильный результат, у него не появится потребность преобразовывать способы решения задач. Но, допустим, ребенок не решил задачу. Тогда у него имеется две возможности: 1) попытаться преобразовать те способы, которыми он владеет, и все-таки решить задачу; 2) получить дополнительную информацию о том, как решать задачу.

           Следовательно, когда ребенку нужно решить трудную для него задачу, способ решения которой не очень очевиден, он не всегда стремится преобразовывать средства и способы мышления. В этих условиях необходимость перестройки старых способов нередко подменяется другой возможностью – получить дополнительные знания о решении задачи.

           Л.А. Венгер, опираясь на предыдущий опыт отечественной психологии, сформулировал основные принципы концепции развития познавательных способностей. Согласно его подходу, под способностями понимаются универсальные способы ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В этом возрасте развиваются образные формы сознания . Основными средствами , которыми ребенок овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. С помощью этих средств ребенок «учится смотреть на мир сквозь очки человеческой культуры»; формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.

          О.М.Дьяченко подчеркивала, что в ходе познавательной деятельности ребенок сталкивается с двумя типами ситуаций. В ситуациях первого типа ребенку нужно выявить, понять основные свойства и отношения к действительности.

Ребенок в ходе своей познавательной активности открывает свойства окружающего мира. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями ребенок сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования: например, зимой знакомится со свойствами снега и льда, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель. Задача взрослого – создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом, помогает выделить характерные для зимы явления и подводит ребенка к обобщению с помощью адекватных для него средств.

           Второй тип ситуаций связан с «проживанием» ребенком полученных впечатлений. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней.

           Результаты проведенного анализа изученной литературы позволили прийти к выводу, что познавательное развитие связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. В процесс создания образов начинает включаться слово, вызывая или фиксируя за ним цепочку представлений или обобщений. К 5-7 годам в процесс развития включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым: ребенок планирует один шаг, выполняет его, видит результат и на его основе планирует следующий шаг.

1.2. Проектный метод в деятельности ДОУ

    Проектный  метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников - иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  • метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

       Примерный план работы  по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

                 

  Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

-по составу участников;

-по целевой установке;

-по тематике;

-по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление  группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Неделя цветов»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: ;
  • межгрупповые;;
  • творческие;
  • групповые;
  • индивидуальные;
  • исследовательские.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Бажова» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

       В дошкольном возрасте доминируют нормативно-стабилизирующие способности. В значительной мере, по  - моему мнению, это вызвано фактом «натаскивания» детей при поступлении в школу. При этом практически не поддерживается детская познавательная активность. Ребенок начинает следовать за логикой предметов, предлагаемых взрослыми. Во многом его занятия сводятся к заучиванию различных сведений.

    Дальнейшее изучение проблемы развития способностей связано с пониманием их роли как инструмента ориентировки в жизни. Жизнь человека предстает как переход из одной ситуации в другую. Но не овладев правилами, возникает трудность решения задач: понять, что это за ситуация, какие в ней действуют правила; нравится или нет эта ситуация и что в ней нужно изменить, чтобы ее улучшить. Порой взрослый не учитывает правила и факты, намеренно организовывает ситуацию, сам придумывает действие, что приводит к задержке детской активности в познавательной сфере. На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения  получает свободу, способен отходить от  усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектно – исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

Глава 2. Анализ результатов педагогической деятельности по развитию познавательной активности детей дошкольного  возраста через проектную деятельность.

Обеспечивая качество образования в соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, в межаттестационный период работала над темой: «Развитие познавательной активности  детей   дошкольного   возраста через проектную деятельность с использованием современных технологий», которая является одним из условий развития детей  в познавательном развитии. 

      В целях развития познавательной активности у детей   работу  начала с создания развивающей предметно – пространственной среды,   способствующей реализации деятельностного подхода как условия развития личности ребенка  с учетом принципа интеграции образовательных областей специфичных для детей дошкольного  возраста.

  Предметно-развивающая  среда, должна  создавать  ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей и строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования (в группе; на детской игровой площадке в зависимости от сезона для исследовательской деятельности. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности был оборудован и оснащён  Центр экспериментирования , включающий в себя следующее оборудование:

Приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм; природный материал:камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена…и т.д.;

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

Разные виды бумаги;

Красители: гуашь, акварельные краски

Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

     Были спроектированы и внедрены проекты.  Совместно с родителями был реализован проект  «Где живёт здоровье» с использованием здоровьесберегающих технологий.

 Цель проекта: Создание положительной мотивации к выполнению основных режимных моментов, принятие и осознание их детьми; формирование и совершенствование основных гигиенических навыков и навыков самообслуживания, формирование у детей основ здорового образа жизни через проектную деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий.

Задачи: прививать любовь к физическим упражнениям;
познакомить детей с правилами гигиены;  полезными и вредными  продуктами;

развивать умение заботиться о своём здоровье;

приобщить детей к основам здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии  и воспитывать потребность быть здоровым. 

Тип проекта: информационный. творческий, групповой.

Ожидаемый результат: формирование представлений о полезной и вредной пище: об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Формирование представления о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.
Формирование привычки следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, шею, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

И в ходе  реализации проекта был проведён комплекс мероприятий  по заявленной теме:

- Мини - музей:  «Да здравствует мыло душистое»,

- Пальчиковые  и дыхательные гимнастики, динамические паузы, подвижные игры, минутки  релаксации, гимнастика для глаз, музыкотерапии, сказкотерапии, физминуток, всё это позволяет  снять напряжение мышц, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

- Беседы: «Что такое здоровье и как его беречь»,  «Мой день», «Витамины я люблю- быть здоровым я хочу», «Кто с зарядкой дружит, никогда не тужит».

-НОД «Что ты знаешь о себе», «В гостях у Мойдодыра», «Полезная и вредная еда», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

- Аппликация «Витамины в банке».

- Рисование «Разноцветные мячи».

- Игра-конструирование «Больница для зверей».

- Д/игры «Умею-не умею», «Хорошо-плохо», «Чудесный мешочек», «Продолжи ряд».

- Игра –тренинг «На день рождение кукле Кате».

-  Итоговый спортивный праздник «Путешествие в страну Здоровья».

       Реализация проекта позволяет обеспечить элементарные основы здорового образа жизни. У детей формируется бережное отношение к здоровью, так же  развивается  интерес к занятиям спорта, закаливанию, формируется первоначальные представления о важности здоровья для жизни человека. А  самая главная ценность у каждого человека  – это здоровье. И вырасти здоровым,  крепким, сильным,  конечно помогает здоровый образ жизни.

Проект «Финансовая грамотность»  (информационно-практико-ориентированный)

Проблема: У детей старшего дошкольного возраста не сформирован  понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

   Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1)развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления;

2)Закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умения выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

Итогом проекта стала квест-игра «Финансы». А результатом : у детей сформированы первоначальные представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама.

Проект «Труд - основа жизни человека»

Проблема: дети старшей и подготовительной группах, не знают, что труд взрослых, их профессии, обычно являются основным источником дохода и удовлетворяют потребности человека.

Цель проекта: формирование первоначальных представлений о труде, как о деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Задачи:

 1) расширить представления детей о труде взрослых, о продукте труда;

 2) расширять представления о разных видах труда, структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат;

 3) познакомить детей с многообразием профессий человека;

 4)учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;

5)обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;

 6)формировать экономические представления и компетентности, развивать экономическое мышление.

   Проект «Труд-основа жизни человека» помог нам воспитать у дошкольников уважение к труду взрослых, донести до детей, что надо учиться, чтобы получить в будущем хорошую профессию, подвести детей к тому, что лень портит человека. Знакомство с профессиями позволило детям осознанно воспринимать значимость конкретной деятельности, понимать, что профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Проект способствовал пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

   Итоговым мероприятием  стал турнир «Знатоки профессий», в игровой форме дети угадывали профессии, находили нужные паредметы для профессий, изображали профессии с помощью жестов и мимики, угадывали героев сказок. Также турнир помог детям задуматься о будущих профессиях, в результате чего мы смогли организовать выставку рисунков «Кем я хочу стать».

 Так же были реализованы   по экологическому воспитанию «Животные Урала, занесенные в Красную книгу», информационно-практико-ориентировачный проект «Космос» (2017г.), информационный проект «Семья –это важное слово» 2018г.; творческий проект  «Наш Бажов» (2019г.) ; познавательный проект «Труд –основа жизни человека», «Где живет здоровье?», «В мире сказок Марака»,  «Профессия моих родителей». Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. И  проектный метод  проходить через все виды детской деятельности. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию  познавательной и творческой активности. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.  Одной из форм вовлечения родителей  в образовательную деятельность является создание    мини-музеев: «Русская матрешка», «Бабушкин дворик», «Рукавичка», «Да здравствует мыло душистое и зубной порошок..», «Уральские камни -  самоцветы», «Космос», «Старинные новогодние игрушки», «Мастерская деда мороза». Родители принимали активное участие: подбирали  материал по темам, инсценировали сказки, изготавливали новогодние игрушки и украшали ёлочку, рисовали, играли с детьми в игры 

  Активное применение в практической деятельности здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, подвижных игр, минуток релаксации, гимнастик для глаз, пальчиковых, дыхательных гимнастик, музыкотерапии, сказкотерапии, физминуток, позволяют снять напряжение мышц, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Оборудован центр экспериментирования, в котором проводятся  опыты, организуются игры с водой и песком

  Большое значение придаю игровым технологиям, использование которых развивает у детей внимание, воображение, формирует и закрепляет знания об окружающем мире:

  - строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы;

- игры на развитие чувственного восприятия: «Мир звуков», «Умные пальчики».

Использую  отдельные элементы ТРИЗ:

- решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме).

Это помогает активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивацию для творчества, развивает мыслительную деятельность.

Для  лучшего  усвоения  и  закрепления детьми материала   использую

элементы информационно-коммуникационных технологий:

-  прослушивание  детских  дисков  (песни,  релаксационная  музыка,  звуки

природы);

- просмотр мультфильмов (обучающих и развлекательных).

В этой технологии меня привлекает достаточно легкое преподнесение наглядного материала, быстрота запоминания детьми необходимой информации.

Использую интерактивные игры  «10 отличий» и современную технологию –лепбук  к 75 –летию победы «Мой дедушка –герой» и квест –игру  «Деньги» , которая была итогом по проекту «Финансовая грамотность».

Использование в работе современных технологий и методик   способствует развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.

Работая над проблемой познавательной активности  дошкольников через  проектную деятельность, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это педагоги и родители. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему познавательной активности , занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему.      

Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному сенсорному развитию детей,  а  также  гармонизации  детско-

родительских отношений.  

Выполнение выше обозначенных задач и целенаправленное использование проектной деятельности в практической деятельности позволило достигнуть следующих результатов:

 Уровень сформированности познавательной активности

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

2017 - 2018год

31%

41%

24%

2019 – 2020год

0%

45%

58%

Изменение

уровня

Уменьшилось на

31%

Увеличилось на

4%

Увеличилось на

34%

 

Целостный подход к построению данной работы дал  ощутимые результаты. Значительно улучшились показатели диагностики детей по познавательной активности детей.

Достижение положительных результатов подтверждается успешным участием моих воспитанников и родителей в конкурсах и мероприятиях различной направленности:

- Муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества «Новогодняя игрушка», диплом    2017г.

 - Конкурс «один миг из жизни спасателя-пожарного», диплом, 2018г.

- Конкурс «Пасхальный перезвон», 2018г.,2019г.,2020г.,

-  Интернет –фотоконкурс «Красноуфимская красавица», диплом , 2019г-

- Открытый всероссийский турнир способностей «Росток Уник  Ум», дипломы 1, 2, 3 степени, 2019г.,2020г., 2021г.

- I Муниципальный фестиваль-конкурс детского творчества «Зажги звезду», диплом 3 степени, 2018г

-  Городской смотр-конкурс «В гармонии с природой и с собой», грамота 2, 3 место, 2019г, 2020г.

- Территориальная интеллектуальная олимпиада для дошкольников «Умники и умницы», сертификат , 2019г.

- Территориальная интеллектуальная олимпиада для дошкольников «Разумные дети», грамота 3 место, 2019г.

- Территориальная олимпиада для дошкольников «Сказочный лабиринт», диплом 3 место, 2019г.

- Территориальный интеллектуально-творческий конкурс для детей «Знай-ка»-Журавлева В., сертификат, 2019г.

- Муниципальный конкур противопожарной направленности «Звездный феерверк-2019», диплом, 2019г.

- Муниципальный конкурс «Новогодний сувенир» ,  диплом 1 место, 2019г.

- Муниципальный проект «Квест –игра», свидетельство, 2019г.

- Муниципальный конкурс «Память поколений», благодарность, 2019г.

- Муниципальный конкурс «Песни Победы», диплом 2 место, 2019г.

-Конкурс «Творчество Павла Петровича  Бажова» , диплом 1 место, 2020г.

- Конкурс «Звездный феерверк» , диплом 2 место, 2020г.

- Муниципальный фестиваль для детей и родителей «Семейные традиции» номинация «Следы войны в моей семье», диплом 1 степени, 2020г.

- Муниципальный конкурс «Модели. Чудо-техника. «, диплом 3 место, 2020г.

- Территориальный конкурс .Усатый –полосатый», «Мурзик» , сертификат, 2021г.

- Территориальный конкурс «Семейные традиции» , сертификат, 2021г.

Педагогический опыт, методические материалы и профессиональные находки регулярно размещаю на интернет-сайте: Социальная сеть работников образования» «Наша сеть» с 2017 года. Работа в этом направлении позволяет мне общаться с коллегами и быть в курсе направлений развития современного дошкольного образования.

Опыт практических результатов своей профессиональной деятельности транслировала на:  

 Территориальная конференция  «Эффективная организация педагогической деятельности по развитию речи как условие достижения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО», свидетельство 2016г.

Территориальная конференция «Эффективная  организация образовательной деятельности по развитию речи как условия достижения качества дошкольного образования с ФГОС ДО» , свидетельство, 2016г.

Территориальная педагогическая конференция  работников дошкольных образовательных организаций «Вызовы времени и возможности дошкольного образования», свидетельство 2018г.

Территориальный практико-ориентированный семинар в формате аукциона педагогических идей «Возможности применения в работе с детьми дошкольного возраста технологии основанной на теории решения изобретательских задач», сертификат, 2018г.

Территориального практико-ориентированного семинара «Организация современного образовательного пространства в условиях инклюзивного дошкольного образования», сертификат 2018г.

Участник 11 Областного фестиваля творчества работников образования Свердловской области «ГРАНИ ТАЛАНТОВ -18», сертификат, 2018г.

Территориальный конкурс методической продукции «ПРОФИ-2019», диплом  2019г.

Территориальный фестиваль-конкурс  театральных коллективов «Арлекин», диплом 1 степени, 2019г.

Территориальная методическая панорама «Возможности программы Microsoft RowerPointt при создании интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста»

Опубликовала тезисы:  

В сборнике территориального практико-ориентированного семинара «Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы», сертификат 2018г.

Участвовала в осуществлении взаимодействия по реализации социально - значимых проектов с библиотекой,  ОДП «КЦСОН г. Красноуфимск»  2018г., 2019г.

Представила практический опыт в рабочей проектной группе «Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте», сертификат, 2018г.

         В сборнике территориального научно-практического семинара «Карусель педагогических идей», сертификат 2019г.

        Проведение мастер-класса на ежегодной городской Новогодней Никольской  ярмарки-2019, благодарность, 2019г.

        Благодарность за подготовку  лауреата ГРАН-ПРИ 3 муниципального фестиваля проектов «Волшебные странички», благодарность, 2019г.

        Всероссийский фестиваль профессионального творчества работников образования «Таланты России» -Интерактивная игра -1 место, 2020г.

        «Развивающая игротека-2020», диплом 3 степени, 2020г.

       Межрегиональный конкурс методической продукции среди педагогических работников «Методическая разработка по организации и проведению занятий  в соответствии ФГОС ДО», 2020г.

Представила практический опыт в рамках 6-ой межрегиональной  очно-заочной научно-практической конференции «Пространство дошкольного детства. Современность и будущее. Мастер –класс «Интерактивные игры» для детей дошкольного возраста, сертификат, 2020г;

-Диплом о профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования» (ИРО, 2015г.,250ч.)

Имею следующие грамоты:

- Грамота МАДОУ Детский сад 18;

- Почетная грамота МО Управление образованием ГО Красноуфимск

    Таким образом, результаты осуществленной деятельности по достижению поставленной цели позволяют сделать вывод о значительном повышении педагогической компетентности.

                                           

                                              Заключение.

   Анализируя свою педагогическую деятельность по данной теме в межаттестационный период, считаю, что добилась положительного результата.    Экспериментальное исследование  показало, что проектная деятельность  повышают уровень познавательной активности  у детей дошкольного    возраста.

    Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

       В ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением  творческо-исследовательского проекта.

       Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

      При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

      В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

      Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

                 Таким образом, метод проектов можно считать систематизирующим фактором воспитательно-образовательного процесса. Так как вокруг проекта  начинает образовываться такая система обучения, воспитания и развития, которая предполагает практическую направленность образования. Использование метода проектов способствует развитию у детей самостоятельности, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки  и познавательные способности.

      Считаю свою деятельность востребованной, актуальной, соответствующей ФГОС ДО.

       Владею средствами элементарной диагностики индивидуальных способностей детей, активно применяю элементы современных технологии и программы, участвую в организации развивающей среды для детей ДОУ.

Освоила навыки информационно-коммуникативной технологии. Научилась создавать и применять в своей практике электронные презентации.  

В течение всего межаттестационного периода принимала активное участие в мероприятиях разных уровней (ДОУ, городской, территориальный,  всероссийский), что подтверждает мою компетентность в своей педагогической деятельности.

Результаты моей педагогической деятельности показывают, что созданы необходимые условия для участия детей и их родителей в конкурсах и выставках различного уровня.

Представляла свой методический материал  педагогическому сообществу: публикация тезисов, сборников. В дошкольном образовательном учреждении использую такие формы работы с педагогами как мастер - классы, творческие конкурсы, буклеты, консультации.

Применяла в своей работе различные формы взаимодействия с родителями:  конкурсы, выставки, буклеты, памятки, информационные листы, консультации, собрании. Все это способствовало повышению компетентности родителей в области развития и воспитания детей дошкольного возраста, создание атмосферы общности интересов  по   развитию сенсорных способностей детей.

Свою педагогическую деятельность в межаттестационный период выстраивала в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ, что обеспечивает единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в  целом.  

Педагогическую деятельность по развитию познавательной активности  детей выстраиваю в соответствии с ФГОС ДО, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем основным направлениям.    

Считаю,  целенаправленная работа по познавательному направлению развития воспитанников, соответствует  целям ФГОС дошкольного образования.  Данные результаты доказывают эффективность моей педагогической деятельности.

      В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Проектирование педагогической деятельности на следующий  межаттестационный период.

Проблема формирования развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста актуальна в наше время. Считаю, что педагог должен развивать в ребенке исследователя, любознайку, который хотел бы все познать, все понять, во всем разобраться, а так же самостоятельно найти ответы на вопросы.

Основным видом дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому считаю: для развития познавательного интереса необходимо использовать экспериментирование.

В дальнейшей педагогической практике, я планирую продолжить работу по теме развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством эксперементирование

       На следующий межаттестационный период определила приоритетную цель своей педагогической деятельности: выстроить систему работы в соответствии с ФГОС ДО  

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1.  Развитие познавательной активности посредствам эксперементирования.
  2. Систематизация и реализация работы взаимодействия с родителями воспитанников.
  3. Повышение уровня собственной профессиональной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Л. С. Выготский говорил: «Воспитатели детского сада, реализуя себя, наполняют содержанием мир ценностей ребенка в наиболее сензитивный период его развития, выступают как носители «ценностей культуры», поэтому необходимо постоянно повышать свое профессиональное мастерство, развивать свою культуру и не останавливаться на достигнутом»  к чему я и стремлюсь.

                 

Список использованной литературы.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
  6. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с
  7. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
  8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...

Развитие познавательной активности посредством продуктивной деятельности

Статья посвящена тому, как влияет продуктивная деятельность на развитие познавательной активности в дошкольном возрасте....

«Развитие познавательной инициативности посредством проектной деятельности»

Развитие познавательной инициативности посредством проектной деятельности...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность. «Воздух-невидимка»

Развитие познавательной активности через проектную деятельность на примере проекта «Воздух-невидимка» в старшей группе...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность. «Воздух-невидимка»

Развитие познавательной активности через проектную деятельность на примере проекта «Воздух-невидимка» в старшей группе...