Развитие познавательной активности посредством продуктивной деятельности
статья на тему

Ведениктова Елена Сергеевна

Статья посвящена тому, как влияет продуктивная деятельность на развитие познавательной активности в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

№50 «Колобок» городского округа Рефтинский

Муниципальный Педагогический форум

среди педагогических работников городского округа Рефтинский

Тема работы:

 «Развитие познавательной активности посредством

продуктивных видов деятельности»

Секционная площадка №1

«ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)»

Автор:

Ведениктова Елена Сергеевна

Должность: воспитатель

Контактный телефон:  89655416287

городской округ Рефтинский

2016 год

       Познавательное развитие дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она является одной из ведущих мотивов, побуждающих к формированию предпосылок учебной деятельности.             Доказано, что любознательность, заинтересованность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся само по себе. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

       На основании вышеизложенного, я определила противоречие: между проводимой работой в детском саду и семьёй и недостаточностью преобразованиями  развивающей предметно-пространственной среды в этом направлении.

       Из этих противоречий вытекает проблема: необходимость внедрять педагогические технологии, носящие активно деятельностный характер, сопровождающие процессы освоение образовательной программы в различных видах деятельности (познавательной) и совершенствовании развивающей предметно-пространственной среды.

       Учитывая выделенную проблему, я поставила перед собой цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности дошкольников посредством продуктивной деятельности.

        Для достижения цели определила следующие задачи:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательную деятельность детей;
  • совершенствовать и реализовывать  педагогические технологии, направленные на индивидуализацию дошкольного образования;
  • поддерживать партнерские отношения с родителями;
  • обеспечивать систему мониторинга условий качества образовательной деятельности.

     В своей деятельности, я ориентируюсь на содержание и организацию  образовательного процесса, что соответствует ФГОС дошкольного образования, на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных и личностных  качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В процессе своей работы я уделяю огромное внимание продуктивной деятельности, так как считаю, что ручной труд оказывает влияние на становление личности в целом.

            Продуктивные виды детской деятельности являются очень важным средством познавательного развития дошкольников, поскольку в процессе нее формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности. Я замечаю, что дети моей группы все чаще в свободное время идут к «Творческой мастерской», где они могут рисовать, лепить, вырезать, клеить, строить, и их это очень увлекает.

     Продуктивная деятельность имеет большое значение для развития психики ребенка дошкольного возраста, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его психических процессов, эмоционально - волевой сферы, способностей, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием дошкольников. В процессе занятий мы учимся и приходим к тому, что начав что-то делать, мы обязательно должны прийти к результату – к «готовому продукту» нашей деятельности.

     В процессе продуктивной деятельности дошкольники приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах.  Моделируя предметы окружающего мира, продуктивная деятельность приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. О чем бы мы ни разговаривали с ребятами, какую бы мы тему не обсуждали, все это находит отражение в итоговой работе, в каком- то  продукте. Если это осень, перелетные птицы, то мы рисуем, как они улетают, если это день народного единства, то мы пытаемся выразить в аппликации единство и дружбу народа, если это новый год, то обязательно украшения группы своими руками и т.д.

       Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определённое отношение к окружающей действительности и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.                                                                         

     Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие  способности.     У нас в группе есть интерактивная доска, которую мы очень часто используем. На доске я показываю детям как можно изобразить тот или иной предмет, как образец показываю уже готовые работы .   На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать материалы в определённой последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности.                                                                                                                          Использование в работе педагога ДОУ изобразительной деятельности и конструирования является и средством нормализации психических  процессов ребёнка. Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые ими при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата. Даже дети, у которых есть проблемы в общении, во время таких занятий раскрываются и переходят к доверительному общению.   Я считала необходимым определить место, куда дети могли бы выставлять свои творческие работы.  В нашей творческой мастерской  мы организовываем выставки наших работ, обсуждаем их.

Наиболее успешному развитию познавательных способностей у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности  способствуют следующие педагогические условия:

  • Создание предметно – пространственной развивающей среды, способствующей активному включению в познавательно – творческую деятельность всех детей группы.
  • Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и детей.
  • Учет возможностей каждого ребенка и сохранение его индивидуальности.
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в продуктивной деятельности.
  • Возможность широкого выбора детьми художественных средств выразительности и материалов для развития познавательного интереса и активного самовыражения.
  • Взаимодействие с родителями воспитанников по проблеме.

     Необходимым условием для развития стойкого познавательного интереса у дошкольников является создание проблемно - поисковых игровых ситуаций. Именно они составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

При проблемном обучении деятельность педагога совершенно меняется, потому что в этом случае детям не дают готовых знаний, а учат видеть и решать проблемы, открывать для себя новые знания. При этом деятельность детей приобретает  поисково – исследовательский характер и предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности для решения новых для него проблем. Например, я даю такие задания, как вылепить солдата, который марширует, как изготовить пушистую елочку, как изготовить объемный цветок.

      К деятельности детей подключаю обязательно родителей, т.к. один ребенок с поисковой, творческой деятельностью не справится. Предлагаю выполнить различные совместные задания: сделать поделку из бросового и природного материала, придумать развивающую игрушку, изготовить символ нового года т.д. Задания тщательно продумываю, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью.

      Таким образом, я пришла к выводу: взятая мною тема актуальна, так как занятия продуктивными  видами деятельности являются важным средством всестороннего развития ребенка. Правильно организованная продуктивная деятельность, где на первый план выходят партнерские отношения между воспитателем и детьми, где детям предоставляется большой выбор материала и способов действия, большая свобода деятельности, которые выступают также необходимым условием для познавательной активности, является более эффективной. Ребенок, овладевший основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, будет успешно адаптироваться к школе, у него будет высокий уровень познавательной активности.

Писательница Дорси  Лессинг считала, что у любого человека могут раскрыться сотни талантов и способностей, нужно лишь предоставить ему такую возможность.                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности посредством экспериментирования

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дош...

Консультация "Развитие познавательной активности посредством экспериментирования"

Дети – пытливые исследователи окружающего мира.Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперим...

программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – ...

Статья "Развитие познавательной активности посредством опытно - экспериментальной деятельности"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития....

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...