Статья "Развитие познавательной активности посредством опытно - экспериментальной деятельности"
статья на тему

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Осипова А.Я. МБДОУ «Детский сад №9» города Бийска-воспитатель.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОПЫТНО-ЭКСИЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Развитие познавательной деятельности, умственной  работоспособности, познавательной активности - важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. Так что же такое познавательная активность?                                                                                                                                    В научной литературе можно найти множество определений понятия активность. Термин «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой ребёнок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение позитивного результата. И так, познавательная активность-это черта личности, которая проявляется в её отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребёнком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности.                                                                           Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.  Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики. Изучив, проанализировав  специальную литературу, и в соответствии с программными задачами разработан план кружковой работы.

При составлении плана работы кружка «Хочу всё знать» были соблюдены следующие принципы: доступности материала, достоверности, сезонности, последовательности, подачи материала от простого к сложному, переход количественных изменений в качественные.

 Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля, поэтому общение, с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носило доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован и оформлен «уголок для экспериментирования и  исследовательской деятельности.  Работа по развитию поисково – познавательной деятельности велась по трем взаимосвязанным направлениям «Живая природа», «Неживая природа», «Предметное окружение».

Работая в направлении «Живая природа» воспитанники выявили потребность растений в воздухе, воде и свете. Выявляя потребность растения в воздухе, Пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива, провели опыты «Необходимость влаги для роста растений», «Посев и проращивание семян»  и сделали вывод, что растения без воды жить не могут.  Провели цикл опытов «Растениям для роста нужен свет», «Прорастание картофеля». Проверяли зависимость роста растений от тепла. В итоге пришли к выводу, что растение живое.

При работе по разделу «Неживая природа» в занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, запаха, вкуса, льется, тяжелая и т. д.  «Вода не имеет формы».

 Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов:  «Поиск воздуха». Был создан мини проект «Воздух-невидимка». Много интересных опытов провели со снегом и льдом, например, «Защитные свойства снега». Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка?

Поддерживая естественное расширение интересов детей в направлении «Предметное окружение», оказывалась помощь в познании предметов ближайшего окружения: в переходе от выделения ярко выраженных в них качеств и свойств к пониманию связей и отношений. При этом использовали систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и т. д.), то есть формировали чувственное познание окружающего мира.

В старшем дошкольном возрасте сложность опытов возрастает. Работа организовывается с учётом возрастных особенностей, подготовки теоретической базы, развивающей среды, чтобы у детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать. Дети активно проявляли познавательный интерес, применяли полученные знания в самостоятельной деятельности. Так как детям старшего дошкольного возраста доступны двух и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, мы все чаще задавали вопрос «Почему?». Сравнивая два объекта, предлагали находить не только разницу, но и сходство. Шире стали применять разнообразные формы фиксации результатов. Поскольку сложность опытов возросла, и самостоятельность детей повысилась, мы еще больше внимания уделили соблюдению правил безопасности. К концу этого возраста начали практиковать такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывали опыт, продумывали методику, распределяли обязанности между собой, сами выполняли и сами делали выводы.  Предоставляли детям возможность самим выдвигать гипотезы, проверять их истинность, делать вывод о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы. Мы руководствовались тем принципом, что овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Освоенные формы не отбрасывались, а наполнялись более сложным содержанием. Мы старались организовать всю работу таким образом, чтобы каждый ребенок мог владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно освоить новую форму, до которой он дозрел к данному моменту. Чтобы такое стало возможным, проводили эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей и одновременно готовили их к освоению новых, более сложных форм деятельности.  Осуществление всей этой работы способствовало созданию фундамента умений и навыков детей в области познания окружающего, развития познавательных способностей, активности.

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне, в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К.А.Тимирязев

В заключение можно сказать, что экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность. Совместное экспериментирование помогает  детям более детально узнать интересующие его вещи, сделать правильные выводы, а также получить доказательства более доступным языком. Для нас экспериментирование – не самоцель, а только способ ознакомления с миром.  

Список литературы

1. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80с.

2.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий - Волгоград: Учитель, 2011.-333с

3.Нищева Н.П. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-240с.

     4. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. – СПБ.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.; Сфера,2010. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.  Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, котора...

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу со временем, отличающиеся своей мобильностью, динамизмом, конс...

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Пояснительная записка Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:Дуб...