ООД по познанию "Народные промыслы России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Открытое занятие для подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_narodnye_promysly.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №2 «Рябинушка»

МР Калтасинский район РБ

Конспект открытого занятия

 «Народные промыслы России»

(подготовительная к школе группа)

                                                 Подготовила: воспитатель Кайранова Н.А.

                                                   

2022 г.

Интеграция образовательных областей«Познание»«Художественное творчество»«Музыка»«Коммуникация»

Цель: развитие познавательных способностей средствами фольклора и предметами народного прикладного промысла. Знакомство детей с изделиями народных промыслов

Задачи:

Образовательные:

- Повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,

- Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.

 - Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

- Учить различать материал из которого делают   игрушку.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров.

- Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.

Развивающие:

- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, воображение, умение отвечать на вопросы полными ответами.

- Развивать внимание, познавательную активность.

- Развивать логическое мышление, память

Оборудование: хохломские ложки, матрешки, дымковские барыни,  игрушка – забава. Словарная работа: Народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, элементы росписи

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание иллюстрации.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход занятия.

1.Вводная часть (организационный момент)

Мы скажем небу:

«Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

- Природе скажем мы

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Ему желаем счастья, любви и красоты!

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки, и сердца.

(встаем полукругом, возьмемся за руки, почувствуем тепло рук своих товарищей)

Вводная часть (мотивационный момент)

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия 

- А чем же славится наша страна?

 - Правильно ребята, а ещё наша страна славится: сказками, песнями, лесами и народным промыслом.

(Называю тему занятия)

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.

- Едем на «Ярмарку» к народным умельцам полюбоваться их изделиями и поучиться у них мастерству

Кто из вас знает, что такое ярмарка? (показ картинки «Ярмарка»)

Дети: место, где можно что- то купить.

Воспитатель: Ярмарка - это место, где можно купить разнообразный товар, изготовленный   своими руками.  Люди ходят по ярмарке, рассматривают и любуются, а товара там так много, что глаза разбегаются. Там же устраивают потехи, играет музыка, слышаться шутки, прибаутки, загадки. Дети катаются на каруселях, лошадках.

Хотите отправиться на веселую ярмарку?

Дети: да

Вот какие есть пословицы про таких людей:

«Всякая работа мастера хвалит»

«Только опыт создаёт настоящего мастера»

«Человек хорошо делает то, что любит»

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

А к каким же мастерам мы с вами отправимся?

Может наш друг Петрушка нам поможет? Давайте ребята его позовём.

На ширме появляется игрушка Петрушка.

«Здравствуйте ребятишки, девчонки кудрявые, курносые мальчишки.

Это снова я мальчишка веселушка, весёленький Петрушка»

Воспитатель: «Петрушка мы с ребятами собрались в гости к мастерам, а к кому идти мы не знаем. Ты нам не поможешь?

Петрушка: Да «Ой, простите, дырявая я голова, у меня ведь для вас кое- что имеется»

Достает матрешку.

-Ну мне пора, до свидания!

Воспитатель: «Спасибо Петрушка, до свидания!

Воспитатель: «Ребята вы знаете, что это?

Правильно это матрёшка. А матрёшка игрушка не простая, у неё есть свой секрет. В матрёшке живут её малые сестрицы, хотите посмотреть?

Воспитатель открывает матрёшку из неё достаёт загадку.

Воспитатель: «А вот и подсказка.

В матрёшках загадки про народные промыслы.

     1. Загадка: (воспитатель)

«Сине-белая посуда

Расскажи-ка ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими

Нежными, красивыми

(Гжель)

- Ребята, где на «Ярмарке» изделия гжельских мастеров?

- Подойдите к выставке.

-  Давайте расскажем гостям, как делают свои изделия гжельские мастера.

(белая глина, лепят, обжигают, расписывают)

- Ребята, а какую краску используют художники?

- А каким узором украшают изделия?

(широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, сетка, капелька)

А внутри матрешки еще есть загадка

(Алина выходит и достает загадку)

    2.   Загадка (Алина Ш.)

«Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор»

(Дымка)

- Ребята, подойдёмте к выставке мастеров по дымковской игрушке.

Это дымковские игрушки. Сделаны они все из глины. Называются дымковские, потому что их изготовили в селе Дымково.

- Расскажем нашим гостям, как мастера делают дымковскую игрушку.

(берут глину, разминают, лепят игрушку, обжигают, покрывают белой краской, а затем разрисовывают красильщики)

- Какие элементы используют мастера по росписи?

(линии прямые, волнистые, круги, точки, кольца, чёрточки)

На «Ярмарке» закружилась карусель – покатаемся.

- Игра «Карусель».

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все быстрее, быстрее, быстрей!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз-два-три-четыре-пять

Вот и кончилась игра.

Игра заканчивается тем, что дети хлопают в ладоши и разбегаются. Потом они снова собираются в круг и игра начинается сначала.

Следующая загадка от матрешки

(Алия достает загадку)

3. Загадка –( Алия)

«Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьётся и цветы

Удивительной красы

Блестят они, как золотые

Как будто солнцем залитые»

(Хохлома)

- А вот как делают и расписывают хохломскую посуду, мы сейчас посмотрим

(Презентация)

Ребята, какие основные краски используют мастера? (красный, чёрный, золотой)

Следующая загадка (София выходит)

4. Загадка – (София)

«Эти яркие сестрички

Дружно спрятали косички

И живут семьёй одной

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той ещё сестра меньшая

Доберёшься ты до крошки

Эти девицы …. (матрёшки)

- Подойдёмте к выставке матрёшек.

- Ребята, почему матрёшку называют «куколка с секретом»?

- Давайте расскажем, как делают матрёшку, какие породы дерева используют?

(берёза, лиственница, липа)

(срубают в конце зимы, начале весны – сушат, пилят на чурки, вытачивают на станке, сначала самую маленькую, затем побольше, и ещё побольше, вытачивают нижнюю часть, потом верхнюю)

Просмотр презентации «Матрешки»

Самира рассказывает о Полховск Майдановских матрешках.

А я, подружки из Майдана

Могу я стать звездой экрана

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными
    Спелыми и красными
.

Танец «Матрешки»

Мы же с вами на Ярмарке, давайте исполним танец «Матрёшки»: встаём в круг. Матрешка Самира в середине раздает платки, мальчикам муз инструменты (ложки).

Поднос с изделиями. Собирают пазлы.

- На Ярмарке мастера подарили нам свои изделия.

- Назовите названия народных промыслов? (гжель, дымка, хохлома)

- Ой, они у меня рассыпались, что же мне делать?

- Ребята, давайте разделимся на 3 команды, и каждая команда выберет, какое изделие она соберёт.

- Молодцы, спасибо вам! (дети садятся)

Итог:

Сейчас закрывайте глаза (звучит музыка)

Открывайте, вот мы и очутились снова в нашем садике. Наше путешествие подошло к концу.

- Что вам понравилось больше всего?

- Какие промыслами прославляется наша страна? (гжель, дымковские игрушки, хохлома)

- А хотелось ли бы вам, ребята, стать в будущем красильщиками?

- А сейчас выберите смайлик настроения.

- Мне тоже очень вы понравились, как вы старались, отвечали полным ответом, хорошо подготовили стихи-загадки.

Матрешка еще принесла вам сюрприз (достаю сладкий приз из коробки).

Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Народные промыслы России

Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...

"Народные промыслы России"

Презентация разделена на две части, при показе детям части нужно будет соединить. Для просмотра презентации детьми, фотографии использованные в презентации лучше увеличить....

Народные промыслы России

Стихотворения и к изображениям народных промыслов...

План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Годовой план работы воспитателя  по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...